МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.И.ПИРОГОВА»
(ГБОУ ВПО РНИМУ им. Н.И.ПИРОГОВА МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ)
|
|
УТВЕРЖДАЮ
Декан Фармацевтического факультета,
Профессор ___________ И.Г. Козлов
|
30 августа 2011 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
«фармацевтическая технология»
|
|
Направление подготовки (специальность) 060301 «фармация»
Форма обучения очная
(очная, очно-заочная (вечерняя), заочная)
Срок освоения ООП 5 лет
(нормативный срок обучения)
Кафедра Организации фармацевтической деятельности ФФ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Москва 2011
-
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности)
060301 «Фармация»
утвержденный Министерством образования и науки РФ «17» января_2011 г.№38
-
Учебный план по специальности «Фармация» одобрен
Ученым советом ГОУ ВПО РГМУ Росздрава» «16» мая 2011 г., Протокол № 10
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) управление и экономика фармации одобрена на заседании кафедры Организации фармацевтической деятельности
от «11» _ апреля ___________2011___г. Протокол № _8__
Заведующий кафедрой (Иващенко Н.В.)
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена Ученым Советом Педиатрического факультета
от «29» августа___2011___г. Протокол № ___1__
Председатель
Ученого совета факультета (Буслаева Г.Н.)
подпись ФИО
Разработчики:
Зав. кафедрой ОФД Н.В. Иващенко
Доцент Л.А. Павлова
(занимаемая должность)
Рецензенты:
Профессор кафедры медицинских нанобиотехнологий П.Б. Курапов
(занимаемая должность)
|
Доцент кафедры фармакологии О.В. Логинова
(занимаемая должность)
|
|
2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)
Цель дисциплины «фармацевтическая технология» - овладение знаниями, умениями, навыками по разработке и изготовлению лекарственных средств и препаратов в различных лекарственных формах, а также организации фармацевтических производств, аптек, малых, средних и крупных предприятий.
При этом задачами дисциплины «фармацевтическая технология» являются:
-
обучение студентов организации процесса изготовления лекарственных средств в условиях аптек в соответствии с утвержденными нормативными документами, с одновременным обеспечением высокого уровня качества, включая санитарно-микробиологические требования и необходимую упаковку, обеспечивающую удобство применения и необходимую стабильность;
-
обучение студентов организации процесса производства лекарственных препаратов в соответствии с утвержденными нормативными документами, на основе изучения теоретических законов процессов получения и преобразования лекарственных средств и вспомогательных веществ в лекарственные формы; формирование у студентов практических знаний, навыков и умений изготовления и производства лекарственных препаратов, а также оценки качества сырья, полупродуктов и готовых лекарственных средств;
-
выработка у студентов способности оценивать наиболее эффективные и рациональные лекарственные препараты и терапевтические системы в соответствии с современной биофармацевтической концепцией, принятой в мировой практике, а также навыков по разработке технологии выбранных лекарственных форм и нормирующей документации для них;
-
обучение студентов организации проведения мероприятий по уничтожению лекарственных средств и других товаров фармацевтического ассортимента с учетом действующих нормативных правовых документов, с соблюдением экологических правил и гарантии исключения несанкционированного доступа;
-
обучение студентов организации мероприятий по предупреждению возможности выпуска или изготовления недоброкачественных лекарственных средств;
-
выработка у студентов навыков к самостоятельной аналитической, научно-исследовательской работе путем участия в решении отдельных научно-исследовательских и научно-прикладных задач по разработке новых методов и технологий в области фармацевтической технологии, через формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров, разработку рабочих планов и программ проведения научных исследований, выбор методик и средств решения задачи, подготовку отдельных заданий для исполнителей, сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования;
-
обучение студентов обеспечению мероприятий по аттестации рабочих мест, охране труда, профилактике производственного травматизма, предотвращению экологических нарушений;
-
ознакомление студентов с принципами организации и работы фармацевтических организаций и предприятий различного типа
2.2. Место учебной дисциплины «фармацевтическая технология» в структуре ооп университета
2.2.1. Дисциплина «Фармацевтическая технология» относится к циклу профессиональных дисциплин по специальности 060301 «Фармация», высшего профессионального фармацевтического образования, изучается в шестом, седьмом, восьмом, девятом семестрах.
2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
- в цикле гуманитарных и социально-экономических дисциплин, в том числе: философия, правоведение, история отечества, история фармации, экономическая теория биоэтика, психология и педагогика, социология, , иностранный язык, латинский язык;
- в цикле математических, естественно-научных, медико-биологических дисциплин в том числе: физика, математика, информатика, общая и неорганическая химия, физическая и коллоидная химия, аналитическая химия, органическая химия, ботаника, основы экологии и охраны природы, биологическая химия, физиология с основами анатомии, патология, микробиология, функциональная анатомия и морфология человека, физические основы методов исследования в фармации, физико-химические методы анализа неорганических веществ, связь строения органических веществ с их биологической активностью;
- в цикле профессиональных дисциплин, в том числе: общая гигиена, фармацевтическая информатика; первая доврачебная помощь.
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
-
нормативную документацию, регламентирующую производство и качество лекарственных препаратов в аптеках и на фармацевтических предприятиях;
-
основные требования к лекарственным формам и показатели их качества;
-
номенклатуру препаратов промышленного производства; номенклатуру современных вспомогательных веществ, их свойства, назначение;
-
технологию лекарственных форм, полученных в условиях фармацевтического производства: порошки, сборы, гранулы, капсулы, микрогранулы, микрокапсулы, драже, таблетки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, сиропы, ароматные воды, настойки, экстракты, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии для энтерального и парентерального применения, мази, суппозитории, пластыри, карандаши, пленки, аэрозоли;
-
принципы и способы получения лекарственных форм, способов доставки;
-
технологию изготовления лекарственных средств в условиях аптеки: порошки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии, водные извлечения из лекарственного растительного сырья, сложные комбинированные препараты с жидкой дисперсионной средой, мази, суппозитории;
-
теоретические основы биофармации, фармацевтические факторы, оказывающие влияние на терапевтический эффект при экстемпоральном и промышленном производстве лекарственных форм;
-
устройство и принципы работы современного лабораторного и производственного оборудования; основные тенденции развития фармацевтической технологии,
-
новые направления в создании современных лекарственных форм и терапевтических систем;
-
важнейшие технологические процессы переработки растительного и животного сырья и производства фармацевтических продуктов;
-
основные пути и формы использования лекарственного растительного сырья в фармацевтической практике и промышленном производстве; основные сведения о применении в медицинской практике лекарственных средств растительного и животного происхождения;
-
общие методы оценки качества лекарственных средств, возможность использования каждого метода в зависимости от способа получения лекарственных средств, исходного сырья, структуры лекарственных веществ, физико-химических процессов, которые могут происходить во время хранения и обращения лекарственных средств;
-
факторы, влияющие на качество лекарственных средств на всех этапах обращения; определение главных факторов в зависимости от свойств лекарственных веществ (окислительно-восстановительных, способности к гидролизу, полимеризации); возможность предотвращения влияния внешних факторов на доброкачественность лекарственных средств;
-
структуру нормативных документов, регламентирующих качество лекарственных средств, особенности структуры фармакопейной статьи и фармакопейной статьи предприятия; особенности анализа отдельных лекарственных форм; понятия распадаемости, растворения, прочности, особенности анализа мягких лекарственных форм;
-
правила проведения фармацевтической экспертизы рецептов и требований от лечебно-профилактических учреждений;
-
технологию хранения товаров аптечного ассортимента; порядок отпуска из аптеки лекарственных средств населению и лечебно-профилактическим учреждениям;
-
организацию изготовления в виде внутриаптечной заготовки и по требованиям лечебно-профилактических учреждений лекарственных средств в аптечных предприятиях; основные принципы учета товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов;
Умения
Уметь:
-
выявлять, предотвращать (по возможности) фармацевтическую несовместимость;
-
проводить расчет общей массы (или объема) лекарственных препаратов, количества лекарственных и вспомогательных веществ, отдельных разовых доз (в порошках, пилюлях, суппозиториях), составлять паспорта письменного контроля;
-
дозировать по массе твердые, вязкие и жидкие лекарственные вещества с помощью аптечных весов;
-
дозировать по объему жидкие препараты с помощью аптечных бюреток и пипеток, а также каплями;
-
выбирать оптимальный вариант технологии и изготавливать лекарственные формы;
-
выбирать упаковочный материал и осуществлять маркировку в зависимости от вида лекарственной формы, пути введения и физико-химических свойств лекарственных и вспомогательных веществ;
-
оценивать качество лекарственных препаратов по технологическим показателям: на стадиях изготовления, готового продукта и при отпуске;
-
оценивать технические характеристики фармацевтического оборудования и машин;
-
получать готовые лекарственные формы на лабораторно-промышленном оборудовании;
-
составлять материальный баланс на отдельные компоненты технологического процесса;
-
рассчитывать количество сырья и экстрагента, для производства экстракционных препаратов;
-
проводить подбор вспомогательных веществ при разработке лекарственных форм с учетом влияния биофармацевтических факторов;
-
проводить расчеты количества лекарственных и вспомогательных веществ для производства: порошков, сборов, гранул, капсул, микрогранул, микрокапсул, драже, таблеток, водных растворов для внутреннего и наружного применения, растворов в вязких и летучих растворителях, сиропов, ароматных вод, глазных лекарственных форм, растворов для инъекций и инфузий, суспензий для энтерального и парентерального применения, эмульсий для энтерального и парентерального применения, мазей, суппозиториев, пластырей, карандашей, пленок, аэрозолей;
-
изготавливать лекарственные средства промышленного производства: порошки, сборы, гранулы, капсулы, микрогранулы, микрокапсулы, драже, таблетки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, сиропы, ароматные воды, настойки, экстракты, максимально очищенные экстракционные препараты из ЛРС, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии для энтерального и парентерального применения, мази, суппозитории, пластыри, карандаши, пленки, аэрозоли;
-
обеспечивать условия асептического проведения технологического процесса и его соответствие современным требованиям к организации производства; обеспечивать соблюдение правил промышленной гигиены, охраны окружающей среды, труда, техники безопасности;
-
пользоваться нормативно-правовой документацией, регламентирующей порядок работы аптеки по приему рецептов и требований лечебно-профилактических учреждений; нормативно-правовой документацией, регламентирующей порядок работы аптеки по отпуску лекарственных средств и других фармацевтических товаров населению и лечебно-профилактическим учреждениям;
-
осуществлять фармацевтическую экспертизу рецептов и требований-накладных,
Навыки
Владеть:
-
навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов;
-
навыками чтения и письма на латинском языке клинических и фармацевтических терминов и рецептов;
-
базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы; техникой работы в сети Интернет для профессиональной деятельности;
-
иностранным языком в объеме, необходимом для возможности профессиональной и бытовой коммуникации с иностранными коллегами и получения информации из зарубежных источников;
-
алгоритмом проведения всех нормативных процедур в области трудового права, принципами проведения юридических, законодательных и административных процедур,
-
касающихся ситуаций, регулируемых различными отраслями права Российской Федерации, а также всех аспектов фармацевтической деятельности;
-
принципами фармацевтической деонтологии и этики;
-
методикой вычисления характеристик и оценок характеристик распределения и погрешности измерений;
-
-методами обработки текстовой и графической информации;
-
методикой обработки результатов статистических наблюдений с помощью компьютера;
-
нормативную документацию, регламентирующую производство и качество лекарственных препаратов в аптеках и на фармацевтических предприятиях.
-
номенклатуру препаратов промышленного производства;
-
номенклатуру современных вспомогательных веществ, их свойства, назначение;
-
навыками составления технологических разделов промышленного регламента на производство готовых лекарственных форм, в том числе технологических и аппаратурных схем производства готовых лекарственных форм;
-
технологией лекарственных форм, полученных в условиях фармацевтического производства: порошки, сборы, гранулы, капсулы, микрогранулы, микрокапсулы, драже, таблетки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, сиропы, ароматные воды, настойки, экстракты, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии для энтерального и парентерального применения, мази, суппозитории, пластыри, карандаши, пленки, аэрозоли
-
технологией изготовления лекарственных средств в условиях аптеки: порошки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии, водные извлечения из лекарственного растительного сырья, сложные комбинированные препараты с жидкой дисперсионной средой, мази, суппозитории
-
навыками составления технологических разделов промышленного регламента на производство готовых лекарственных форм, в том числе технологических и аппаратурных схем производства готовых лекарственных форм;
-
способами использования нормативной, справочной и научной литературу для решения профессиональных задач;
-
навыками интерпретации результатов анализа лекарственных средств для оценки их качества;
-
навыками постадийного контроля качества при производстве и изготовлении лекарственных средств.
2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)
2.3.1.Виды профессиональной деятельности, которые лежат в основе преподавания дисциплины «фармацевтическая технология»:
производственная
контрольно-разрешительная;
организационно-управленческая
научно-исследовательская и информационно-просветительская
2.3.2.Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций1:
п/№
|
Номер/ индекс компетенции
|
Содержание компетенции (или ее части)
|
В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
|
Оценочные средства2
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
| -
|
ОК-1
|
Способность и готовность анализировать социально-значимые процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в профессиональной и социальной деятельности
|
Использование информационных компьютерных систем в фармации и здравоохранении
|
Пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности
|
Базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет
|
Собеседование
| -
|
ОК-2
|
Способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий, к самосовершенствованию
|
Исторические этапы развития
мировой философской мысли;
основные проблемы и различные
направления мировой философии;
философскую методологию
анализа проблем научного познания
|
Использовать философскую и социально-политическую терминологию;
|
Высокоразвитым философским и научным мировоззрением;
|
Собеседование
| -
|
ОК-3
|
Способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию
|
Основные понятия, концепции и
теории исторической науки;
важнейшие этапы развития
мировой и отечественной истории;
закономерности и тенденции
исторического процесса;
историю возникновения
фармацевтических и медицинских
знаний;
возникновение и становление
отечественной фармацевтической
промышленности
|
Использовать гуманитарные знания в профессиональной деятельности, в индивидуальной и общественной жизни;
использовать знания истории Отечества и истории его культуры в понимании перспектив развития социума;
бережно и уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям
прошлого, заботиться о его сохранении;
|
Навыками аргументированного
решения проблемных этико-
правовых вопросов
фармацевтической практики и
защиты интересов потребителей ЛС
и других ФТ;
|
Собеседование
| -
|
ОК-4
|
Способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы, использовать методику расчета показателей экономической эффективности; знать рыночные механизмы хозяйствования, консолидирующие показатели, характеризующие степень развития экономики
|
Основы экономической теории,
экономических отношений и
экономических систем, рыночные
механизмы хозяйства, законы рынка
труда, роль государства в экономике,
валовый внутренний продукт (ВВП)
и способы его измерения,
экономические методы
регулирования фармацевтического
рынка
|
Анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности
|
Навыками использования экономических знаний при осуществлении эффективной фармацевтической деятельности;
|
Индивидуальная домашняя работа,
типовые расчеты
| -
|
ОК-5
|
Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности
|
морально-этические нормы и
принципы, относящиеся к
профессиональной деятельности
фармацевтического работника;
основные направления
психологии, общие и
индивидуальные особенности
психики детей, подростков и
взрослого человека, психологию
личности и малых групп.
|
Ориентироваться в решении основных проблем в различных сферах социума;
участвовать в процессах гражданского общества как демократическая личность, руководствуясь принципом гуманизма;
строить общение с потребителями ЛС и других ФТ с учетом психологических особенностей
|
Навыками психологически обоснованного общения;
навыками логического построения публичной речи (сообщения, доклады).
|
Собеседование
| -
|
ОК-6
|
Способность и готовность владеть одним из иностранных языков на уровне бытового общения, к письменной и устной коммуникации на государственном языке
|
Методы и приемы
лингвистического и переводческого
анализа специализированного текста;
принципы ведения дискуссий в
условиях плюрализма мнений и
основные способы разрешения
конфликтов на изучаемом языке;
лексический
минимум (5000
учебных лексических единиц) в
объеме, необходимом для
возможности профессионально
ориентированной коммуникации и
получения информации из
зарубежных источников;
базовую грамматику и основные
грамматические явления,
характерные для профессиональной
речи;
основную медицинскую и
фармацевтическую терминологию на
латинском языке;
общие основы словообразования
международных непатентованных и
тривиальных наименований
лекарственных средств.
|
Использовать в своей деятельности любой степени сложности, а также простые профессиональную лексику;
использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов в рамках устной и письменной коммуникации;
обмениваться информацией и профессиональными знаниями с коллегами и клиентами устно и письменно, обладать способностью переговорам на изучаемом языке;
переводить без словаря с латинского языка на русский и с русского языка на латинский
фармацевтические термины и рецепты предложения.
|
Иностранным языком в объеме, необходимом для возможности профессиональной и бытовой коммуникации с иностранными коллегами и получения информации из зарубежных источников
|
Индивидуальные домашние задания
| -
|
(ОК-7)
|
Способность и готовность использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции
|
Специфику взаимоотношений
«провизор-потребитель
лекарственных средств и других
фармацевтических товаров» (далее
потребителей ЛС и других ФТ)»;
морально-этические нормы и
принципы, относящиеся к
профессиональной деятельности
фармацевтического работника;
основные направления
психологии, общие и
индивидуальные особенности
психики детей, подростков и
взрослого человека, психологию
личности и малых групп
|
навыками психологически обоснованного общения;
алгоритмом проведения всех нормативных процедур в области трудового права, принципами проведения юридических, законодательных и административных процедур,
касающихся ситуаций, регулируемых различными отраслями права Российской Федерации, а также всех аспектов фармацевтической деятельности
|
Алгоритмом проведения всех нормативных процедур в области трудового права, принципами проведения юридических, законодательных и административных процедур,
касающихся ситуаций, регулируемых различными отраслями права Российской Федерации, а также всех аспектов фармацевтической деятельности;
|
Индивидуальные домашние задания
| -
|
ОК-8
|
Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией.
|
Общую характеристику основ
российского конституционного
строя;
понятие основ правового статуса
человека и гражданина.
Основы,
конституционного, гражданского,
трудового, семейного,
административного, уголовного,
экологического, финансового права;
понятие медицинского права
Российской Федерации;
основы законодательства Российской
Федерации об охране здоровья
граждан, нормативно-правовое
регулирование обращения ЛС
|
Пользоваться действующими нормативно-правовыми актами, регламентирующих медицинскую и фармацевтическую деятельность, обращение ЛС, в том числе наркотических средств и психотропных веществ.
|
Принципами фармацевтической
деонтологии и этики;
|
Собеседование
| -
|
ПК-1
|
Способность и готовность применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки научной и профессиональной информации; получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний
|
-Основы теории вероятности и математической статистики;
-состав и назначение основных элементов персонального компьютера, их характеристики;
-понятие и классификация программного обеспечения
|
- Вычислять абсолютные и относительные погрешности результатов измерений;
- работать с основными программами Ms Offise; проводить простейшую обработку статистических данных средствами Ecel;
- табулировать экспериментальные данные, графически представлять их, интерполировать, экстраполировать для нахождения искомых величин;
|
Методикой вычисления характеристик и оценок характеристик распределения и погрешности измерений;
-методами обработки текстовой и графической информации;
- методикой обработки результатов статистических наблюдений с помощью компьютера;
|
Тестирование компьютерное;
типовые расчеты
курсовые
| -
|
ПК-2
|
Способность и готовность соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе, защиты коммерческой тайны, поддержки единого информационного пространства, планирования и управления фармацевтическими предприятиями и организациями на всех этапах их деятельности
|
Состав и назначение основных
элементов персонального
компьютера, их характеристики;
понятие и классификация
программного обеспечения;
|
Работать с основными программами, установленными на электронно-вычислительных
машинах, проводить простейшую обработку статистических данных средствами программных продуктов;
|
Навыками пользования поисковыми программами для доступа к профессиональной
информации, размещенной в сети Интернет
|
Тестирование компьютерное;
типовые расчеты
курсовые
| -
|
ПК-3
|
Способностью и готовностью принимать участие в организации производственной деятельности фармацевтических предприятий и организаций по изготовлению и производству лекарственных средств
|
нормативную документацию, регламентирующую производство и качество лекарственных препаратов в аптеках и на фармацевтических предприятиях. Основные требования к лекарственным формам и показатели их качества;
номенклатуру препаратов промышленного производства;
номенклатуру современных вспомогательных веществ, их свойства, назначение;
|
Оценивать технические характеристики фармацевтического оборудования и машин;
проводить расчеты количества лекарственных и вспомогательных веществ для производства: порошков, сборов, гранул, капсул, микрогранул, микрокапсул, драже,
таблеток, водных растворов для внутреннего и наружного применения, растворов в вязких и летучих растворителях, сиропов, ароматных вод, глазных лекарственных форм, растворов для инъекций и инфузий, суспензий для энтерального и парентерального применения, эмульсий для энтерального и парентерального применения, мазей, суппозиториев, пластырей, карандашей, пленок, аэрозолей
|
Нормативную документацию,
регламентирующую производство и
качество лекарственных препаратов
в аптеках и на фармацевтических
предприятиях.
номенклатуру препаратов
промышленного производства;
номенклатуру современных
вспомогательных веществ, их
свойства, назначение;
навыками составления технологических разделов промышленного регламента на производство готовых лекарственных форм, в том числе технологических и аппаратурных
схем производства готовых лекарственных форм;
|
Тестирование компьютерное;
типовые расчеты
курсовые
| -
|
ПК-4
|
Способность и готовность к производству лекарственных средств в условиях фармацевтических предприятий и организаций, включая выбор технологического процесса, необходимого технологического оборудования, с соблюдением требований международных стандартов
|
Принципы и способы получения лекарственных форм, способов доставки;
важнейшие технологические процессы переработки растительного и животного сырья и производства фармацевтических продуктов;
основные пути и формы использования лекарственного растительного сырья в фармацевтической практике и промышленном производстве; основные сведения о применении в медицинской практике лекарственных средств растительного и животного происхождения
|
Выбирать упаковочный материал и осуществлять маркировку в зависимости от вида лекарственной формы, пути введения и физико-химических свойств лекарственных и вспомогательных веществ;
оценивать качество лекарственных препаратов по технологическим показателям: на стадиях изготовления, готового продукта и при отпуске;
получать готовые лекарственные формы на лабораторно-промышленном оборудовании;
составлять материальный баланс на отдельные компоненты технологического процесса;
рассчитывать количество сырья и экстрагента, для производства экстракционных препаратов;
проводить расчеты количества лекарственных и вспомогательных веществ для производства: порошков, сборов, гранул, капсул, микрогранул, микрокапсул, драже, таблеток, водных растворов для внутреннего и наружного применения, растворов в вязких и летучих растворителях, сиропов, ароматных вод, глазных лекарственных форм, растворов для инъекций и инфузий, суспензий для энтерального и парентерального применения, эмульсий для энтерального и парентерального применения, мазей, суппозиториев, пластырей, карандашей, пленок, аэрозолей;
изготавливать лекарственные средства промышленного производства: порошки, сборы, гранулы, капсулы, микрогранулы, микрокапсулы, драже, таблетки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, сиропы, ароматные воды, настойки, экстракты, максимально очищенные экстракционные препараты из ЛРС, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии для энтерального и парентерального применения, мази, суппозитории, пластыри, карандаши, пленки, аэрозоли;
|
Технологией лекарственных форм, полученных в условиях фармацевтического производства: порошки, сборы, гранулы, капсулы, микрогранулы, микрокапсулы, драже, таблетки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, сиропы, ароматные воды, настойки, экстракты, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии для энтерального и парентерального применения, мази, суппозитории, пластыри, карандаши, пленки, аэрозоли
|
| -
|
ПК-5
|
Способностью и готовностью к изготовлению лекарственных средств по рецептам врачей в условиях фармацевтических организаций, включая выбор технологического процесса, с учетом санитарных требований;
|
Правила проведения фармацевтической экспертизы рецептов и требований от лечебно-профилактических учреждений;
организацию изготовления в виде внутриаптечной заготовки и по требованиям лечебно-профилактических учреждений лекарственных средств в аптечных предприятиях;
|
Выявлять, предотвращать (по возможности) фармацевтическую несовместимость;
проводить расчет общей массы (или объема) лекарственных препаратов, количества лекарственных и вспомогательных веществ, отдельных разовых доз (в порошках, пилюлях, суппозиториях), составлять паспорта письменного контроля;
дозировать по массе твердые, вязкие и жидкие лекарственные вещества с помощью аптечных весов;
дозировать по объему жидкие препараты с помощью аптечных бюреток и пипеток, а также каплями;
выбирать оптимальный вариант технологии и изготавливать лекарственные формы;
|
Технологией изготовления лекарственных средств в условиях аптеки: порошки, водные растворы для внутреннего и наружного применения, растворы в вязких и летучих растворителях, глазные лекарственные формы, растворы для инъекций и инфузий, суспензии для энтерального и парентерального применения, эмульсии, водные извлечения из лекарственного растительного сырья, сложные комбинированные препараты с жидкой дисперсионной средой, мази, суппозитории
|
Тестирование компьютерное;
типовые расчеты
курсовые
| -
|
ПК-13
|
Способностью и готовностью принимать участие в создании различных видов фармацевтических предприятий и организаций;
|
Устройство и принципы работы современного лабораторного и производственного оборудования
|
Разбираться в проектных материалах строительства или реконструкции аптечных учреждений;
выбирать оптимальный вариант технологии и изготавливать лекарственные формы:
|
Навыками составления технологических разделов промышленного регламента на производство готовых лекарственных форм, в том числе технологических и аппаратурных
схем производства готовых лекарственных форм;
|
Тестирование компьютерное;
типовые расчеты
курсовые
| -
|
ПК-21
|
Способность и готовность к обеспечению деятельности фармацевтических предприятий и организаций по охране труда и техники безопасности;
|
|
Обеспечивать соблюдение правил промышленной гигиены, охраны окружающей среды, труда, техники безопасности
|
|
Тестирование компьютерное;
типовые расчеты
курсовые
| -
|
ПК-28
|
Способность и готовность к разработке, испытанию и регистрации лекарственных средств, оптимизации существующих лекарственных препаратов на основе современных технологий, биофармацевтических исследований и методов контроля в соответствии с международной системой требований и стандартов;
|
Виды взаимодействия лекарственных средств и виды лекарственной несовместимости;
- дозирование препаратов с учетом характера заболевания, хронобиологии и хронофармакологии; фармакогенетические особенности лекарственной терапии;
теоретические основы биофармации, фармацевтические факторы, оказывающие влияние на терапевтический эффект при экстемпоральном и промышленном производстве лекарственных форм;
|
Проводить подбор вспомогательных веществ при разработке лекарственных форм с учетом влияния биофармацевтических факторов;
прогнозировать и оценивать нежелательные лекарственные реакции, знать порядок их регистрации;
-определять оптимальный режим дозирования, адекватный лечебным задачам;
|
Способами использования нормативной, справочной и научной литературу для решения профессиональных задач;
-навыками интерпретации результатов анализа лекарственных средств для оценки их качества
|
Тестирование компьютерное;
типовые расчеты
курсовые
| -
|
ПК -33
|
Способностью и готовностью определить способы отбора проб для входного контроля ЛС в соответствии с действующими требованиями (ПК-33)
|
|
|
|
| -
|
ПК-36
|
Способность и готовность интерпретировать и оценивать результаты анализа лекарственных средств
|
Основные требования к лекарственным формам и показатели их качества;
|
Оценивать качество лекарственных препаратов по технологическим показателям: на
стадиях изготовления, готового продукта и при отпуске
|
Навыками постадийного контроля качества при производстве и изготовлении лекарственных средств;
|
| -
|
ПК-37
|
Способностью и готовностью проводить определение физико- химических характеристик отдельных лекарственных форм таблеток мазей, растворов для инъекций (ПК-37)
|
|
|
|
| -
|
ПК-48
|
Способность и готовность работать с научной литературой, анализировать информацию, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач (выделять основные положения, следствия из них и предложения);
|
Основные тенденции развития фармацевтической технологии, новые направления в создании современных лекарственных форм и терапевтических систем
|
|
|
Тестирование компьютерное;
типовые расчеты
курсовые
| -
|
ПК-49
|
Способность и готовность к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации;
|
|
|
|
Тестирование компьютерное;
типовые расчеты
курсовые
|
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
3.1.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Форма обучения - очная
Вид учебной работы
|
Всего часов/ зачетных единиц
|
Семестры
|
№ VI
|
№ VII
|
№ VIII
|
№ IX
|
часы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
Аудиторные занятия (всего),
в том числе:
|
432
|
96
|
120
|
96
|
120
|
Лекции (Л)
|
76
|
18
|
20
|
18
|
20
|
Практические занятия (ПЗ),
|
258
|
54
|
80
|
54
|
60
|
Семинары (С)
|
42
|
4
|
5
|
8
|
25
|
Контрольные работы (К)
|
66
|
20
|
15
|
16
|
15
|
Самостоятельная работа студента (СРС), в том числе:
|
216
|
48
|
60
|
48
|
60
|
Курсовая работа (КР)
|
24
|
|
12
|
|
12
|
Подготовка к занятиям (ПЗ)
|
90
|
24
|
24
|
24
|
18
|
Подготовка к текущему контролю (ПТК)
|
74
|
24
|
24
|
24
|
12
|
Подготовка к промежуточному контролю (ППК))
|
18
|
|
|
|
18
|
Вид промежуточной аттестации
|
зачет (З)
|
|
|
|
|
|
экзамен (Э)
|
|
|
|
|
Э
|
ИТОГО: Общая
трудоемкость
|
час.
|
648
|
144
|
180
|
144
|
180
|
ЗЕТ
|
18
|
4
|
5
|
4
|
5
|
Поделитесь с Вашими друзьями: |