ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ЭТИКЕ И ЭСТЕТИКЕ
Методические указания. Самостоятельная работа студентов – это основной вид образовательной деятельности, выражающийся в самообучении студентов и направленной на получение и привитие знаний, навыков, умений, формирующих профессиональные качества будущего специалиста. Самостоятельная работа студентов представляет наиболее эффективный путь получения знаний и навыков обучения.
Для правильной организации самостоятельной работы, в качестве методической помощи, предлагаются следующие советы и рекомендации:
- формирование внутренней установки на способность решения любой учебной задачи и проблемы;
- выработка высокой мотивации на успех в учебе;
- формирование в процессе самостоятельной работы трудолюбия и систематической подготовки к занятиям;
- оптимальное выделение времени на самоподготовку в зависимости от степени сложности дисциплины;
- выделение на подготовку к семинарским занятиям не менее 2-3 часов;
- подготовку к семинару начинать за 2-3 дня до занятия;
- подготовку к семинарам начинать с прочтения и осмысления лекционного конспекта в тот день, когда прослушана лекция;
- выработать привычку постоянного посещения библиотеки и навыки пользования алфавитным и систематическим каталогами;
- в процессе самоподготовки аккуратно и методически грамотно оформлять конспект для семинарских занятий и индивидуальный словарь;
- постоянно и систематически совершенствовать методическую культуру (навыки, умения, методы) чтения учебной литературы, выявления из текстов нужной информации;
- конспектировать семинарские занятия;
- подготовка выступлений, докладов и рефератов;
- обращать внимание на грамотность, содержательность и логичность своей речи;
- в процессе подготовки к занятиям постоянно мысленно проговаривать и моделировать (внутренняя речь) ответы, комментарии, интерпретации по различным вопросам и проблемам этики и эстетики;
- принимать активное участие в творческих коллективах СтГАУ, стремиться развивать свои творческие способности и совершенствовать свой эстетический вкус;
- систематически посещать выставки в музеях города, спектакли Ставропольского академического ордена «Знак почета» театра драмы имени М.Ю. Лермонтова, филармонические концерты, постоянно читать лучшие произведения художественной литературы;
- приложить максимум усилий для того, чтобы полученные знания по этике и эстетике использовать для формирования всесторонне и гармонично развитой личности, стремиться жить и творить по «законам красоты»;
- по всем неясным вопросам и проблемам в организации самостоятельной работы обращаться за консультативной помощью к преподавателю.
ЭТИКА
Семинар 1. Этика и ее предмет. История развития этики.
Основные понятия: этика, этическое, добродетель, эвдемонизм, гедонизм, аскетизм, теоцентризм, «золотое правило» поведения, категорический императив.
План:
-
Этика, ее предмет. Необходимость изучения этики. Смысл этического.
-
Античная этическая мысль: основные этические течения.
-
Этика средневековья и эпохи Возрождения.
-
Этика Нового времени и XX века.
Рефераты и доклады:
-
Смысл этики сегодня.
-
Этическая мысль Конфуция.
-
Моисей и десять заповедей.
-
Ф. Ницше и его учение о переоценке всех ценностей.
Семинар 2. Сущность, структура и функции морали.
Основные понятия: мораль, нравственность, ценность, аксиология, право, моральное сознание, моральная практика, идеология, менталитет.
План:
-
Понятие «морали». Специфика морали. Аксиология.
-
Мораль и право: диалектика взаимодействия.
-
Структура морали.
-
Функции морали.
Рефераты и доклады:
-
Менталитет российского общества.
-
Мораль и религия.
-
Идеал и идеальность.
-
Мораль как самооценка и самоконтроль.
Семинар 3. Основные этические категории.
Основные понятия: добро, добродетель, утилитаризм, зло, порок, свобода, творчество, ответственность, долг, совесть, стыд, вина, правда, ложь, справедливость.
План:
-
Добро и зло. Соотношение добра и зла.
-
Свобода и ответственность. Творчество.
-
Совесть и стыд. Вина.
-
Правда и ложь. Формы лжи. Справедливость.
Рефераты и доклады:
-
Этика добродетелей и этика пороков: внутренний конфликт.
-
Свобода духа.
-
Морально-психологические аспекты прощения.
-
Справедливость и политика.
Семинар 4. Счастье и смысл жизни человека
Основные понятия: счастье, любовь, творчество, утопия, жизнь, фатализм, волюнтаризм, натурализм, ценность, смерть, суицид, эвтаназия, убийство.
План:
-
Понятие «счастье». Структура счастья человека.
-
Характеристика счастья. Стремление к осчастливованию.
-
Жизнь и смысл жизни человека.
-
Виды смерти. Иммортализация.
Рефераты и доклады:
-
Счастье и радость.
-
Трудность определения смысла жизни.
-
Клиническая смерть.
-
Смертная казнь: «за» и «против» нее.
Семинар 5. Профессиональная этика и нравственное воспитание.
Основные понятия: профессиональная этика, профессиональный долг, профессиональное достоинство, профессиональная честь, профессиональная справедливость, тактичность, гуманизм, оптимизм, нравственное воспитание, этикет.
План:
-
Профессионально-нравственная культура труда. Молодой специалист: становление личности.
-
Основные понятия профессиональной этики.
-
Виды и формы нравственного воспитания. Факторы нравственного воспитания.
-
Этикет и его виды.
Рефераты и доклады:
-
Этика и психология делового общения.
-
Этика и экология.
-
Нравственное совершенствование.
-
Этикет в современном информационном обществе.
ЭСТЕТИКА
Семинар 6. Предмет и задачи эстетики. Возникновение и развитие эстетики.
Основные понятия: эстетика, искусствознание, калокагатия, гармония, лаконизм, условность, каноничность, польза, «золотое сечение», символическое искусство, классическое искусство, романтическое искусство.
План:
-
О смысле и предмете эстетики.
-
Сферы проникновения эстетического: эстетика в природе, обществе, быте.
-
Основные исторические этапы развития эстетической мысли.
-
Культурные традиции аграрного университета: посещение музея университета.
Рефераты и доклады:
-
Вечное стремление человека к красоте.
-
Античная трагедия и комедия.
-
Романский и готический стиль искусства средневековья.
-
История русской эстетики.
Семинар 7. Эстетическая деятельность и основные эстетические категории.
Основные понятия: эстетическое, красота, прекрасное, изящное, безобразное, возвышенное, низменное, ужасное, героическое, трагическое, комическое, смех, ирония.
План:
-
Эстетическое чувство. Эстетический вкус как способность эстетических оценок. Эстетический идеал.
-
Проблема прекрасного и безобразного.
-
Понятие и специфика эстетических категорий: возвышенное и низменное, трагическое и комическое.
-
Экскурсия в музей изобразительных искусств и выставочный зал дома художников.
Рефераты и доклады:
-
Дизайн как специфический вид эстетической деятельности.
-
Героизм античных героев.
-
Ужасное в современном кино.
-
О красоте человека – внутренней и внешней.
Семинар 8. Искусство как форма отражения действительности.
Основные понятия: искусство, художественное творчество, композиция, художественный замысел, художественное произведение, одаренность, талант, гениальность, шедевр, вдохновение.
План:
-
Искусство как общественное явление, часть культуры общества.
-
Художественный образ, как специфическая форма образного отражения действительности в искусстве.
-
Особенности художественного творческого процесса.
-
Функции искусства.
Рефераты и доклады:
-
Художник и духовная жизнь общества.
-
Основные этапы художественного творчества.
-
Эстетическое удовольствие.
-
Искусство и наука.
Семинар 9. Виды искусства и их специфика.
Основные понятия: синтез искусств, архитектура, монументальность, скульптура, литература, слово, прикладное искусство, декоративное искусство, живопись, графика, театр, катарсис, музыка, хореография, цирк, фотография, кино, телевидение, эстрада.
План:
-
Место и роль различных видов искусства в воспитании человека.
-
Характеристика классических видов искусства: архитектура, скульптура, литература, прикладное искусство, декоративное искусство, живопись, театр, музыка, хореография, цирк.
-
Характеристика современных видов искусства: фотография, кино, телевидение, эстрада.
-
Посещение музея, филармонии, театра, выставки картин П. Гречишкина.
Рефераты и доклады:
-
Структура музыки: тон, аккорд, мелодия, темпо-ритм, тембр.
-
Авангардизм в живописи и графике.
-
Жанры художественной литературы.
-
Российское зодчество.
Семинар 10. Проблемы и система эстетического воспитания.
Основные понятия: эстетическое воспитание, эстетическое сознание, эстетический идеал, рефлексия, самонаблюдение, художественный вкус, самодеятельное художественное творчество.
План:
-
Сущность и задачи эстетического воспитания всесторонне гармонически развитой личности.
-
Художественное воспитание как составная часть эстетического воспитания.
-
О роли профессионального и самодеятельного искусства в развитии эстетической культуры общества.
-
Культурные традиции аграрного университета: посещение музея университета.
Рефераты и доклады:
-
Смысл эстетической и художественной культуры личности.
-
Эстетические ценности природы и проблема их защиты.
-
Роль эстетически организованной материальной среды в формировании всесторонне развитой личности.
-
О роли искусства в системе эстетического воспитания личности.
Поделитесь с Вашими друзьями: |