Симонова Наталья Иосифовна,
Филиал ГПОУ «Саратовский областной
колледж искусств» в г. Балаково
Использование арт-технологий в образовательном процессе
В докладе рассматриваются арт-технологии как фактор профессионально-личностного развития студентов колледжа; описаны приёмы введения арт-технологий в образовательной среде колледжа.
Актуальность работы определена необходимостью подготовки специалистов, обладающих критическим мышлением, способных сотрудничать, готовых к взаимодействию, как в профессиональной сфере, так и в сфере межличностных и межкультурных отношений.
В образовательной среде происходит смена содержания: меняются подходы, взаимоотношения, поведение, и как следствие – педагогический менталитет. Личностно ориентированный подход приобретает всё большее значение. Одним из перспективных направлений в педагогическом процессе при реализации этого направления считается использование арт-технологии.
Арт-технологии – это методы, использующие средства искусства для развития личности, они дают возможность отразить глубинные мысли, чувства, связанные с жизненным опытом.
Как самостоятельное направление в психологии арт-технологии появились в Великобритании и США в первой половине ХХ века. Они предполагают использование разнообразных форм человеческого общения и возможность его отразить его в различных моделях.
По мнению специалистов, определение арт-технологий непосредственно связанно с художественным творчеством, экспрессией, коммуникацией, символически выраженными. Арт-технологии основываются на том, что художественные образы могут помочь индивидууму понять самого себя и через творческое самовыражение сделать свою жизнь более счастливой.
В образовательном процессе арт-технологиям придаётся всё большее значение, поскольку они позволяют приобретать важные социальные навыки. Использование арт-технологий способствует разрешению многих проблем: даёт возможность оценить результаты своих действий и их влияние на окружающих, позволяет осваивать новые роли и оказать взаимную поддержку членами группы, таким образом, улучшает взаимоотношения с окружающими, повышая самооценку, развивает навыки принятия решений.
Применяемые методы арт-технологий по сути психологического воздействия называются арт-терапией. В учебных заведениях занятия проводятся педагогами и психологами для вовлечения обучающихся в творческий процесс с целью выражения своего психо-эмоционального состояния.
Арт-технологии подразделяются на:
-
изотехнологии,
-
музыкальные технологии,
-
сказкотехнологии,
-
куклотехнологии,
-
театральные технологии,
-
кинезитехнологии (движение танца),
-
библиотехнологии,
-
фототехнологии.
Положительное воздействие на развитие личностных качеств этих форм искусства наиболее явно в комбинировании аудиторной и внеаудиторной работы с учащимися. Я бы хотела остановиться на некоторых арт-технологиях, которые используются в образовательном процессе.
Изотехнологии самые распространённые технологии в работе с обучающимися всех возрастов. При работе с изобразительными средствами предлагается изображать объекты разных форм, цветов, всевозможные фигуры, по возможности применяются компьютерные технологии. Технологии применимы на всех уроках общеобразовательных дисциплин; на занятиях иностранных языков задания формулируются на изучаемом языке.
Задания по изотехнологиям могут быть такими:
-
«Изобразите мир, в котором вам хотелось жить, используя разные цвета, линии, формы».
-
«Нарисуйте свои действия, когда вы радуетесь или сердитесь; что вас раздражает больше всего».
-
«Изобразите место, где чувствуете себя счастливыми; какие чувства вами владеют в данный момент».
-
«Нарисуйте себя: черты лица, одежду, как бы вы хотели выглядеть в определенном возрасте».
-
«Вспомните время или эпизод, когда вы чувствовали себя активным. Нарисуйте это время или событие».
-
«Нарисуйте семейную сцену; любимый праздник, обед, сон».
-
«Нарисуйте место, где вы хотели бы жить: дом, местность».
-
«Изобразите различные чувства: печаль, радость, испуг, удивление».
-
«Изобразите слова, противоположные друг другу: слабый - сильный; счастливый - несчастный, печальный - веселый; любить - ненавидеть; счастье - горе; доверие - подозрение; индивидуально - вместе».
-
«Нарисуйте подарок, который вы желаете получить. Что вы могли бы подарить другим людям? Кому вы хотели бы сделать подарок?»
При использовании этой технологии побуждаю студентов передать вербально изображенное, это помогает развитию коммуникации в процессе обучения. Расширению словарного запаса помогут лексические таблицы, заготовленные заранее.
Можно также предложить изобразить слова, обозначающие абстрактные понятия: любовь, красота, тревога, свобода, милосердие и т.д. Во время тематического изучения, предлагаю изобразить достопримечательности стран, городов, а также звуки, движения. Можно использовать фантазии, рассказы в различных ситуативных беседах. Комбинирование рисования и сочинения литературных произведений, стихов, песен приносит наибольший эффект для развития личности студента.
Музыкальные технологии могут быть использованы как в сочетании с другими видами арт-технологий, так и отдельно. Музыка – эффективный инструмент, используемый в процессе обучения коммуникативному взаимодействию. Она может создать условия для диалога даже в случаях, когда другие способы общения исчерпаны. Взаимодействие при помощи музыки, ненавязчиво, индивидуально, снимает напряженность. Использование на занятиях знакомых и незнакомых музыкальных произведений, различной громкости и скорости дает возможность направленной работы с обучающимися по коррекции внимания.
Музыка имеет большое влияние на человека, благотворно воздействует на эмоциональное состояние студентов, способствует установлению благоприятной обстановки в коллективе. Музыка помогает расслабиться и воспринимать учебный материал. Она позволяет сосредоточиться на создаваемых ею образах, почувствовать сопричастность передаваемому настроению. Задача преподавателя-словесника учить выразить возникшие реакции на музыкальные произведения, используя вербальные средства общения (как устные, так и письменные).
Звучание на занятиях музыки является своеобразной терапией и осуществляет целый ряд задач в работе с обучающимися:
-
способствует преодолению психической напряженности: успокоит или, наоборот, может активизировать, настроить, заинтересовать;
-
помогает установить межличностные контакты;
-
развивает творческие способности студентов;
-
повышает самооценку;
-
способствует проявлению чувств;
-
развивает коммуникативные возможности;
-
помогает реализации практических навыков, таких как вокальное исполнение, игра на музыкальных инструментах;
-
развивает речевые навыки;
-
осуществляет деятельностный подход на занятиях при использовании музыкальных игр, песен, танцев, импровизации на музыкальных инструментах;
-
музицирование во время занятий помогает справляться с учебными нагрузками гиперактивным подросткам.
Воздействие музыки на человека происходит на трех уровнях – вибрационном, эмоциональном и духовном. Правильно подобранная музыка оказывает положительное влияние на обучающихся. Использование песен и музыкальных импровизаций способствует расширению активного запаса слов студентов.
Практика показывает, что студенты успешнее усваивает материал на занятии в том случае, когда они заинтересованы. Поскольку в программе колледжа темы, связанные с искусством и культурой разных народов, занимают весомое место, предоставляется много возможностей для использования арт-технологий в учебном процессе. Сообщения о любимых исполнителях, исполнение музыкальных произведений и прежде всего собственных сочинений даёт мощный стимул для раскрытия внутреннего потенциала учащихся.
При использовании двух или более методов арт-технологии на уроках достигается наибольший эффект эмоционального воздействия и благоприятного мировосприятия. С использованием арт-технологий в обучении иностранному языку задействуется фантазия, развивается воображение, интуиция, творческое мышление, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии обучающихся.
Применение арт-технологий является эффективным средством сближения людей, своеобразным «мостом» между специалистом-преподавателем и студентом. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов в общении. «Если человек в школе не научится творить, то и в жизни он будет только подражать и копировать». Л.Н. Толстой.
Следуя высказыванию классика, можно сделать вывод, что научить никого нельзя, можно только научиться. Поэтому стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы студенты сами захотели приобретать знания и совершенствовать свои навыки. Необходимо создавать такие ситуации, когда на основе полученных знаний, умений обучающимся приходится самим добывать новые знания и приобретать новые умения. Предоставляю возможность на уроке наглядно продемонстрировать полученные результаты.
Разнообразные формы проведения уроков дают возможность развивать творческую инициативу студентов, способность работать с различными источниками знаний. Такие формы проведения оживляют занятия.
В итоге я пришла к заключению: использование арт-технологий активизирует процесс обучения иностранным языкам. Данные технологии позволяют преподавателю мотивировать обучающихся и повышать их успеваемость. Использование арт-технологий стимулирует развитие коммуникативной компетентности, что выявляется путем экспериментальных исследований в учебных учреждениях и требует дальнейшего исследования.
Поделитесь с Вашими друзьями: |