Регистратор ионной метки с алгоритмом интегрирования информативного сигнала



Скачать 358.5 Kb.
Дата14.06.2020
Размер358.5 Kb.

УДК 629.7.054.44

РЕГИСТРАТОР ИОННОЙ МЕТКИ С АЛГОРИТМОМ ИНТЕГРИРОВАНИЯ ИНФОРМАТИВНОГО СИГНАЛА


И. А. Резунов

ivano998@live.ru

Научный руководитель: Ганеев Ф.А., к.т.н



(Казанский национальный исследовательский технический
университет им. А.Н. Туполева-КАИ, Казань)

Предложен алгоритм обработки информативного сигнала ионно-меточного измерителя воздушной скорости с улучшенными метрологическими и эксплуатационными характеристиками. Представлены результаты разработки автономного измерителя с беспроводной передачей результатов измерения.


По результатам проведенного нами анализа рынка измерительных устройств на сегодняшний день большим спросом пользуются портативные и автономные датчики измерения неэлектрических величин, в частности анемометры и системы на их базе.

Наиболее распространённые портативные, компактные и беспроводные анемометры построены на механическом, тепловом и ультразвуковом методах. У данных методов множество преимуществ, выделяющих их среди остальных, однако они не лишены собственных недостатков.

В качестве примера механического анемометра можно привести чашечную крыльчатку, выходным сигналом которой является частота вращения крыльчатки. Полезный сигнал о скорости воздушного потока, проходящего через чашечки, получают косвенно, с поправкой на трение в опорах вращения. С течением времени ошибка накапливается, чувствительность снижается, что в последствии приводит к изменению кривой измерения скорости воздушного потока, с высокой вероятностью заклинивания механизма вращения.

Что касается теплового анемометра, то подразумевается термоанемометрический датчик с платиновым терморезистором. Данный метод основан на компенсации потерь тепла от нагретого терморезистора в омывающую его воздушным потоком среду. Чем больше тепла за короткое время теряет резистор, тем выше скорость потока. Что касается недостатков данного метода, то терморезистор очень чувствителен к влажности, температуре окружающей среды и степени загрязнённости. Воспроизводимость такого чувствительного элемента достаточно низка, что приводит необходимости в тарировке каждого экземпляра датчика.

И наконец, ультразвуковой анемометр, основанный на изменение скорости звуковой волны от влияния набегающего воздушного потока. Недостатком данного метода влияние внешнего акустического шума на показания.

В качестве конкурента данным методам измерения воздушного потока нами выдвигается ионно-меточный измеритель. В данном методе наблюдается кинематическое измерение скорости помещённой в воздушный поток униполярной ионной метки, которая на базовом расстоянии от источника генерации метки бесконтактно улавливается приёмным электродом. Данный метод лишён всех перечисленных недостатков и является лидером в энергоэффективности измерения и обладает высокими показателями по воспроизводимости.

На данный момент собрано несколько прототипов ионно-меточных датчиков, испытания которых показали высокие показатели в энергоэффективности, а также превзошли диапазоны и точность измерения воздушного потока всех перечисленных методов.

Немаловажен процесс формирования полезного сигнала в данном анемометре, который заключается в следующем: образованная миниатюрным высоковольтным разрядником ионная отрицательно заряженная метка сносится потоком, приобретая его скорость и пролетая рядом с приемным электродом, наводит в последнем электрические заряды за счет эффекта электростатической индукции. Величина заряда не остается постоянной, а изменяется во времени по экспоненциальному закону. С учетом свойств метки, временной сигнал, наведенный на электроде, является произведением двух функций от времени



,

что при известном законе изменения заряда можно записать как:



.

Из полученного соотношения видно, что амплитуда информативного сигнала зависит от времени пролёта метки в зоне регистрирующего электрода, т.е. определяется скоростью ее перемещения в потоке. Изменение заряда за единицу времени есть ток, а момент перемены знака тока есть момент прохода метки через середину электрода. Зная время пролета метки до регистрирующего электрода, можно вычислить скорость воздушного потока.

С уменьшением скорости время пролета метки до приемного электрода возрастает. За счет рекомбинации ионов метка теряет свой заряд и соответственно заряд, наводимый на приемном электроде, также уменьшается, что затрудняет выделение полезного сигнала на фоне внешних помех и внутренних аппаратурных шумов. Для расширения рабочего диапазона ионно-меточного датчика в область малых скоростей разработаны конструкций приемных электродов обеспечивающих восприятие меток с малым зарядом, а также схемотехнические решения, направленные на увеличение соотношения сигнал/помеха.

Существующий метод обработки полезного сигнала сводится к нахождению момента изменения направления тока, что с учетом крайне малых образующихся токов требует больших коэффициентов усиления этих токов, что также приводит к усилению наводимых шумов. Уровень выходного сигнала при малых скоростях сравним с уровнем наводимых, что весьма усложняет реализацию данного датчика.

Как уже было сказано ранее основной величиной, характеризующей положение метки, является заряд, который в момент приближении метки к электроду растет, при удалении убывает, а в момент пролёта метки через середину электрода, на регистрирующем электроде возникает максимальный заряд. Вот этот максимум заряда и является информативным.

Усилитель заряда представляет из себя аналоговый интегратор, который представляет из себя усилитель тока с интегрирующей RC-цепочкой в обратной связи. Использование данной цепи даем нам ограничение по времени сканирования, которое разово задается характеристиками цепи. Так же стоит отметить разброс характеристик конденсаторов и изменение их характеристик со временем. Так как усилитель тока лишен приведенных недостатков, то можно использовать его, а в качестве интегратора использовать цифровое интегрирование. Отказ от RC-цепи в усилителе дает нам точность воспроизводимости, а использование цифровых технологий – большие возможности в методах обработки сигналов и большое количество методов передачи данных, что в свою очередь дает возможность построения портативных беспроводных устройств.

Нашей целью является расширение диапазона измерения скорости в область малых скоростей использованием интегрирования оцифрованного полезного сигнала.

Для достижения цели были поставлены и решены следующие задачи:



  1. Построение математической модели двух методов регистрации пролёта метки: нахождение момента смены знака тока и нахождение момента максимума заряда;

  2. Нахождение минимально возможной скорости для ранее использованных методов;

  3. Реализация цифрового метода интегрирования и последующей обработки сигнала ионно-меточного анемометра;

  4. Проведение сравнительных тестов.

Математическая модель показала непостижимые при использовании существующих методов возможности, представленные на рис.1. и рис.2.

Рис.1. Математическая модель и реализация метода интегрирования в среде LabVIEW. Шумы полностью отсутствуют.


Рис.2. Математическая модель и реализация метода интегрирования в среде LabVIEW. Шумы превышают по амплитуде полезный сигнал.


По рисункам видно, что использование существующих методов невозможно при большом уровне шума, а использование метода интегрирования практически не поменяло результат при столь большом уровне шума.

В результате проведенных исследований и разработок создан макетный образец ионно-меточного измерителя воздушной скорости. Измерительная схема реализована с использованием микроконтроллера stm32f103c8t6 (nrf52832 в варианте с Bluetooth).

Проведены продувки макетного образца, результаты которых показали, что предложенный алгоритм обработки информативного сигнала позволяет расширить диапазон в область малых скоростей до 0,4 м/с.

В заключении следует отметить рост возможностей в обработке информативных сигналов с развитием технологий и миниатюрной энергоэффективной вычислительной техники, который сделал применение старых технологий и методов актуальными.


REGISTRAR ION OF THE LABEL WITH THE ALGORITHM OF INTEGRATION OF THE INFORMATIVE SIGNAL

I. A. Rezunov

ivano998@live.ru

Supervisor: Ganeev F.A., candidate of engineering sciences.

(Kazan National Research Technical University named A.N. Tupolev –

Kazan Aviation Institute, Kazan)


An algorithm for processing the informative signal of the ion-label airspeed meter with improved metrological and operational characteristics is proposed. The results of the development of an Autonomous meter with wireless transmission of measurement results are presented.
Скачать 358.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница