Автор материалов: Мишакова В.Н., Заведующая учебно-методическим кабинетом биологии ООИПКРО
Вопросы районной (городской) олимпиады школьников по биологии 2004-2005гг. 9 класс -
Почему нельзя уничтожать всех насекомых-вредителей, несмотря на огромный вред, который они наносят сельскому хозяйству?
-
На месте вырубленного леса часто начинается заболачивание почвы. Чем это можно объяснить, ведь эти участки гораздо сильнее освещаются и обогреваются солнцем?
-
Два ученика спорили. Один утверждал, что кость сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?
-
Человек заболел. Врач подозревает по характеру и месту боли, что у него воспаление червеобразного отростка (аппендицит). Больному делают срочный анализ крови. Предположите, почему врач решил оперировать больного?
-
Какие существуют формы естественного отбора? В каких условиях внешней среды они действуют?
-
Дать краткий ответ (в одном предложении).
-
почему грибы, собранные около автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?
-
почему опасен угарный газ?
-
как изменяется состав крови в капиллярах большого круга кровообращения?
-
Дать определение биологическим терминам:
-
млекопитающиеся
-
апоптоз
-
биоэтика
-
клон
Вопросы районной (городской) олимпиады школьников по биологии
2004-2005ãã.
10 êëàññ
-
Почему капусту и томаты сажают рассадой, а свеклу и огурцы - семенами?
-
С давних времен человек страдает от изнурительной болотной лихорадки (малярии), особенно распространенной в странах с теплым климатом. Почему долгое время перед ней была бессильна медицина?
-
В 1 л. воздуха содержится 210 куб. см. кислорода. Человек при работе потребляет 6 л. кислорода. Сколько кислорода должно пройти через через его легкие за рабочий день (8 часов) ?
-
Объясните свойства генетического кода.
-
В молекуле ДНК находится 1600 нуклеотидов с гуанином, что составляет 20% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином (Т), аденином (А), цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и объясните полученный результат.
6. Дать краткий ответ (в одном предложении).
-
почему грибы, собранные около автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?
-
почему опасен угарный газ?
-
как изменяется состав крови в капиллярах большого круга кровообращения?
7. Дать определение биологическим терминам:
-
млекопитающиеся
-
апоптоз
-
биоэтика
-
клон
Вопросы районной (городской) олимпиады школьников по биологии.
2004-2005ãã.
11 êëàññ
-
Косить траву можно в любое время дня, но народная мудрость гласит, что лучше всего ее косить утром. Справедливо ли это утверждение?
-
Лишайники чувствительны к чистому воздуху. Они широко распространены в природе, но почти не встречаются в больших городах. Почему?
-
У человека нарыв на большом пальце руки, а через некоторое время у него опухают под мышкой лимфатические. Дайте объяснению этому явлению.
-
Объясните свойства генетического кода.
-
Скрестили два растения земляники садовой с розовыми плодами (красная окраска плода (В) неполно доминирует над белой (в). Определите генотип родителей, у гибридов первого поколения генотипы и соотношение их фенотипов.
6. Дать краткий ответ (в одном предложении).
-
почему грибы, собранные около автомобильной трассы, опасно употреблять в пищу?
-
почему опасен угарный газ?
-
как изменяется состав крови в капиллярах большого круга кровообращения?
7. Дать определение биологическим терминам:
-
млекопитающиеся
-
апоптоз
-
биоэтика
-
клон
Примерные ответы на вопросы районной (городской) олимпиады школьников по биологии
2004-2005 учебный год.
9 класс
-
Если уничтожить всех насекомых-вредителей, то изменится пищевой баланс, будут нарушены пищевые связи, что приведет, в свою очередь, к значительному изменению животного мира. Так, в местах, где временно уничтожались комары, уменьшилось количество птиц и рыбы. Комары - основной корм для многих видов птиц, а их личинки - корм для рыб. 3 балла.
-
Сведение лесов часто вызывает интенсивное развитие мхов, способствующих заболачиванию почвы. 2 балла.
-
Прав первый ученик. Кость, действительно, очень сложный живой орган, имеющий особую физическую структуру и химический состав. Органические и неорганические вещества придают ей твердость. Трубчатое строение и губчатое вещество обусловливают прочность костей. 3 балла.
-
Врач будет оперировать больного, если у него в крови обнаружится повышенное число лейкоцитов. 2 балла.
-
см. материал на стр. 29 учебника 9 класса “Общие закономерности” авторов С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. 3 балла.
-
1.В них накапливаются ядовит- ые вещества (соли свинца и других тяжелых металлов), которые вызывают отравления и даже смертельный исход;
2. угарный газ легко образует с гемоглобином прочное соединение, в крови и тканях возникает недостаток кислорода, в тяжелых случаях может наступить смерть;
3. в крови уменьшается содержание кислорода и увеличивается содержание углекислого газа. 3 балла.
7.
-
млекопитающиеся - наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных.
-
апоптоз - смерть клетки.
-
биоэтика - наука о этичном отношении ко всему живому, в том числе и человеку.
-
клон - генетически однородное потомство одной клетки. 4 балла.
Итого за всю работу максимальное число баллов - 20 баллов.
Рекомендации:
-
Ответы на задания примерные, методические комиссии в территориях выявляют лучших школьников.
Задачи предметных олимпиад:
-
поддержать интерес к предмету;
-
отметить нестандартный, творческий подход;
-
показать кругозор;
-
доказать свою самоценность.
Задачи районной (окружной) предметной комиссии:
-
Определить уровень олимпиадной работы по элементам знаний, предложенных в примерных вопросах.
-
Выработать собственный критериальный аппарат, дающий возможность не только количественной, но и качественной оценки олимпиадной работы.
-
Наряду с номером школы и фамилией учителя выявлять элементы системной внеклассной работы по предмету (участие в кружковой работе, научных обществах учащихся, в элективных курсах и др.)
-
Учитывать личностное продвижение по предмету (результаты прошедших олимпиад, конкурсов).
2. если школьник набрал 70% от общего количества баллов, то он может быть допущен к участию в областной олимпиаде.
Примерные ответы на вопросы районной (городской) олимпиады школьников по биологии. 2004-2005 учебный год. 10 класс
-
Капуста и томаты - теплолюбивые растения, при посадке семенами они не успевают созревать за вегетативный период. К тому же они хорошо переносят пересадку в грунт в виде рассады. Свекла - холодоустойчивая культура и успевает в умеренном климате дать урожай при посеве семенами. Огурцы можно выращивать и семенами и рассадой. 2 балла.
-
Возбудитель лихорадки (малярии) - малярийный плазмодий, но его нельзя было найти, пока не был открыт микроскоп. Открытие микроскопа позволило медицине и экологии изучить цикл развития малярийного паразита и найти средства для борьбы с малярией. 3 балла.
-
У человека за рабочий день пройдет через легкие 2880 л. кислорода. 3 балла.
-
Элементы ответа:
-
универсальность - един для всех организмов;
-
триплетность - каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами;
-
вырожденность - аминокислота кодируется болеечем одним триплетом;
-
однозначность - каждый триплет шифрует только одну аминокислоту;
-
внутри гена нет знаков припинания, они расположены внутри гена. 3 балла.
-
Элементы ответа:
-
гуанин (Г) комплементарен цитозину (Ц), число таких нуклеотидов равно и составляет также 1600.
-
общее число нуклеотидов с гуанином и цитозином составляет 40%, что составляет 3200 нуклеотидов.
-
сумма нуклеотидов с аденином (А) и тимином (Т) составляет 60% (4800 нуклеотидам).
-
нуклеотиды с аденином и тимином комплементарны, их количество составляет в отдельности по 2400. 3 балла.
6. - в них накапливаются ядовитые вещества (соли свинца и других тяжелых металлов), которые вызывают отравления и даже смертельный исход;
-
угарный газ легко образует с гемоглобином прочное соединение, в крови и тканях возникает недостаток кислорода, в тяжелых случаях может наступить смерть;
-
в крови уменьшается содержание кислорода и увеличивается содержание углекислого газа. 2 балла.
7.
-
млекопитающиеся - наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных.
-
апоптоз - смерть клетки.
-
биоэтика - наука о этичном отношении ко всему живому, в том числе и человеку.
-
клон - генетически однородное потомство одной клетки. 4 балла.
Итого за всю работу максимальное число баллов - 20 баллов.
Рекомендации:
1.Ответы на задания - примерные, методические комиссии в территориях выявляют лучших школьников.
Задачи предметных олимпиад:
-
поддержать интерес к предмету;
-
отметить нестандартный, творческий подход;
-
показать кругозор;
-
доказать свою самоценность.
Задачи районной (окружной) предметной комиссии:
-
Определить уровень олимпиадной работы по элементам знаний, предложенных в примерных вопросах.
-
Выработать собственный критериальный аппарат, дающий возможность не только количественной, но и качественной оценки олимпиадной работы.
-
Наряду с номером школы и фамилией учителя выявлять элементы системной внеклассной работы по предмету (участие в кружковой работе, научных обществах учащихся, в элективных курсах и др.)
-
Учитывать личностное продвижение по предмету (результаты прошедших олимпиад, конкурсов).
2. если школьник набрал 70% от общего количества баллов, то он может быть допущен к участию в областной олимпиаде.
Примерные ответы на вопросы районной (городской) олимпиады школьников по биологии. 2004-2005 учебный год. 11 класс
-
Утром при росе повышено тургорное давление, открыты устьица, стебли упругие, что облегчает их скашивание, а главное открытые устьица в дальнейшем значительно ускоряют процесс высушивания (трава, скошенная при закрытых устьицах, хуже сохнет). 2 балла.
-
Для лишайников нужен чистый воздух, богатый кислородом. Лишайники - своего рода индикаторы чистоты воздуха. 2 балла.
-
Лимфатические узлы играют важную роль в борьбе с микробами, попадающими в организм. В лимфатических узлах бактерии обезвреживаются путем фагоцитоза и образования антител. Микробы от большого пальца руки у человека по лимфатическим сосудам попали в ближайшие лимфатические узлы. 3 балла.
-
Элементы ответа:
-
универсальность - един для всех организмов;
-
триплетность - каждая аминокислота кодируется тремя нуклеотидами;
-
вырожденность - аминокислота кодируется болеечем одним триплетом;
-
однозначность - каждый триплет шифрует только одну аминокислоту;
-
внутри гена нет знаков припинания, они расположены внутри гена. 3 балла - если есть все 5 элементов.
-
Элементы ответа:
-
генотипы родителей гетерозиготны - Вв х Вв;
-
генотипы потомства - ВВ, 2Вв, вв;
-
соотношение фенотипов 1:2:1 (1 с красными плодами, 2 - с розовыми, 1- с белыми). 3 балла.
6.- в них накапливаются ядовитые вещества (соли свинца и других тяжелых металлов), которые вызывают отравления и даже смертельный исход;
- угарный газ легко образует с гемоглобином прочное соединение, в крови и тканях возникает недостаток кислорода, в тяжелых случаях может наступить смерть;
- в крови уменьшается содержание кислорода и увеличивается содержание углекислого газа. 3 балла.
7.
-
млекопитающиеся - наиболее высокоорганизованный класс позвоночных животных.
-
апоптоз - смерть клетки.
-
биоэтика - наука о этичном отношении ко всему живому, в том числе и человеку.
-
клон - генетически однородное потомство одной клетки. 4 балла.
Итого за всю работу максимальное число баллов - 20 баллов.
Рекомендации:
-
Ответы на задания примерные, методические комиссии в территориях выявляют лучших школьников.
Задачи предметных олимпиад:
-
поддержать интерес к предмету;
-
отметить нестандартный, творческий подход;
-
показать кругозор;
-
доказать свою самоценность.
Задачи районной (окружной) предметной комиссии:
-
Определить уровень олимпиадной работы по элементам знаний, предложенных в примерных вопросах.
-
Выработать собственный критериальный аппарат, дающий возможность не только количественной, но и качественной оценки олимпиадной работы.
-
Наряду с номером школы и фамилией учителя выявлять элементы системной внеклассной работы по предмету (участие в кружковой работе, научных обществах учащихся, в элективных курсах и др.)
-
Учитывать личностное продвижение по предмету (результаты прошедших олимпиад, конкурсов).
2. если школьник набрал 70% от общего количества баллов, то он может быть допущен к участию в областной олимпиаде.
Поделитесь с Вашими друзьями: |