Вопросы районной (городской) олимпиады школьников по биологии 2004-2005гг



Скачать 123.6 Kb.
Дата01.05.2016
Размер123.6 Kb.
Автор материалов: Мишакова В.Н., Заведующая учебно-методическим кабинетом биологии ООИПКРО

Вопросы районной (городской) олимпиады школьников по биологии

2004-2005гг.

9 класс


  1. Почему нельзя уничтожать всех насекомых-вредителей, несмотря на огромный вред, который они наносят сельскому хозяйству?

  2. На месте вырубленного леса часто начинается заболачивание почвы. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее освещаются и обогреваются солнцем?

  3. Два ученика спорили. Один утверждал, что кость сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

  4. Человек заболел. Врач подозревает по характеру и месту боли, что у него воспаление червеобразного отростка (аппендицит). Больному делают срочный анализ крови. Предположите, почему врач решил оперировать больного?

  5. Какие существуют формы естественного отбора? В каких условиях внешней среды они действуют?

  6. Дать краткий ответ (в одном предложении).

  • почему грибы, собранные около автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?

  • почему опасен угарный газ?

  • как изменяется состав крови в капиллярах большого круга кровообращения?

  1. Дать определение биологическим терминам:

  • млекопитающиеся

  • апоптоз

  • биоэтика

  • клон


Вопросы районной (городской) олимпиады школьников по биологии


2004-2005ãã.

10 êëàññ


  1. Почему капусту и томаты сажают рассадой, а свеклу и огурцы - семенами?

  2. С давних времен человек страдает от изнурительной болотной лихорадки (малярии), особенно распространенной в странах с теплым климатом. Почему долгое время перед ней была бессильна медицина?

  3. В 1 л. воздуха содержится 210 куб. см. кислорода. Человек при работе потребляет 6 л. кислорода. Сколько кислорода должно пройти через через его легкие за рабочий день (8 часов) ?

  4. Объясните свойства генетического кода.

  5. В молекуле ДНК находится 1600 нуклеотидов с гуанином, что составляет 20% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином (Т), аденином (А), цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и объясните полученный результат.

6. Дать краткий ответ (в одном предложении).

  • почему грибы, собранные около автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?

  • почему опасен угарный газ?

  • как изменяется состав крови в капиллярах большого круга кровообращения?

7. Дать определение биологическим терминам:

  • млекопитающиеся

  • апоптоз

  • биоэтика

  • клон


Вопросы районной (городской) олимпиады школьников по биологии.


2004-2005ãã.

11 êëàññ

  1. Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?

  2. Лишайники чувствительны к чистому воздуху. Они широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Почему?

  3. У человека нарыв на большом пальце руки, а через некоторое время у него опухают под мышкой лимфатические. Дайте объяснению этому явлению.

  4. Объясните свойства генетического кода.

  5. Скрестили два растения земляники садовой с розовыми плодами (красная окраска плода (В) неполно доминирует над белой (в). Определите генотип родителей, у гибридов первого поколения генотипы и соотношение их фенотипов.

6. Дать краткий ответ (в одном предложении).

  • почему грибы, собранные около автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?

  • почему опасен угарный газ?

  • как изменяется состав крови в капиллярах большого круга кровообращения?

7. Дать определение биологическим терминам:

  • млекопитающиеся

  • апоптоз

  • биоэтика

  • клон


Примерные ответы на вопросы районной (городской) олимпиады школьников по биологии

2004-2005 учебный год.

9 класс

  1. Если уничтожить всех насекомых-вредителей, то изменится пищевой баланс, будут нарушены пищевые связи, что приведет, в свою очередь, к значительному изменению животного мира. Так, в местах, где временно уничтожались комары, уменьшилось количество птиц и рыбы. Комары - основной корм для многих видов птиц, а их личинки - корм для рыб. 3 балла.

  2. Сведение лесов часто вызывает интенсивное развитие мхов, способствующих заболачиванию почвы. 2 балла.

  3. Прав первый ученик. Кость, действительно, очень сложный живой орган, имеющий особую физическую структуру и химический состав. Органические и неорганические вещества придают ей твердость. Трубчатое строение и губчатое вещество обусловливают прочность костей. 3 балла.

  4. Врач будет оперировать больного, если у него в крови обнаружится повышенное число лейкоцитов. 2 балла.

  5. см. материал на стр. 29 учебника 9 класса “Общие закономерности” авторов С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. 3 балла.

  6. 1.В них накапливаются ядовит- ые вещества (соли свинца и других тяжелых металлов), которые вызывают отравления и даже смертельный исход;

2. угарный газ легко образует с гемоглобином прочное соединение, в крови и тканях возникает недостаток кислорода, в тяжелых случаях может наступить смерть;

3. в крови уменьшается содержание кислорода и увеличивается содержание углекислого газа. 3 балла.



7.

  • млекопитающиеся - наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных.

  • апоптоз - смерть клетки.

  • биоэтика - наука о этичном отношении ко всему живому, в том числе и человеку.

  • клон - генетически однородное потомство одной клетки. 4 балла.



Итого за всю работу максимальное число баллов - 20 баллов.

Рекомендации:

  1. Ответы на задания примерные, методические комиссии в территориях выявляют лучших школьников.

Задачи предметных олимпиад:

  • поддержать интерес к предмету;

  • отметить нестандартный, творческий подход;

  • показать кругозор;

  • доказать свою самоценность.

Задачи районной (окружной) предметной комиссии:

  1. Определить уровень олимпиадной работы по элементам знаний, предложенных в примерных вопросах.

  2. Выработать собственный критериальный аппарат, дающий возможность не только количественной, но и качественной оценки олимпиадной работы.

  3. Наряду с номером школы и фамилией учителя выявлять элементы системной внеклассной работы по предмету (участие в кружковой работе, научных обществах учащихся, в элективных курсах и др.)

  4. Учитывать личностное продвижение по предмету (результаты прошедших олимпиад, конкурсов).


2. если школьник набрал 70% от общего количества баллов, то он может быть допущен к участию в областной олимпиаде.

Примерные ответы на вопросы районной (городской) олимпиады школьников по биологии. 2004-2005 учебный год. 10 класс

  1. Капуста и томаты - теплолюбивые растения, при посадке семенами они не успевают созревать за вегетативный период. К тому же они хорошо переносят пересадку в грунт в виде рассады. Свекла - холодоустойчивая культура и успевает в умеренном климате дать урожай при посеве семенами. Огурцы можно выращивать и семенами и рассадой. 2 балла.

  2. Возбудитель лихорадки (малярии) - малярийный плазмодий, но его нельзя было найти, пока не был открыт микроскоп. Открытие микроскопа позволило медицине и экологии изучить цикл развития малярийного паразита и найти средства для борьбы с малярией. 3 балла.

  3. У человека за рабочий день пройдет через легкие 2880 л. кислорода. 3 балла.

  4. Элементы ответа:

  • универсальность - един для всех организмов;

  • триплетность - каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами;

  • вырожденность - аминокислота кодируется болеечем одним триплетом;

  • однозначность - каждый триплет шифрует только одну аминокислоту;

  • внутри гена нет знаков припинания, они расположены внутри гена. 3 балла.

  1. Элементы ответа:

  • гуанин (Г) комплементарен цитозину (Ц), число таких нуклеотидов равно и составляет также 1600.

  • общее число нуклеотидов с гуанином и цитозином составляет 40%, что составляет 3200 нуклеотидов.

  • сумма нуклеотидов с аденином (А) и тимином (Т) составляет 60% (4800 нуклеотидам).

  • нуклеотиды с аденином и тимином комплементарны, их количество составляет в отдельности по 2400. 3 балла.

6. - в них накапливаются ядовитые вещества (соли свинца и других тяжелых металлов), которые вызывают отравления и даже смертельный исход;

  • угарный газ легко образует с гемоглобином прочное соединение, в крови и тканях возникает недостаток кислорода, в тяжелых случаях может наступить смерть;

  • в крови уменьшается содержание кислорода и увеличивается содержание углекислого газа. 2 балла.

7.

  • млекопитающиеся - наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных.

  • апоптоз - смерть клетки.

  • биоэтика - наука о этичном отношении ко всему живому, в том числе и человеку.

  • клон - генетически однородное потомство одной клетки. 4 балла.

Итого за всю работу максимальное число баллов - 20 баллов.

Рекомендации:

1.Ответы на задания - примерные, методические комиссии в территориях выявляют лучших школьников.

Задачи предметных олимпиад:

  • поддержать интерес к предмету;

  • отметить нестандартный, творческий подход;

  • показать кругозор;

  • доказать свою самоценность.

Задачи районной (окружной) предметной комиссии:

  1. Определить уровень олимпиадной работы по элементам знаний, предложенных в примерных вопросах.

  2. Выработать собственный критериальный аппарат, дающий возможность не только количественной, но и качественной оценки олимпиадной работы.

  3. Наряду с номером школы и фамилией учителя выявлять элементы системной внеклассной работы по предмету (участие в кружковой работе, научных обществах учащихся, в элективных курсах и др.)

  4. Учитывать личностное продвижение по предмету (результаты прошедших олимпиад, конкурсов).


2. если школьник набрал 70% от общего количества баллов, то он может быть допущен к участию в областной олимпиаде.

Примерные ответы на вопросы районной (городской) олимпиады школьников по биологии. 2004-2005 учебный год. 11 класс

  1. Утром при росе повышено тургорное давление, открыты устьица, стебли упругие, что облегчает их скашивание, а главное открытые устьица в дальнейшем значительно ускоряют процесс высушивания (трава, скошенная при закрытых устьицах, хуже сохнет). 2 балла.

  2. Для лишайников нужен чистый воздух, богатый кислородом. Лишайники - своего рода индикаторы чистоты воздуха. 2 балла.

  3. Лимфатические узлы играют важную роль в борьбе с микробами, попадающими в организм. В лимфатических узлах бактерии обезвреживаются путем фагоцитоза и образования антител. Микробы от большого пальца руки у человека по лимфатическим сосудам попали в ближайшие лимфатические узлы. 3 балла.

  4. Элементы ответа:

  • универсальность - един для всех организмов;

  • триплетность - каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами;

  • вырожденность - аминокислота кодируется болеечем одним триплетом;

  • однозначность - каждый триплет шифрует только одну аминокислоту;

  • внутри гена нет знаков припинания, они расположены внутри гена. 3 балла - если есть все 5 элементов.

  1. Элементы ответа:

  • генотипы родителей гетерозиготны - Вв х Вв;

  • генотипы потомства - ВВ, 2Вв, вв;

  • соотношение фенотипов 1:2:1 (1 с красными плодами, 2 - с розовыми, 1- с белыми). 3 балла.

6.- в них накапливаются ядовитые вещества (соли свинца и других тяжелых металлов), которые вызывают отравления и даже смертельный исход;

- угарный газ легко образует с гемоглобином прочное соединение, в крови и тканях возникает недостаток кислорода, в тяжелых случаях может наступить смерть;

- в крови уменьшается содержание кислорода и увеличивается содержание углекислого газа. 3 балла.

7.


  • млекопитающиеся - наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных.

  • апоптоз - смерть клетки.

  • биоэтика - наука о этичном отношении ко всему живому, в том числе и человеку.

  • клон - генетически однородное потомство одной клетки. 4 балла.



Итого за всю работу максимальное число баллов - 20 баллов.

Рекомендации:

  1. Ответы на задания примерные, методические комиссии в территориях выявляют лучших школьников.

Задачи предметных олимпиад:

  • поддержать интерес к предмету;

  • отметить нестандартный, творческий подход;

  • показать кругозор;

  • доказать свою самоценность.

Задачи районной (окружной) предметной комиссии:

  1. Определить уровень олимпиадной работы по элементам знаний, предложенных в примерных вопросах.

  2. Выработать собственный критериальный аппарат, дающий возможность не только количественной, но и качественной оценки олимпиадной работы.

  3. Наряду с номером школы и фамилией учителя выявлять элементы системной внеклассной работы по предмету (участие в кружковой работе, научных обществах учащихся, в элективных курсах и др.)

  4. Учитывать личностное продвижение по предмету (результаты прошедших олимпиад, конкурсов).


2. если школьник набрал 70% от общего количества баллов, то он может быть допущен к участию в областной олимпиаде.





Каталог: Text
Text -> Информация об услугах медицинского учреждения
Text -> Тегуаньинь №14
Text -> Закон ярославской области от 04 декабря 2006 года n 88-з о ветеринарии в Ярославской области Принят Государственной Думой Ярославской области 24 ноября 2006 года в редакции Закона яо от 05. 04. 2011 n 7-з ru 76000201100226
Text -> Закон Республики Бурятия от 26 марта 2005 г. N 1054-iii "Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в Республике Бурятия"
Text -> Краткое содержание: Родственную душу иногда трудно узнать Для голосования: #. fandom Kuroko no Basuke 2015 "Без консервантов"
Text -> Щербаков Михаил Константинович
Text -> Психология личности
Text -> Медленные инфекции, рассеянный склероз, боковой амиотрофический склероз и др

Скачать 123.6 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница