ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
«Утверждаю»
Директор РИ АлтГУ
___________ В.И. Машуков
«_____» ________________ 2007 г.
Учебно-методический комплекс
«Клиническая психология»
(для отделения высшего профессионального образования,
специальности «Психология»)
Рубцовск 2010
Кафедра |
—— психологии
|
Шифр и наименование дисциплины
|
—— Клиническая психология
|
Статус дисциплины
|
—— обязательная
|
Курс
|
—— 4
|
Специальности
|
—— «Психология»
|
Форма обучения
|
—— очная
|
Объём дисциплины
|
—— 120 часов, 1 зачетная единица
|
Зав. кафедрой психологии
___________________ Волкова Т.Г.
Зам. директора по учебной работе
____________________ Жданова Е.А.
Автор: Саидова Е.Н., старший преподаватель кафедры психологии.
СОДЕРЖАНИЕ УМК
1. ПРОГРАММА КУРСА «Клиническая психология». 4
1.1.Тематический план дисциплины «Клиническая психология» 4
Темы семинарских занятий (для дневного отделения). 9
2. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 14
Темы курсовых работ (рефератов) 14
Темы творческих заданий 14
Вопросы к экзамену 18
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20
1. ПРОГРАММА КУРСА «Клиническая психология». 1.1.Тематический план дисциплины «Клиническая психология»
Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс курса «Клиническая психология» составлен на основе учебной программы курса, программы «Клиническая психология», разработанной кандидатом психологичнских наук, доцентом кафедры психологии АГУ Труевцевым Д.В. , а так же требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ».
Курс «Клиническая психология» предназначен для студентов 4 курса обучения на психологических факультетах по специальности 030301 «Психология» и 030302 «Клиническая психология»и предполагает изучение основных разделов данной психологической отрасли (нейропсихология, патопсихология, психосоматика), методов клинической психологии, ее становление и развитие.
С нашей точки зрения, лейтмотивом данного курса должен быть историко-культурный анализ причин выделения определенных типов психической патологии в качестве самостоятельных нозологических единиц. В рамках курса изучается и современное состояние, психологические модели психических расстройств в отечественной и зарубежной клинической психологии, приемы психологической помощи (методы нормирования и социального воздействия), а также разные варианты психологической интерпретации психиатрических расстройств. Авторский взгляд на предмет данного курса позволяет формировать у студентов рефлексивную позицию по отношению к разным дискурсам клинической психологии и психиатрии, к рассмотрению нозологии в широком историко-культурном и социальном контексте.
Разработанный курс предусматривает изучение следующей цели - изучение основных принципов работы клинического психолога, классификация и механизмы возникновения и протекания психической патологии, методы исследования и психотерапии психической патологии, знакомство с подходами, в которых концептуализируется клиника. Общий объем часов – 90, из них – аудиторных часов – 50, часов самостоятельной работы – 40 часов.
Предметом профессиональной деятельности клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности. Клинический психолог должен уметь выполнять диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую и другие виды профессиональной деятельностей.
Шрамлю одним из первых в немецкоязычных странах предложил понимать клиническую психологию шире, чем просто психологию в клинике: «Клиническая психология – это применение знаний и техник, методов основных психологических специальностей, а также смежных с ними дисциплин, таких как глубинная психология, социология и социальная педагогика в широком клиническом поле: от консультационных бюро и специализированных воспитательных учреждений до больницы».
Формируясь как прикладная область психологии, клиническая психология использует теорию и методы психологической науки для исследования роли психических факторов в этиологии, патогенезе, лечении и профилактике заболеваний, диагностике нарушений психических функций, процессов, состояний, личности и поведения человека в условиях болезни или в ситуациях, угрожающих нарушениям психического здоровья. Методология и методы клинической психологии должны использоваться в практике любой отрасли клинической и профилактической медицины, в каждой из которых решаются свои проблемы, задачи. Вместе с тем, клиническая психология в настоящее время может рассматриваться и в качестве науки для развития других медицинских дисциплин: психиатрии, наркологии, психотерапии, др., раскрывая закономерности развития и формирования психической сферы человека в условиях патологии и предпатологии (отталкиваясь от понятия «нормы»). Клиническая психология имеет свой объект и предмет, методы исследований, отличные от других смежных дисциплин. Сближает ее с другими психологическими дисциплинами (общей, дифференциальной, социальной, педагогической и др. психологией) психологическая диагностика, ее принципы и методы, хотя существует немало методик, разработанных именно в рамках медицинской (клинической) психологии.
Предмет курса - принципы работы клинического психолога, классификация и механизмы возникновения и протекания психической патологии, методы исследования и психотерапии психической патологии, знакомство с психологическими подходами, в которых концептуализируется клиника.
Цель курса - изучение основных принципов работы клинического психолога, классификация и механизмы возникновения и протекания психической патологии, методы исследования и психотерапии психической патологии, знакомство с подходами, в которых концептуализируется клиника.
Задачи курса:
-
изучение принципов работы клинического психолога, исторической ретроспективы (конструирования, возникновения, функционирования дискурсов о безумии, сумасшествии, норме и патологии);
-
изучение основных понятий, категорий клинической психологии, проблематики клинической психологии;
-
задачи и профессиональные компетенции клинического психолога;
-
изучение антиномий феномена «норма - патология» и феномена категориальных трансформаций и изменений предмета клинической психологии в социокультурном контексте;
-
исследование объяснительных моделей отклоняющегося поведения, характерных для разных эпох;
-
изучение классификации и механизмов возникновения и протекания психической патологии (патологии психических состояний, личности, мотивации, эмоционально-волевой сферы), методов исследования и психотерапии психической патологии, знакомство с психологическими подходами, в которых концептуализируется клиника.
-
Требования к уровню освоения содержания курса:
В результате изучения курса «Клиническая психология» студент должен усвоить:
-
изучить принципы работы клинического психолога, уметь анализировать и осмыслять историко-социальную ретроспективу (конструирование, возникновение, функционирование дискурсов о безумии, сумасшествии, норме и патологии);
-
изучить основные понятия, категории клинической психологии, проблематику клинической психологии;
-
задачи и профессиональные компетенции клинического психолога;
-
изучить антиномии феномена «норма - патология» и осмыслить категориальные трансформации и изменение предмета клинической психологии в социокультурном контексте;
-
знать классификации и механизмы возникновения и протекания психической патологии, знать и иметь навыки работы с методами исследования и психотерапии психической патологии, ознакомиться с психологическими подходами, в которых концептуализируется клиника.
Формы контроля
Текущая аттестация студентов осуществляется на семинарских и практических занятиях через устные ответы, подготовленные сообщения, сравнительные письменные анализы, программно-дидактические тесты, решение психологических задач.
Промежуточная аттестация студентов проводится в ноябре текущего учебного года. В качестве средств аттестации используются критериально-ориентированные тесты и творческие задания.
Итоговая аттестация проводится в форме экзамена в первом семестре.
Тематический план дисциплины «Клиническая психология» (дневное отделение)
Дидактические единицы, (ДЕ)
|
Тема
|
Максим. учебная нагрузка студентов, час
|
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
|
Самостоятельная работа студентов
|
всего
|
Лекции
|
семинары
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
ДЕ I
30 баллов
|
Становление и развитие клинической психологии
|
25
|
10
|
6
|
6
|
15
|
Промежуточный контроль
|
тест
|
ДЕ II
30 баллов
|
Теоретико-методологические основы клинической психологии
|
25
|
10
|
4
|
4
|
15
|
Промежуточный контроль
|
тест
|
ДЕ III
40 баллов
|
Разделы клинической психологии. Выделение разных видов психической патологии, психологические модели психических расстройств в отечественной и зарубежной клинической психологии, приемы психологической помощи.
|
70
|
40
|
30
|
10
|
30
|
Итоговый контроль
|
Экзамен
|
Итого часов
|
120
|
60
|
40
|
20
|
60
|
-
Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы)
ДЕ 1
Тема 1. Становление и развитие клинической психологии.
Аудиторное изучение:
Становление клинической психологии как одной из отраслей психологической науки. Возникновение первых научных представлений и психике. Алкемон Кротонский, Гиппократ. Анатомо-физиологические сведения эллинов, Гален. Средние века. Возрождение, влияние новых научных открытий на развитие психологии. Бэко, Декарт, Спиноза, Локк. Развитие передовой мысли о природе человека в России (18в.). Мейер, Галь и их взгляды на природу человека. М.Холл, Мюллер и развитие учения о рефлексе. Вебер, Гельмкгольц и значение их исследований для клинической психологии. Сеченов и его открытия. Выводы о рефлекторной природе психики. Вернике, Джексон и их исследования функционирования мозга. Вундт и его труды. Уитмер и понятие клиническая психология. Крепелин и значение его трудов в психиатрии. Блейер, Кречмер, Бине, Рибо. Фрейд. Разработка экспериментальной психологии в России в 19-20в.
Самостоятельное изучение:
Новые направления в психологии и их влияние на формирование и развитие клинической психологии. Становление и развитие клинической психологии. Бехтерев, Павлов, Рубинштейн, Леонтьев, Теплов, Ананьев, Мясищев. И другие отечественные исследователи и их вклад в развитие клинической психологии.
ДЕ 2
Тема 2. Теоретико-методологические основы клинической психологии.
Аудиторное изучение:
Общая характеристика клинической психологии. взаимосвязь клинической психологии с другими науками. Методологические принципы в клинической психологии.
Самостоятельное изучение:
Основные задачи и общие принципы психологического исследования. Этика в клинической психологии.
ДЕ 3
Тема 3. Разделы клинической психологии. Выделение разных видов психической патологии, психологические модели психических расстройств в отечественной и зарубежной клинической психологии, приемы психологической помощи.
Нейропсихология, основные понятия, общие принципы функционирования мозга человека, анатомо-морфологическая база высших психических функций человека, методы нейропсихологического исследования, анализаторные системы, нейропсихологические механизмы управления поведением, проблема речи в нейропсихологии, нейропсихологические синдромы полимодального генеза, функциональные механизмы памяти и ее расстройства при локальных поражениях мозга, внимание, его неспецифические и специфические расстройства, нарушения мышления при поражении мозга, нарушения эмоций при поражении мозга. патопсихология, особенности и задачи патопсихологического исследования. Расстройства психических процессов: расстройства сенсорно-перцептивной сферы, расстройства памяти, нарушения мышления и интеллекта, нарушения внимания, эмоциональные расстройства. Основы психосоматики. Антропологическое направление. Концепция профиля личности. Концепция алекситимии, психиатрия консультирования-взаимодействия как одно из направлений современной психосоматики,.
Самостоятельное изучение:
Кризис психосоматической медицины. Проблема психосоматических соотношений в отечественной медицине. Изменения психической деятельности при хронических соматических заболеваниях, психосоматические аспекты боли. Психология аномального развития. Психология отклоняющегося поведения. Основы психологического воздействия в клинике, психологическое сопровождение диагностического и терапевтического процесса, организация деятельности клинического психолога.
Поделитесь с Вашими друзьями: |