Рабочая программаучебной дисциплины фармакогнозия направление подготовки (специальность) фармация



страница1/3
Дата28.04.2016
Размер423 Kb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
министерство здравоохранения и социального развития

российской федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский национальный исследовательский

медицинский университет имени Н.И. Пирогова»






УТВЕРЖДАЮ



Декан


Фармацевтического факультета
________________Козлов И.Г.

.подпись ФИО






«____»_________________20___г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММАУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ФАРМАКОГНОЗИЯ__


Направление подготовки (специальность) фармация
Форма обучения очная
Срок освоения ООП 5 лет
Кафедра Организации фармацевтической деятельности

При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:



  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)

060301 «Фармация»

утвержденный Министерством образования и науки РФ «17» января____________2011__г.№38



  1. Учебный план по специальности «Фармация» одобрен

Ученым советом ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И. Пирогова» «16»__мая_______________2011г., Протокол № _10__

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) фармакогнозия одобрена на заседании кафедры Организации фармацевтической деятельности ,

от «11» _ апреля___________2011___г. Протокол № _8____

Заведующий кафедрой (Иващенко Н.В.)

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена Ученым Советом __Педиатрического факультета_______

от «30» августа___2011___г. Протокол № ___1__

Председатель

Ученого совета факультета (Буслаева Г.Н.)



подпись ФИО

Разработчики:

Зав. кафедрой ОФД Н.В. Иващенко

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)



Рецензенты

Зам. декана Фармацевтического факультета О.В. Логинова

(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)



2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля) фармакогнозия

Цель: формирование у будущих специалистов знаний, умений и практических навыков по вопросам, в основу которых положены вопросы заготовки, контроля качества, хранения и переработки лекарственного растительного сырья (ЛРС), а также путей использования сырья и применения лекарственных средств растительного происхождения с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений и научно-обоснованных рекомендаций по заготовке.

При этом основными задачами являются:

- изучение студентами номенклатуры лекарственного растительного сырья (ЛРС) и лекарственных средств (ЛС) растительного происхождения, разрешенных для медицинского применения в РФ,

- изучение студентами номенклатуры ЛРС странСНГ, служащих источниками получения лекарственных средств,

- приобретение студентами знаний в области стандартизации ЛРС,

- обучение студентов выбору оптимальных путей решения проблемы охраны лекарственных растений и рационального использования лекарственных растительных ресурсов,

- обучение студентов навыкам заготовки и приема ЛРС от заготовительных организаций и населения,

- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

- формирование у студентов уменийхарактеризовать ЛРС (используемые органы растения, гистологическая структура, химический состав действующих и сопутствующих веществ),

- формирование у студентов умений в решении задач заготовки, хранения, анализа и отпуск ЛРС и продуктов растительного происхождения,

- формирование у студентов навыков общения с населением по вопросам, связанным с заготовкой и хранением ЛРС,

- формирование у студентов навыков общения с сотрудниками ЛПУ в области использования ЛРС и препаратов растительного происхождения,

- обучение студентов технике безопасности при работе с ядовитыми растениями (содержащими сердечные гликозиды и алкалоиды),

- обучение студентов технике безопасности при работе в лаборатории с кислотами, щелочами, легковоспламеняющимися жидкостями и другими токсическими веществами,

- формирование у студента навыков общения с коллективом.

2.2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп университета

2.2.1. Учебная дисциплина (модуль) фармакогнозия относится к циклу С.3 Профессиональный цикл



2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
Ботаника
Знания:основные биологические закономерности развития растительного мира и элементы морфологии растений; основы систематики прокариот, грибов, низших и высших растений; основные положения учения о клетке и растительных тканях; диагностические признаки растений, используемые при определении сырья; основные физиологические процессы, происходящие в растительном организме; основы экологии растений, фитоценологии, географии растений; проявление фундаментальных свойств живого на основных эволюционно-обусловленных уровнях организации;химический состав клетки; роль отдельных элементов, воды и неорганических солей в жизнедеятельности клетки; основы клеточной теории; особенности строения клеток различных типов (прокариотической и эукариотической); строение эукариотической клетки (клеточная мембрана, виды транспорта через мембрану и их значение в поддержании гомеостаза клетки, строение и функции органоидов клетки); пути реализации анаболических и катаболических реакций клетки; этапы гомеостаза клетки, строение и функции органоидов клетки); пути реализации анаболических и катаболических реакций клетки; этапы репликации ДНК и биосинтеза белка; механизм регулирования активности генов; законы генетики и их значение для медицины; основные закономерности наследственности и изменчивости.

Умения: работать с микроскопом и бинокуляром, готовить временные микропрепараты; проводить анатомо-морфологическое описание и определение растения по определителям; гербаризовать растения и проводить геоботаническое описание фитоценозов.

Навыки:ботанический понятийный аппарат,техника микроскопирования и гистохимического анализа микропрепаратов растительных объектов; навыки сбора растений и их гербаризация; систематика растений; методы описания фитоцинозов и растительности; методы исследования растений с целью диагностики лекарственных растений и их примесей.
Латинский язык

Знания:основную медицинскую и фармацевтическую терминологию на латинском языке; общие основы словообразования международных непатентованных и тривиальных наименований лекарственных средств.

Умения:навыки чтения и письма на латинском языке специальных фармацевтических терминов.

Навыки:чтение и перевод с латинского языка названия растительного сырья, лекарственных растений, лекарственных препаратов.
Физика

Знания:основные законы физики, физические явления и закономерности; теоретические основы физических методов анализа веществ.

Умения:выбирать оптимальный метод качественного и количественного анализа вещества, используя соответствующие физические приборы и аппараты, использовать измерительное оборудование при выполнении биохимических исследований.

Навыки:методики измерения значений физических величин; навыки практического использования приборов и аппаратуры при физическом анализе веществ, методам колориметрии, поляриметрии, спектрофотометрии и рефрактометрии.
Математика

Знания:основы теории вероятности и математической статистики.

Умения:вычислять абсолютные и относительные погрешности результатов измерений.

Навыки:методики вычисления характеристик, оценок характеристик распределения и погрешности измерений.
Физическая и коллоидная химия

Знания:растворы и процессы, протекающие в водных растворах; свойства и особенности поверхностно-активных веществ; сновные свойства высокомолекулярных веществ, факторы, влияющие на застудневание, набухание, тиксотропию, синерезис, коацервацию; правила техники безопасности работы в химической лаборатории с физической аппаратурой.

Умения:готовить истинные, буферные и коллоидные растворы.

Навыки:физико-химические методики анализа веществ, образующих истинные и дисперсные системы; методики анализа физических и химических свойств различной природы.
Органическая химия

Знания:теория строения органических соединений; научные основы классификации, номенклатуры и изомерии органических соединений; особенности реакционной способности органических соединений; характеристика основных классов органических соединений: углеводороды (включая алканы, алкены, алкадиены, алкины, циклоалканы, арены), их строение и свойства; гидроксипроизводнын (спирты и фенолы), оксосоединения (альдегиды и фенолы), карбоновые кислоты и их функциональные производные, амины, азо- и диазосоединения, гетерофункциональные соединения (гидрокси-, оксо- и аминокислоты), углеводы изопреноиды, гетероциклические соединения, алкалоиды; основы качественного анализа органических соединений.

Умения:проводить лабораторные опыты, объяснять суть конкретных реакций и их аналитические эффекты, оформлять отчетную документацию, объяснять суть конкретных реакций и их аналитические эффекты, оформлять отчетную документацию по экспериментальным данным; классифицировать химические соединения, исходя из структурных особенностей, идентифицировать предложенные соединения на основе результатов качественных реакций, а также данных УФ- и ИК- спектроскопий.

Навыки:техника химических экспериментов, проведение пробирочных реакций, навыки работы с химической посудой и простейшими приборами, важнейшими навыками по постановке и проведению качественных реакций с органическими соединениями.
Аналитическая химия

Знания:основные законы, лежащие в основе аналитической химии; методы и способы выполнения качественного анализа; методы, приемы и способы химического и физическо-химического анализа для установления качественного состава и количественных определений, методы разделения веществ (химические, хроматографические, экстракционные).

Умения:строить кривые титрования и устанавливать на их основе объемы титранта, затраченные на каждый компонент смеси; проводить лабораторные опыты, объяснять суть конкретных реакций и их аналитические эффекты, оформлять отчетную документацию по экспериментальным данным.

Навыки:простейших операций при выполнении качественного и количественного анализа.
Микробиология

Знания:правила устройства микробиологической лаборатории; принципы классификации микроорганизмов, особенности строения и жизнедеятельности; фитопатогенную микрофлору и ее роль в порче лекарственного растительного сырья; микробиологические методы оценки качества лекарственных средств в соответствии с требованиями нормативных документов.

Умения:анализировать лекарственные препараты, лекарственное сырье, объекты окружающей среды, смывы с рук и посуды по показателям микробиологической чистоты.

Навыки:навыки санитарно-просвятительской работы; методы иммерсионной микроскопии препаратов, умением анализировать микробиологическую чистоту лекарственного растительного сырья и лекарственных препаратов.
Биоэтика

Знания:Морально-этические нормы и принципы, относящиеся к профессиональной деятельности фармацевтического работника.

Умения:Пользоваться действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими медицинскую и фармацевтическую деятельность, обращение лекарственных средств, в том числе наркотических средств и психотропных веществ.

Навыки:аргументированного решения проблемных этико-правовых вопросов фармацевтической практики и защиты интересов потребителей лекарственных средств и других фармацевтических товаров.
Основы экологии и охраны природы

Знания:основные понятия и законы общей экологии; экологические факторы, их влияние на окружающую среду; виды природных ресурсов, особенности ресурсного природопользования, охрану окружающей природной среды, в том числе охрану лекарственных растений; экозащитную безопасность, экозащитную технику в фармацевтическом и химическом производстве, техногенные загрязнения природной среды (атмосферы, гидросферы, литосферы; загрязнения, связанные с производством лекарственных и химических веществ; методы их анализа; понятия о ПДК загрязняющих веществ атмосферы, гидросферы, почвы, а также о классах их опасности.

Умения:проводить отбор проб и анализ лекарственного растительного сырья на содержание тяжелых металлов и радиоактивных элементов.

Навыки:навыками разработки мероприятий по профилактике загрязнонности рабочей зоны, сточных вод, почвы на фармацевтических предприятиях.
2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)

2.3.1.Перечислить виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания данной дисциплины1:

  1. производственная

  2. научно-исследовательская и информационно-просветительская

  3. оказание первой доврачебной помощи


2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций2:


п/№

Номер/ индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:




Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства3




1

2

3

4

5

6

7






ОК-1

Способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественно-научных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

Закономерности и тенденции исторического процесса

Использовать гуманитарные знания, естественно-научные, медико-биологические и клинические в профессиональной деятельности, в индивидуальной и общественной жизни; использовать знания истории и культуры в понимании перспектив развития социума

Высокоразвитым философским и научным мировозрением


реферат






ОК-2

Способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию

Философскую методологию анализа проблем научного познания

Отстаивать собственную мировоззренческую позицию по вопросам социально-политической жизни

Высокоразвитым философским и научным мировоззрением

реферат






ОК-5

Способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности

Принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов на изучаемом языке. Морально-этические нормы и принципы, относящиеся к профессиональной деятельности фармацевтического работника

Ориентироваться в решении основных проблем в различных сферах социума

Навыками логического построения публичной речи (сообщения, доклады).

реферат






ОК-7

Способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции

Нормативную документацию, регламентирующую производство и качество лекарственных препаратов в аптеках и на фармацевтических предприятиях; основы управления трудовым коллективом




Алгоритмам проведения всех нормативных процедур в области трудового права, принципами проведения юридических, процедур, касающихся ситуаций, регулируемых различными отраслями права РФ, а также всех аспектов фармацевтической деятельности

реферат






ОК-8

Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией

Специфику взаимоотношений «провизор-потребитель лекарственных средств и других фармацевтических товаров»

Строить общение с потребителями лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом психологических особенностей.

Принципами фармацевтической деонтологии и этики

реферат



ПК-1

Способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний.

Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики

Анализировать лекарственные препараты, лекарственное сырье, объекты окружающей среды, смывы с рук и посуды по показателям микробиологической чистоты

Методами обработки текстовой и графической информации

Индивидуальное домашнее задание



ПК-3

Способностью и готовностью принимать участие в организации производственной деятельности предприятий

Понятие медицинского права Российской Федерации; основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, нормативно-правовое регулирование обращения лекарственных средств и фармацевтической деятельности в Российской Федерации.

Пользоваться действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующими медицинскую и фармацевтическую деятельность, обращение лекарственных средств, в том числе наркотических средств и психотропных веществ;

Пользоваться нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения в Российской Федерации.



алгоритмом проведения всех нормативных процедур в области трудового права, принципами трудового права, принципами проведения юридических процедур, касающихся ситуаций, регулируемых различными отраслями права Российской Федерации, а также всех аспектов фармацевтической деятельности

Отчет по практике



ПК-6

Способностью и готовностью организовывать и проводить заготовку лекарственного растительного сырья с учетом рационального использования ресурсов лекарственных растений, прогнозировать и обосновывать пути решения проблемы охраны зарослей лекарственных растений и сохранности их генофонда.

Общие принципы рациональной заготовки лекарственного растительного сырья и мероприятий по охране естественных, эксплуатационных зарослей лекарственных растений; характеристику сырьевой базы лекарственных растений; номенклатуру лекарственного растительного сырья и лекарственных средств растительного и животного происхождения, разрешенных для применения в медицинской практике; основные сведения о распространении и ариалах распространения лекарственных растений, применяемых в медицинской практике; методы макроскопического и микроскопического анализа цельного и измельченного лекарственного растительного сырья; Морфолого-анатомические диагностические признаки ЛРС, разрешенного к применению в медицинской практике; основные группы БАВ природного происхождения и их важнейшие физико-химические свойства, пути биосинтеза основных групп биологически активных веществ; методы выделения и очистки основных биологически активных веществ из ЛРС; основные методы качественного и количественного определения БАВ в ЛРС, биологическую стандартизацию ЛРС; требования к упаковке, маркировке, транспортированию и хранению ЛРС в соответствии с НД; основные пути и формы использования ЛРС в фармацевтической практике и промышленном производстве; основные сведения о применении в медицинской практике лекарственных средств растительного и животного происхождения; общие методы оценки качества лекарственных средств, возможность использования каждого метода в зависимости от способа получения лекарственных средств, исходного сырья, структуры лекарственных веществ, физико-химических процессов, которые могут происходить во время хранения и обращения лекарственных средств; факторы, влияющие на качество лекарственных средств на всех этапах обращения.

Распознавать лекарственные растения по внешним признакам в природе; использовать макроскопический и микроскопический методы анализа для определения подлинности ЛРС; определять ЛРС в цельном и измельченном виде с помощью соответствующих определителей; распознавать примеси посторонних растений при анализе сырья; определять запасы и возможные объемы заготовок ЛРС; проводить качественные и микрохимические реакции на основные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях ( полисахариды, жирные и эфирные масла, витамины, сердечные гликозиды, сапонины, антраценпроизводные, фенилпроизводные, кумарины, флавоноиды, дубильные вещества, алкалоиды; анализировать по методикам количественного определения, предусмотренным соответствующими нормативными документами, ЛРС на содержание жирных и эфирных масел, сердечных гликозидов, сапонинов, алкалоидов, антраценпроизводных, дубильных веществ, фенилпропаноидов, флавоноидов, кумаринов витаминов и др.; проводить определение основных числовых показателей (влажность, зола, эксрактивныевещества) методами, согласно действующим требованиям; проводить приемку ЛРС, отбирать пробы, необходимые для его анализа, согласно действующим требованиям; проводить статистическую обработку и оформление результатов фармакогностического анализа, делать заключение о качестве ЛРС в соответствии согласно действующим требованиям

Навыками идентификации лекарственных растений по внешним признакам в живом и гербаризированном видах; технике приготовления микропрепаратов различных морфологических групп ЛРС; техникой проведения качественных реакций на основанные биологически активные вещества, содержащиеся в лекарственных растениях и сырье (полисахариды, эфионые масла, витамины, сердечные гликозиды, сапонины, антраценпроизводные, кумарины, флавоноиды, дубильные вещества, алкалоиды); навыки проведения ресурсоведческих исследований; техникой использования физико-химических, титриметрических, гравиметрических и хроматографических методов анализа ЛРС;

Тесты, контрольные работы, отчеты по практике



ПК-21

Способностью и готовностью к обеспечению деятельности фармацевтических предприятий по охране труда и техники безопасности

Оптимальные и доступные способы оценки условий труда персонала, в том числе микроклимат, загрязнение воздуха лекарственной пылью и химическими веществами, освещение, вентиляция, водоснабжение, отопление, шум, вибрация;

Соблюдать правила охраны труда и техники безопасности

Техникой создания необходимого санитарного режима аптеки и фармацевтических предприятий; Методами управления персоналом фармацевтического предприятия, обеспечивать соблюдение правил охраны труда и техники безопасности и трудового законодательства

тест



ПК-22

Способностью и готовностью к принятию мер по своевременному выявлению лекарственных средств, пришедших в негодность, лекарственных средств с истекшим сроком годности, фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств и изъятию их из обращения в целях дальнейшего уничтожения в соответствии с действующим законодательством РФ

Технологию хранения товаров аптечного ассортимента

Обеспечивать необходимые условия хранения лекарственных средств растительного происхождения.

Навыками использования химических, биологических, инструментальных методов анализа

Отчет по практике



ПК-41

Способностью и готовностью оказать консультативную помощь медицинским работникам и потребителям лекарственных средств и других фармацевтических товаров по правилам хранения лекарственных средств и других фармацевтических товаров с учетом их физико-химических свойств

Основы организации фармацевтической помощи (амбулаторно-поликлинической и стационарной различным группам населения)

Информировать врачей, провизоров и население об основных характеристиках лекарственных средств, рациональном приеме и правилах хранения

Навыками аргументированного решения проблемных этико-правовых вопросов фармацевтической практики и защиты интересов потребителей лекарственных средств и других фармацевтических товаров; соблюдать принципы этики и деонтологии в общении с медицинскими и фармацевтическими работниками, потребителями

Отчет по практике



ПК-47

Способностью и готовностью к проведению информационно-просветительской работы по пропаганде здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности

Основы безопасности жизнедеятельности

Соблюдать этические и деонтологические принципы взаимоотношений в профессиональной деятельности с коллегами, медицинскими работниками и населением

Принципами фармацевтической деонтологии и этики

реферат



ПК-48

Способностью и готовностью работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения)

Состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики

Выбирать оптимальный метод качественного и количественного анализа вещества, используя соответствующие физические приборы и аппараты

Базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности; нормативной, справочной и научной литературой для решения профессиональных задач

Курсовая работа



ПК-49

Способностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации

Устройство и принципы работы современного лабораторного и производственного оборудования

Обосновывать и предлагать качественный анализ конкретных органических соединений

Навыками практического использования приборов и аппаратуры при физическом анализе веществ; методикой оценки погрешности измерений; методов колориметрии, поляриметрии, спектрофотометрии и рефрактометрии, навыками работы с биологическими и поляризационными микроскопами; техникой химических экспериментов

Дипломная работа

Каталог: fileadmin -> rsmu -> img
img -> Основные направления научной деятельности
img -> Основные результаты научной деятельности
img -> Рабочей программы дисциплины «Общая и клиническая иммунология» по направлению подготовки «Медицинская биохимия»
img -> Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
img -> Программа по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений
img -> Примерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся по специальностям
img -> Рабочая программа учебной дисциплины «неврология и нейрохирургия»
img -> Вопросы по внутренним болезням, входящие в билеты по переводным экзаменам на 4 курсе дневного и 5 курсе вечернего отделений. Болезни сердечно – сосудистой системы
img -> Лекция «психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
img -> Вопросы к экзамену по терапии (разделам гастроэнтерологии и пульмонологии) 2015-2016г


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница