Учебно-методический комплекс «Клиническая психология»



страница1/4
Дата03.05.2016
Размер231 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
«Утверждаю»

Директор РИ АлтГУ

___________ В.И. Машуков

«_____» ________________ 2007 г.


Учебно-методический комплекс
«Клиническая психология»
(для отделения высшего профессионального образования,

специальности «Психология»)

Рубцовск 2010

Кафедра

—— психологии

Шифр и наименование дисциплины

—— Клиническая психология

Статус дисциплины

—— обязательная

Курс

—— 4

Специальности

—— «Психология»

Форма обучения

—— очная

Объём дисциплины

—— 120 часов, 1 зачетная единица

Зав. кафедрой психологии

___________________ Волкова Т.Г.

Зам. директора по учебной работе

____________________ Жданова Е.А.

Автор: Саидова Е.Н., старший преподаватель кафедры психологии.

СОДЕРЖАНИЕ УМК


1. ПРОГРАММА КУРСА «Клиническая психология». 4

1.1.Тематический план дисциплины «Клиническая психология» 4

Темы семинарских занятий (для дневного отделения). 9

2. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ 14

Темы курсовых работ (рефератов) 14

Темы творческих заданий 14

Вопросы к экзамену 18

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 20



4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 20


1. ПРОГРАММА КУРСА «Клиническая психология».

1.1.Тематический план дисциплины «Клиническая психология»



Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс курса «Клиническая психология» составлен на основе учебной программы курса, программы «Клиническая психология», разработанной кандидатом психологичнских наук, доцентом кафедры психологии АГУ Труевцевым Д.В. , а так же требований федеральных, региональных и вузовских стандартов с учетом специфики организации учебного процесса в Рубцовском институте (филиале) АлтГУ».

Курс «Клиническая психология» предназначен для студентов 4 курса обучения на психологических факультетах по специальности 030301 «Психология» и 030302 «Клиническая психология»и предполагает изучение основных разделов данной психологической отрасли (нейропсихология, патопсихология, психосоматика), методов клинической психологии, ее становление и развитие.

С нашей точки зрения, лейтмотивом данного курса должен быть историко-культурный анализ причин выделения определенных типов психической патологии в качестве самостоятельных нозологических единиц. В рамках курса изучается и современное состояние, психологические модели психических расстройств в отечественной и зарубежной клинической психологии, приемы психологической помощи (методы нормирования и социального воздействия), а также разные варианты психологической интерпретации психиатрических расстройств. Авторский взгляд на предмет данного курса позволяет формировать у студентов рефлексивную позицию по отношению к разным дискурсам клинической психологии и психиатрии, к рассмотрению нозологии в широком историко-культурном и социальном контексте.

Разработанный курс предусматривает изучение следующей цели - изучение основных принципов работы клинического психолога, классификация и механизмы возникновения и протекания психической патологии, методы исследования и психотерапии психической патологии, знакомство с подходами, в которых концептуализируется клиника. Общий объем часов – 90, из них – аудиторных часов – 50, часов самостоятельной работы – 40 часов.

Предметом профессиональной деятельности клинического психолога являются психические процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности. Клинический психолог должен уметь выполнять диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую и другие виды профессиональной деятельностей.

Шрамлю одним из первых в немецкоязычных странах предложил понимать клиническую психологию шире, чем просто психологию в клинике: «Клиническая психология – это применение знаний и техник, методов основных психологических специальностей, а также смежных с ними дисциплин, таких как глубинная психология, социология и социальная педагогика в широком клиническом поле: от консультационных бюро и специализированных воспитательных учреждений до больницы».



Формируясь как прикладная область психологии, клиническая психология использует теорию и методы психологической науки для исследования роли психических факторов в этиологии, патогенезе, лечении и профилактике заболеваний, диагностике нарушений психических функций, процессов, состояний, личности и поведения человека в условиях болезни или в ситуациях, угрожающих нарушениям психического здоровья. Методология и методы клинической психологии должны использоваться в практике любой отрасли клинической и профилактической медицины, в каждой из которых решаются свои проблемы, задачи. Вместе с тем, клиническая психология в настоящее время может рассматриваться и в качестве науки для развития других медицинских дисциплин: психиатрии, наркологии, психотерапии, др., раскрывая закономерности развития и формирования психической сферы человека в условиях патологии и предпатологии (отталкиваясь от понятия «нормы»). Клиническая психология имеет свой объект и предмет, методы исследований, отличные от других смежных дисциплин. Сближает ее с другими психологическими дисциплинами (общей, дифференциальной, социальной, педагогической и др. психологией) психологическая диагностика, ее принципы и методы, хотя существует немало методик, разработанных именно в рамках медицинской (клинической) психологии.



    • Цели и задачи

Предмет курса - принципы работы клинического психолога, классификация и механизмы возникновения и протекания психической патологии, методы исследования и психотерапии психической патологии, знакомство с психологическими подходами, в которых концептуализируется клиника.

Цель курса - изучение основных принципов работы клинического психолога, классификация и механизмы возникновения и протекания психической патологии, методы исследования и психотерапии психической патологии, знакомство с подходами, в которых концептуализируется клиника.

Задачи курса:

  • изучение принципов работы клинического психолога, исторической ретроспективы (конструирования, возникновения, функционирования дискурсов о безумии, сумасшествии, норме и патологии);

  • изучение основных понятий, категорий клинической психологии, проблематики клинической психологии;

  • задачи и профессиональные компетенции клинического психолога;

  • изучение антиномий феномена «норма - патология» и феномена категориальных трансформаций и изменений предмета клинической психологии в социокультурном контексте;

  • исследование объяснительных моделей отклоняющегося поведения, характерных для разных эпох;

  • изучение классификации и механизмов возникновения и протекания психической патологии (патологии психических состояний, личности, мотивации, эмоционально-волевой сферы), методов исследования и психотерапии психической патологии, знакомство с психологическими подходами, в которых концептуализируется клиника.




  • Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате изучения курса «Клиническая психология» студент должен усвоить:



  • изучить принципы работы клинического психолога, уметь анализировать и осмыслять историко-социальную ретроспективу (конструирование, возникновение, функционирование дискурсов о безумии, сумасшествии, норме и патологии);

  • изучить основные понятия, категории клинической психологии, проблематику клинической психологии;

  • задачи и профессиональные компетенции клинического психолога;

  • изучить антиномии феномена «норма - патология» и осмыслить категориальные трансформации и изменение предмета клинической психологии в социокультурном контексте;

  • знать классификации и механизмы возникновения и протекания психической патологии, знать и иметь навыки работы с методами исследования и психотерапии психической патологии, ознакомиться с психологическими подходами, в которых концептуализируется клиника.

Формы контроля

Текущая аттестация студентов осуществляется на семинарских и практических занятиях через устные ответы, подготовленные сообщения, сравнительные письменные анализы, программно-дидактические тесты, решение психологических задач.

Промежуточная аттестация студентов проводится в ноябре текущего учебного года. В качестве средств аттестации используются критериально-ориентированные тесты и творческие задания.

Итоговая аттестация проводится в форме экзамена в первом семестре.
Тематический план дисциплины «Клиническая психология» (дневное отделение)



Дидактические единицы, (ДЕ)

Тема

Максим. учебная нагрузка студентов, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студентов

всего

Лекции

семинары

1

2

3

4

5

6

7

ДЕ I


30 баллов

Становление и развитие клинической психологии

25

10

6

6

15

Промежуточный контроль

тест

ДЕ II

30 баллов



Теоретико-методологические основы клинической психологии

25

10

4

4

15

Промежуточный контроль

тест

ДЕ III


40 баллов

Разделы клинической психологии. Выделение разных видов психической патологии, психологические модели психических расстройств в отечественной и зарубежной клинической психологии, приемы психологической помощи.

70

40

30

10

30

Итоговый контроль

Экзамен

Итого часов

120

60

40

20

60




    1. Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы)

ДЕ 1


Тема 1. Становление и развитие клинической психологии.

Аудиторное изучение:

Становление клинической психологии как одной из отраслей психологической науки. Возникновение первых научных представлений и психике. Алкемон Кротонский, Гиппократ. Анатомо-физиологические сведения эллинов, Гален. Средние века. Возрождение, влияние новых научных открытий на развитие психологии. Бэко, Декарт, Спиноза, Локк. Развитие передовой мысли о природе человека в России (18в.). Мейер, Галь и их взгляды на природу человека. М.Холл, Мюллер и развитие учения о рефлексе. Вебер, Гельмкгольц и значение их исследований для клинической психологии. Сеченов и его открытия. Выводы о рефлекторной природе психики. Вернике, Джексон и их исследования функционирования мозга. Вундт и его труды. Уитмер и понятие клиническая психология. Крепелин и значение его трудов в психиатрии. Блейер, Кречмер, Бине, Рибо. Фрейд. Разработка экспериментальной психологии в России в 19-20в.

Самостоятельное изучение:

Новые направления в психологии и их влияние на формирование и развитие клинической психологии. Становление и развитие клинической психологии. Бехтерев, Павлов, Рубинштейн, Леонтьев, Теплов, Ананьев, Мясищев. И другие отечественные исследователи и их вклад в развитие клинической психологии.

ДЕ 2
Тема 2. Теоретико-методологические основы клинической психологии.



Аудиторное изучение:

Общая характеристика клинической психологии. взаимосвязь клинической психологии с другими науками. Методологические принципы в клинической психологии.



Самостоятельное изучение:

Основные задачи и общие принципы психологического исследования. Этика в клинической психологии.


ДЕ 3
Тема 3. Разделы клинической психологии. Выделение разных видов психической патологии, психологические модели психических расстройств в отечественной и зарубежной клинической психологии, приемы психологической помощи.
Нейропсихология, основные понятия, общие принципы функционирования мозга человека, анатомо-морфологическая база высших психических функций человека, методы нейропсихологического исследования, анализаторные системы, нейропсихологические механизмы управления поведением, проблема речи в нейропсихологии, нейропсихологические синдромы полимодального генеза, функциональные механизмы памяти и ее расстройства при локальных поражениях мозга, внимание, его неспецифические и специфические расстройства, нарушения мышления при поражении мозга, нарушения эмоций при поражении мозга. патопсихология, особенности и задачи патопсихологического исследования. Расстройства психических процессов: расстройства сенсорно-перцептивной сферы, расстройства памяти, нарушения мышления и интеллекта, нарушения внимания, эмоциональные расстройства. Основы психосоматики. Антропологическое направление. Концепция профиля личности. Концепция алекситимии, психиатрия консультирования-взаимодействия как одно из направлений современной психосоматики,.

Самостоятельное изучение:

Кризис психосоматической медицины. Проблема психосоматических соотношений в отечественной медицине. Изменения психической деятельности при хронических соматических заболеваниях, психосоматические аспекты боли. Психология аномального развития. Психология отклоняющегося поведения. Основы психологического воздействия в клинике, психологическое сопровождение диагностического и терапевтического процесса, организация деятельности клинического психолога.







    1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




©zodomed.ru 2024


    Главная страница