Тема урока: Достижения и основные направления современной селекции
Цель:
Знать: краткую историю биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции
Уметь: выполнять лабораторную работу №10 «Селекция»
Методы и методические приемы:
Словесные: беседа, рассказ.
Практические: самостоятельная работа с дополнительными источниками знаний
Оборудование: схемы, рисунки, презентация (приложение №1).
Ход урока
Ι. Организационный момент.
Подготовка к уроку, приветствие.
ΙΙ. Круглый стол.
Ребята! Сегодня мы с вами собрались подвести некоторые итоги темы «Основы селекции». Подведение итогов проведем в форме круглого стола, где обсудим основные вопросы урока.
Тема: Достижения и основные направления селекции.
Цель: Выяснить насколько современные методы биологии используются в селекции.
Задачи:
- рассмотреть современные методы биологии;
- провести круглый стол по применению этих методов в селекции и перспективах развития современной селекции (слайд №1).
План урока
Ι. Обсуждение проблем и направлений современной селекции. Круглый стол.
ΙΙ. Лабораторная работа.
ΙΙΙ. Викторина.
ΙV. Подведение итогов.
I. Итак, начинаем обсуждение проблем и основных задач урока, т.е. наш круглый стол.
Вначале рассмотрим классические методы селекции.
-
Назовем классические методы селекции (гибридизация, отбор)
Показ слайда №3
- гетерозис, его использование в селекции;
- полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений;
- экспериментальный мутагенез.
О том, что представляет собой гетерозис и как он используется в селекции, расскажет (Сообщение учащегося)
Показ слайда №4 «Гетерозис», слайд №5 «Гибридизация у кукурузы»
Вспомним ещё один из методов биологии, используемый в селекции «Полиплоидия» (сообщение учащегося).
С полиплоидией тесно связана отдаленная гибридизация. Полиплоидия как метод восстановления парности гомологичности хромосом и тем самым преодоления стерильности, бесплодия отдаленных гибридов.
(выступление учащегося о методах преодоления бесплодия у отдаленных гибридов).
Показ слайда №6, №7, №8
Сорт создан ионизирующем излучением мутант крупно плодной облепихи и яровой пшеницы «Новосибирская 67».
Показ слайда №9
Рассмотрим «Новейшие методы селекции» (перечислите их?).
- клеточная инженерия и клеточная селекция;
- хромосомная инженерия;
- генная инженерия;
- биотехнология;
- микробиологическое производство;
- обратимость дифференцированного состояния клеток (клеотирование)
- химеры;
- трансгенные организмы.
Итак, начнем с клеточной инженерии.
(Сообщение учащегося)
О методах хромосомной инженерии расскажет (сообщение учащегося)..
О методах генной инженерии нас познакомит (сообщение учащегося).
Показ слайда №10. Схема получения трансгенных организмов.
Показ слайда №11
Наш эксперт Наушева Альбина выясняла, как биотехнология вошла в практическую деятельность человека.
Показ слайда №12 «Направления биотехнологии».
До сих пор остается спорным вопрос о клонировании. Подробнее об этом расскажет (сообщение учащегося). Показ слайда №13.
Одним из представителей мутантных организмов являются химерные растения.
(Сообщение учащегося).
Показ слайда №14, №15, №16
Очень часто в СМИ поднимает вопрос о безопасности использования трансгенных продуктов. Что это? Спросим у нашего эксперта (выступление учащегося).
Нас также интересует вопрос и о методах селекции в животноводстве. Послушаем сообщение ведущего селекционера области (выступление учащегося).
Показ слайда №17.
Наше благополучие напрямую зависит и связано с уровнем развития и эффективностью селекции, что и определяет её особую значимость для человечества. Сообщение ведущего специалиста в этой области.
В качестве заключения послушаем вопросы, связанные с
- современным состоянием, перспективами, достижениями и основными направлениями селекции, а также немного истории (выступление учащегося).
Еще раз вспомним выдающихся селекционеров.
Слайд 18-21
-
Выполняя лабораторную работу №10 «Селекция» вы еще раз вспомните основные понятия темы.
(Учебное электронное пособие. Лабораторный практикум Биология 6-11 класс. Лаборатория генетики. 4. Генетические основы селекции. 4.1. Использование генетических методов в селекции растений).
3. Викторина.
-
Д/з Подготовиться к контрольной работе по теме «Основы селекции»
-
Подведение итогов
Слайд №1 и №2
Викторина.
-
Что такое селекция? (Наука о создании новых и улучшении существующих пород домашних животных, сортов культурных растений, штаммов микроорганизмов.)
-
Что такое порода, сорт, штамм? (Популяция, созданная человеком, которая характеризуется определенными наследственными особенностями: продуктивностью, морфологическими и физиологическими особенностями.)
-
Какие виды изменчивости используются человеком при селекции животных? (Наследственная изменчивость – мутационная и комбинативная.)
-
Какие виды искусственного отбора использовал человек при селекции животных? (Бессознательный и методический виды отбора.)
-
Напишите названия основных центров происхождения культурных растений, открытых Н. И. Вавиловым. (Южно-Азиатский, Восточно-Азиатский, Юго-Западно- Азиатский, Средиземноморский, Абиссинский, Центрально-Американский и Южно-Американский центры.)
-
Для каких растений эффективен массовый, а для каких – индивидуальный отбор? (Массовый отбор – для перекрестноопылителей, индивидуальный – для самоопылителей.)
-
Приведите два примера самоопыляющихся и два примера перекрестноопыляющих растений. (Пшеница и горох, рожь и подсолнечник)
-
Что такое чистая линия у растений? (Потомство от самоопыляющейся особи)
-
9. Что такое инбридинг и аутбридинг? (Инбридинг – близкородственное скрещивание, аутбридинг – неродственное скрещивание между особями одного вида.)
-
Как получить эффект гетерозиса? (С помощью межлинейной или отдаленной гибридизации.)
-
Как преодолеть бесплодие отдаленных гибридов? (С помощью полиплоидизации.)
-
Какое явление получило название полиплоидии? (Кратное геному увеличение хромосомного набора.)
-
Какой межродовой гибрид был получен Г. Д. Карпеченко? (Капустно-редечный.)
-
Какие основные методы селекции использовал И. В. Мичурин? (Гибридизация географических удаленных форм, метод ментора, метод посредника, метод опыления смесью пыльцы.)
-
Какие мутагены часто используются человеком? (Излучение, химические мутагены.)
-
Для чего проводят межпородное скрещивание? (Для создания новых пород или для получения эффекта гетерозиса.)
-
Приведите примеры использования эффекта гетерозиса в животноводстве. (Бройлерные куры, скрещивание дюрокджерсейской и беркширкской пород свиней.)
-
Как оценить качества производителя-самца, которые у него не проявляются (яйценоскость у петухов, жирномолочность у быков)? (По этим качествам у его дочерей.)
-
Приведите примеры отдаленной гибридизации у животных. (Мулы, архаромериносы.)
-
Что такое бройлерные куры? (Гетерозиготные гибриды от скрещивания двух мясных пород кур.)
-
Каковы традиционные методы селекции микроорганизмов? (Искусственный мутагенез и отбор.)
-
Приведите два примера практических результатов генной инженерии. (Получение инсулина и интерферона.)
-
Перечислите основные методы хромосомной инженерии. (Получение полиплоидов, введение или замещение пар гомологичных хромосом, метод гаплоидов.)
-
Перечислите основные методы клеточной инженерии. (Создание клеточных культур, гибридизации протопластов, создание гибридом, клонирование, слияние эмбрионов.)
-
Что такое гибридомы? (Гибриды лимфоцитов с раковыми клетками.)
Поделитесь с Вашими друзьями: |