Рабочая программа по офтальмологии кафедры офтальмологии педиатрического факультета на 2010/2011 учебный год



Скачать 346.06 Kb.
Дата27.09.2017
Размер346.06 Kb.
ТипРабочая программа

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Рабочая программа по офтальмологии



кафедры офтальмологии педиатрического факультета


на 2010/2011 учебный год.

Г. Москва


Введение. Целью преподавания офтальмологии студентам педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений является обучение будущих педиатров основным представлениям о возрастных изменениях органа зрения в норме и при различных видах патологии для постановки предварительного диагноза, оказания неотложной и первой врачебной помощи при заболеваниях и повреждениях глаз у пациентов различного возраста, изучения методов охраны зрения, предупреждения инвалидности, профилактики и раннего выявления заболеваний глаз у детей и подростков с учетом специфики работы в различных регионах.

В соответствии с учебными планами, утвержденными Минздравом Россий­ской Федерации для педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений, офтальмология преподается в 8-9 семестре обучения и может осуществляться "фронтальным" или "блоковым" методом. Общее количество часов обучения составляет 76 часов, из них — 26 часов лекций и 50 часов практических занятий.

Лекции должны отражать современные дос­тижения как офтальмологии, так и педиатрии, фармакологии, медико-биологических наук, организации здравоохранения. На занятиях у студентов необходимо вырабатывать основы деонтологии и врачебной этики в общении с пациентами разного возраста и их родителями. Занятия должны строится с максимальным развитием у студентов навыков самостоятельной работы, освоения практических приемов оказания неотложной и первой врачебной помощи. Рекомендуется не менее 25% практических занятий проводить в виде амбулаторно-поликлинических приемов, вырабатывать у студентов навыки ведения клинических историй болезни и амбулаторных поликлинических карт.

Целесообразно проводить практические занятия в стационаре по следующей схеме:



  • проверка исходного уровня знаний по теме занятия с применением тестового контроля и последующей проверки ответов по эталонам

  • обследование тематических больных, изучение слайдов, решение ситуационных задач, клинический разбор больных

  • контроль усвоения темы (тест-эталонный контроль, собеседование, решение ситуационных задач).

В стационаре рекомендуется проводить осмотр вновь поступивших (острых) больных с краткой записью статуса осмотренного пациента (по типу записи в амбулаторно-поликлинической карте) для обучения педиатра методам оказания первой врачебной помощи пациентам с острой воспалительной патологией, внезапным нарушением зрения или травмой глаза и тактике дальнейших действий (сроки направления в специализированные учреждения, оформление соответствующей документации и проч.).

В поликлинике необходимо при проведении занятий обращать внимание на



  • освоение методов обследования пациентов в амбулаторных условиях

  • обучение правилам ведения амбулаторной документации

  • решение вопросов профессионального отбора, трудовой экспер­тизы, диспансеризации.

Во время практических занятий студенты пишут историю болезни или серию кратких статусов всех осмотренных больных (по типу амбулаторно-поликлинических карт). Рекомендуется оформление личной карты офтальмологического исследования: студентам выделяется время для изучения своего офтальмологического статуса (проверка зрительных функций, исследование внутриглазного давления, глазного дна и других параметров офтальмологического статуса). Такое исследование осуществляется студентами в виде само- и взаимопроверки после проведения занятия по методикам исследования органа зрения и его функций.

В процессе обучения рекомендуется знакомство с современными методами обследования и лечения заболеваний глаз и придаточного аппарата, новыми технологиями в разных разделах офтальмологии, современными фармпрепаратами, особенностями заболеваемости в Московском регионе (Москва и Московская область).

Рекомендуется подготовка рефератов, докладов студентов по различным вопросам офтальмологии и смежных с ней дисциплин.
Общая офтальмология. Предмет офтальмологии. История развития отечественной и мировой офтальмологии. Представление о строении зрительного анализатора. Глаз и его роль в жизнедеятельности организма.

Цель изучения офтальмологии студентами педиатрического факультета. Связь патологии органа зрения с общими заболеваниями у людей различного возраста.

Организация охраны зрения детей. Структура, уровень и динамика глазной заболеваемости в различных регионах России за последние годы. Основные причины снижения зрения у лиц разного возраста и пола. Вопросы краевой глазной патологии. Характеристика абсолютной, пред­метной и бытовой, профессиональной слепоты. Наиболее частые заболе­вания, приводящие к слепоте лиц разного возраста. Характе­ристика медицинской офтальмологической сети: глазные кабинеты поли­клиник, межрайонные кабинеты охраны зрения детей, консультативные поликлиники, глазные стационары, диспансеры, травмопункты. Специали­зированные глазные санатории, специализированные глазные детские са­ды, санаторные глазные лагеря и специализированные научно-исследова­тельские проблемные офтальмологические лаборатории и институты. научно-технические комплексы микрохирургии глаза. Функции и подчи­ненность этих учреждений. Школы для слабовидящих и слепых, показания к приему в них по состоянию остроты зрения поля зрения. Мероприятия по охране зрения детей в дошкольных учреждениях и школах. Объем необходимых исследований органа зрения в момент рождения ре­бенка, при выписке из роддома, во время патронажа, к году жизни, к трем и семи годам, в школе (4 и 8 классы), у взрослых на глаукому и др. Система диспансерного наблюдения и лечения боль­ных с глаукомой, прогрессирующей близорукостью, косоглазием, опухо­лями, катарактами, сложными повреждениями, хроническими воспали­тельными и дистрофическими процессами в роговице, сосудистой оболочке и сетчатке. Принципы и методы отбора в Российскую Армию, экспертиза трудоспособности. Роль педиатров в организации охраны зрения детей и подростков. Основные документы, регламентирующие pa6oтy в области охраны зрения.

Основные достижения отечественной офтальмологии. Ведущие ученые-офтальмологи и офтальмологические учреждения. Совместная работа кафедры с органами и учреждениями здравоохранения по охране зрения насе­ления.



Формирование органа зрения.

Условия, обеспечивающие развитие и функционирование глаза. Дифференцирование зрительного аппарата, обусловленное условиями жизни живых существ.

Этапы эволюционного развития зрительного анализатора. Этапы эмбриогенеза, влияние нарушений эмбриогенеза на формирование аномалий развития глаза и его придаточного аппарата. Проблемы формирования органа зрения и зрительных функций у детей с разной степенью недоношенности. Роль наследственности и других факторов в формировании и развитии глаза.

I. АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ ГЛАЗА У ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА

Чтобы хорошо владеть ранней, быстрой и точной диагностикой глазной патологии у детей различного возраста каждому ордина­тору необходимо иметь четкое представление об условиях и фазах развития глаза. Этапы эволюционного развития зрительного анализатора. Этапы эмбриогенеза, влияние нарушений эмбриогенеза на формирование аномалий развития глаза и его придаточного аппарата. Проблемы формирования органа зрения и зрительных функций у детей с разной степенью недоношенности. Роль наследственности и других факторов в формировании и развитии глаза.

Глаз следует рассматривать как важ­нейшую составную часть фотоэнергетической или оптиковегетативной системы организма (ФЭС, ОВС).

При изучении зрительного анализатора следует учитывать его влияние на физическое и психическое развитие ребенка.

Необходимо знать возрастные особенности строения глаз­ного яблока, его анатомо-топографические ориентиры; уметь при­менить их при определении локализации патологического процесса. Вначале следует ознакомиться со строением и функциями при­даточного аппарата, а затем освоить строение, физиологию и функ­цию структур глазного яблока.



Возрастная анатомия и физиология зрительного анализатора.

Строение зрительного анализатора. Следует охарактеризовать отделы зрительного пути, их то­пографическую анатомию. Периферические отделы, подкорковые, корковые центры, проводящие пути. Важно знать, что сетчатка имеет стро­гую проекцию в каждом отделе зрительного пути, и уметь опреде­лить изменения периферического зрения, наблюдаемые при пора­жении определенного отдела зрительного тракта. Особенно важны эти знания при изучении неврологических за­болеваний, для топического диагноза.

Современные методы исследования состояния различных отделов зрительного анализатора у пациентов различного возраста (общее представление о современных электрофизиологических, нейрофизиологических, томографических методах исследования).

Придаточный аппарат глаза.

Возрастная динамика строения и функций орбиты, век, конъюнктивы, слезопродуцирующих и слезоотводящих органов. Виды патологии. Топографическая анатомия, иннервация, функции глазодвигательных мышц. Врожденные аномалии придаточного аппарата глаза.

Изучая строение и функции век, необходимо ознакомить ординатора с такими патологическими состояниями, как лагофтальм и птоз верхнего века, спастический заворот нижнего века у новорож­денных, их необходимо устранять во избежание осложнений.

При изучении конъюнктивы, ее функций, возрастных особенностей у детей, особенно обратить внимание на защитную роль оболочки и ее изменения при общих заболеваниях у детей (токсикоаллергические состояния, авитаминозы, диабет, инфекции).

Приступая к ознакомлению со строением слезопродуцирующего и слезоотводящего аппарата, необходимо охарактеризовать все отделы, обратить внимание на возрастные (до 2-х месяцев) осо­бенности функционирования слезной железы (отсутствие слезы), механизм слезоотведения и возможные аномалии развития: слезных точек (атрезия, дислокация), канальцев (сужение, атрезия), слезного мешка (дивертикулы), слезно-носового ка­нала (недоразвитие, остатки мезодермальной ткани) у новорожденных, изучить методы диагностики с локализацией возможного препятствия (проба Веста канальциевая и слезно-носовая, рентгено-контрастное исследование). Диффдиагностика, тактика ведения, хирургические манипуляции, операционные вмешательства.

Весьма важно знать строение и топографическую анатомию орбиты и 4-х ее стенок. Необходимо помнить, что они имеют тес­ные контакты с придаточными пазухами носа и головным мозгом. Воспалительные процессы в пазухах у детей нередко распростра­няются на ткани орбиты, приводя к флегмоне орбиты.

Необходимо знать топографию черепно-мозговых нервов и со­судов, проходящих через зрительное отверстие, верхне- и нижне­глазничную щель орбиты и помнить о синдроме верхнеглазничной щели.

Нельзя забывать, что у детей нередко при повреждении стенок зрительного канала, чаще при сильных ударах по лобной кости, наступает слепота из-за сдавления зрительного нерва и кровоиз­лияний в него. Необходимо рассмотреть ход глазной артерии, и ее ветвей, осо­бенно идущих в глаз.

Необходимо изучение топографии наружных мышц глаза, их иннервации и функций, определении степени при­ведения и отведения глазных яблок по отношению к определенным опозновательным точкам; установление наличия и степени конвер­генции, умение определить функцию глазодвигательных мышц ме­тодами коордиметрии и исследованием поля взора.

Следует знать топографию и строение цилиарного узла, его роль в иннервации оболочек глаза. Нужно четко ориентироваться в ос­новных признаках поражения цилиарного узла при ретробульбарных процессах, а также уметь провести новокаиновую блокаду этого узла.



Глазное яблоко.

Приступая к изучению строения глазного яблока, прежде всего, следует уточнить данные о возрастных размерах (переднее - задней оси) глаза ребенка и особенностях строения его оболочек и опти­ческих сред. Отклонения в размерах глаза в сравнении с возраст­ной нормой могут свидетельствовать об аномалии развития или наличии тяжелой патологии (врожденная глаукома, микрофтальм и т. п.). Размер глаза легко определить с помощью ультразвуко­вого аппарата. Строение капсулы глаза:

Роговица, ее строение, функции, возрастные особенности. Особенности питания и регенерации слоев роговицы. Очень важно знать размеры и свойства нор­мальной роговицы детей различного возраста, отличающих ее от роговицы взрослых, и функции, что существенно при раннем выявлении врожденной глаукомы, аномалий развития.

Склера, ее строение, топографическая анатомия, функции. Характер патологических процессов.

Важно обратить внимание на цвет склеры новорожденных и ее гистологическое строение у ребенка до 6—7 лет, на наиболее тон­кое место в ней в области прохождения волокон зрительного нерва.

Необходимо учитывать легкую растяжимость склеры в раннем возрасте под влиянием повышенного внутриглазного давления, что приводит при врожденной глаукоме и ретинобластоме к гидрофтальму.

Лимб, его топографическая анатомия, врожденные и приобретенные патологические изменения (эмбриотоксон, расширение при врожденной глаукоме и др.).

Сосудистая оболочка: Строение и функции каждого отдела. Две системы кровоснабжения сосудистой оболочки, анастомозы между ними. Значение раздельного кровоснабжения в возникновении и распространении воспалительных заболеваний.

Радужка, возрастные особенности строения радужки. Роль paдужки в регуляции светового потока, ультрафильтрации и оттоке внутриглазной жидкости; виды патологии. Необходимо пом­нить о роли величины зрачка и реакции зрачков на свет в диагно­стике поражения симпатической и парасимпатической иннервации, ЦНС, тяжелой глазной патологии.
Цилиарное тело, его топографическая анатомия, особенности крово­снабжения и иннервации, гистологическое строение, роль в образовании и оттоке внутриглазной жидкости, в акте аккомодации, в терморегуляции и др.; значение цилиарного тела в физиологии и патологии глаза; виды патологии.

Хориоидея, ее строение. Роль хориоидеи в осуществлении питания сетчатки и зрительного процесса. Особенности кровоснабжения хориоидеи играют роль в возникновении воспа­лительных и дистрофических процессов. Виды патологии.

Хрусталик.

Топографическая анатомия. Возрастные особенности строения и химического состава, особенности обменных процессов в хрусталике, функции хрусталика. Характеристика динамики преломляющей и аккомодационной функции хрусталика у лиц разного возраста. Виды патологии.

Стекловидное тело:

Особенности строения, химический состав, функции; виды патологии. Необходимо знать функции и возрастные особенности структу­ры и химического состава стекловидного тела, его вес. Учитывать его изменения как важный диагностический признак при различ­ной врожденной патологии, воспалительных и дистрофических про­цессах сетчатки и сосудистого тракта.


Передняя и задняя камеры глаза.

При изучении топографии передней и задней камер глаза обра­тить внимание на их возрастные особенности, размеры, охарактеризовать направление тока внутриглазной жидкости. Внутриглазная жидкость, ее химический состав, строение дренажной системы глаза. Следует основательно изучить анатомо-топографическую и био-гониомикроскопическую характеристику угла передней камеры, как основного пути оттока внутриглазной жидкости. Знать химический состав внутриглазной жидкости, ее объем и роль во внутриглазном обмене и питании бессосудистых структур глаза; помнить о грозных осложнениях, возникающих при нарушении путей оттока внутриглазной жидко­сти, нарушении ее продукции (гиперсекреции и гипосекреции), изменениях биохимического состава. Аномалии развития и виды патологии.

Сетчатка.

Строение и функции сетчатки, их возрастные особенности. Изучая строение сетчатки, необходимо охарактеризо­вать 3 ее нейрона, изучить роль пигментного эпителия в фотохими­ческих процессах, расположение оптически деятельного и недея­тельного отделов сетчатки, особенности строения желтого пятна у новорожденных и детей старшего возраста, возрастные особен­ности цвета и размеров диска зрительного нерва. Две системы питания сетчатки. Взаимодействие сетчатки и хориоидеи в зрительном акте. Следует помнить о связи сетчатки с ЦНС. Изменения сет­чатки нередко являются первым признаком поражения мозга, а так­же проявлением общих, обменных, эндокринных и наследственных заболеваний у детей и взрослых. Виды патологии.

Зрительный нерв.

Отделы зрительного нерва, топографическая анатомия, особенности диска зрительного нерва у детей. Хиазма: топография, роль пограничных образований в развитии патологии. Подкорковые и корковые отделы зрительного анализатора.

Сосуды и нервы глаза и его придаточного аппарата, возрастная динамика развития иннервации глаза и его придаточного аппарата. Особенности симпатической и парасимпатической иннервации тканей глаза, строение цилиарного ганглия.

Зрительные функции. Возрастная динамика


развития зрительных функций.

Физиология зрительного восприятия. Значение строения световоспринимающего аппарата, условия питания сетчатки, наличия витамина “А”, родопсина, йодопсина, селена, водорода и пр., фотохимические и биоэлектрические реакции. Здесь важно де­тально познакомиться с учением И. М. Сеченова и И. П. Павлова о зрительном анализаторе. Разобрать физиологию зрительного акта. При этом подробно остановиться на вопросах взаимодействия хориоидеи с сетчаткой в акте зрения, фотохимической или ионной теории зрения акад. П. П. Лазарева, учесть понятие об единстве распада и синтеза зрительных веществ, изучить количественный и качественный процесс в акте зрения — от фотохимической реакции разложения молекул до функции высшей нервной деятельности. Роль состояния проводящих путей, подкорковых и корковых зрительных центров в зрительном акте.

Познакомиться с теориями акта зрения: биоэлектрической, хи­мической, ретиномоторной. Знать роль органа зрения в получении информации из окружающей внешней среды, его значении в разви­тии и становлении детского организма.
Центральное зрение (острота зрения, цветовое зрение), периферическое зрение (поле зрения, светоощущение), бинокулярное зрение. Последовательность и сроки их развития. Виды и частота патологии.

Светоощущение. Дневное, сумеречное и ночное зрение, скорость адаптации к свету и темноте. Изучая светоощущение, необходимо ознакомиться с биохимиче­скими и нервными процессами, лежащими в основе этой функ­ции, усвоить особенности дневного, сумеречного и ночного зрения. Изучить световую и темновую адаптацию. Уметь определить пато­логические изменения абсолютной световой чувствительности, знать их причины, учитывать значение исследования темповой адапта­ции в диагностике ряда глазных и общих заболеваний. Виды и частота патологии. Гемералопия.

Цветовое зрение.

Цвет и его основные признаки, время появления цветового зрения у детей и факторы, способствующие его развитию. Разо­брать теории цветового зрения, познакомиться с достижениями современных исследований цветоощущения. Разобрать патологию цветового зрения с учетом роли наследствен­ности в возникновении аномалий цветоощущения. Изучить методы исследования цветоощущения и уметь провести диагностику пато­логии цветоощущения. Знать врачебную экспертизу по цветовому зрению. Виды патологии (врожденная и приобретенная).

Острота зрения. Единица ее измерения, возрастная эволюция ост­роты зрения. Методы определения остроты зрения у детей разного возраста (прямая и содружественная реакция зрачков на свет, рефлекс смыкания век, рефлекс Пейпера, реакция слежения за яркими предметами, бинокулярная зрительная фиксация, реакция узнавания, оптокинетический нистагм); определение зрения по таблицам, контрольные методы исследования. Электрофизиологические методы определения пороговой величины появления зрительных вызванных потенциалов.

Периферическое зрение. Возрастная динамика поля зрения; нормальные границы поля зрения на белый и хроматические цвета, физио­логические скотомы. Контрольный и аппаратные методы периметрии. Роль определения периферического зрения в диагностике патологических процессов в глазу и ЦНС.

Бинокулярное зрение. Общее понятие о характере зрения. Время появления бинокулярного зрения, этапы формирования бинокулярного зрения. При изучении характера зрения (монокулярное, бинокулярное, одновременное) необходимо знать возрастные особен­ности развития бинокулярного зрения. Четко представлять физио­логию бинокулярного зрения, понятия фузии, бификсации, бифовеального слияния и т.д. Разобрать условно-рефлекторную теорию Сеченова—Павлова формирования бинокулярного зрения.

Знать причины нарушения бинокулярного зрения, возможные последствия этого. Учесть роль коры головного мозга в стереоско­пичности. Тщательно познакомиться с современными методами вос­становления бинокулярного зрения. Помнить о том, что при под­боре и назначении пациентам очков нужно всегда проверять устой­чивость бинокулярного зрения. Значение исследования бинокулярного и стереоскопического зрения для выбора профессии.


Физиологическая оптика, рефракция, аккомодация.

Приступая к изучению данной темы, следует подробно охарак­теризовать оптическую систему глаза — ее составные части. Знать основные показатели оптической системы глаза, схематический и редуцированный глаз по А. И. Дашевскому. Познакомиться с ме­тодами исследования оптической системы глаза (эхобиометрия, офтальмометрия, рефрактометрия, фотоофтальмометрия и др.). Указать конкретный вклад отечественных и зарубежных ученых в разработку физиологической оптики.

Единица измерения рефракции – диоптрия. Понятие о физической рефракции глаза и возрастная динамика ее развития. Характеристика клинической рефракции.

Понятие о соразмерной и несоразмерной клинической рефракции (эмметропия, аметропия, анизометропия). Возрастная характеристика удельного веса различных видов рефракции. Зависимость клинической рефракции от преломляющей силы оптических сред глаза и длины оси глаза. Объективные и субъективные методы оп­ределения клинической рефракции. Статистическая, динамическая реф­ракции. Четко усвоить сроки обяза­тельных проверок клинической рефракции у детей для своевре­менного выявления аномалии рефракции, профилактики амблио­пии и косоглазия (к 1 году, в 3—4 и 6—7 лет, 14 лет).



  • Эмметропия. Клиническая характеристика, частота, методы опре­деления.

  • Гиперметропия (дальнозоркость). Возрастная динамика, частота. Особенности оптической коррекции гиперметропии у детей разного возраста.

Миопия (близорукость). Характеристика, возрастная динамика и частота. Врожденная и прогрессирующая близорукость. Изменения в оболочках глаза при прогрессирующей близорукости. Патогенез, клас­сификация (величина, вид, прогрессирование, стадии, сте­пень снижения зрения). Профилактика. Учесть наследственную предрасположенность в генезе близо­рукости, роль внешних факторов в формировании рефракции, зна­чение гигиены умственного труда и зрения, а также физического воспитания. Важно знать социальное значение проблемы близо­рукости в разделе охраны зрения у детей и современные данные о распространенности близорукости у детей, о ее месте в структуре слабовидения и слепоты. Опти­мальная очковая коррекция миопии, контактная коррекция. Лечение медикаментозное и хирургическое. Рефракционная хирургия. Лазерная коррекция преломляющей силы роговицы. Очень важно хорошо усвоить пути и методы широкой и ранней профилактики и диспансеризации детей с миопией


  • Астигматизм. Характеристика, распространенность, динамика астигматизма в зависимости от возраста. Виды астигматизма; методы его определения. Особенности стекол, применяемых для коррекции астигма­тизма. Контактные линзы.

  • Аккомодация. Механизм аккомодации. Абсолютная и относительная аккомодация. Длина и объем аккомодации. Изменение аккомодации, связанное с возрастом. Спазм и паралич акко­модации. Состояние аккомодации при различных видах клинической рефракции. Зрительное утомление (зрительная астенопия) и методы его лечения. Пресбиопия, и ее коррекция (монокулярная, бифокальная, мультифокальная, очковая и контактная) в зависимости от исходной клинической рефракции и возраста. Гигиена зрительной ра­боты в детском и пожилом возрасте.

Методы исследования органа зрения.

В процессе изучения методов исследования глаза и его вспомогательного аппарата всегда необходимо помнить о возрастных особенностях его состояния, так как только в этом случае можно своевременно выявить и правильно оценить вид и степень выраженности патологии органа зрения.



  • Наружный осмотр. Осо­бенности проведения наружного осмотра у новорожденных и детей ран­него возраста. Определение симметричности расположения глаз. Величина и форма глазной щели. Осмотр формы, размера, положения, подвижности и целостности век. Выявление врожденных аномалий: колобомы век, анкилоблефарона, блефарохалязиса, птоза, эпикантуса и др. Исследование кожи век — гиперемия, кровоизлияние, отек, а также состояния края век (рост ресниц, чешуйки, корочки, изъязвления, выворот, заворот). Слезостояние, слезотечение, гнойное или другое отделяемое. Осмотр конъюнктивы — цвет, поверхность, влажность, характер отделяемого в конъюнктивальном мешке. Исследования слезной железы и слезоотводящих путей: слезные точки, их положение, величина, определение наличия содержимого в слезном мешке, канальцевая и носовая пробы. Осмотр глазного яблока, его величины, положения в орбите и подвижности.

  • Боковое освещение. Техника простого и комбинированного боково­го освещения. Уточнение состояния конъюнктивы Исследование склеры: цвета, состояния сосудов. Осмотр лимба, его границ и размеров. Исследование роговицы: прозрачность, зеркальность, величина, сферичность, чувствительность (волосковый метод). Осмотр передней камеры: глубина, равномерность, прозрачность содержимого. Характеристика радужки и ее возрастных особенностей: цвет, рисунок, наличие врожденных и приобретенных дефектов: врожденная колобома, сращение с хрусталиком или роговицей (синехии), иридодиализ (отрыв), иридодонез (дрожание). Форма, величина и положение зрачков, зрачковые реакции на свет.

  • Исследование в проходящем свете. Техника методики, ее возмож­ности, оценка прозрачности хрусталика и стекловидного тела. Локали­зация и дифференциация помутнений в различных отделах прозрачных сред глаза. Интенсивность, равномерность, форма, величина, цвет помут­нений, характер рефлекса с глазного дна. Дифференциальный диагноз помутнений в хрусталике с помутнениями в стекловидном теле.

  • Офтальмоскопия обратная. Исследование сетчатки, хориоидеи, диска зри­тельного нерва. Офтальмоскопия в прямом виде с применением электри­ческих офтальмоскопов. Вид диска зрительного нерва, сосудов сетчатки, области желтого пятна, центральной ямки у детей разного возраста.

  • Биомикроскопия. Осмотр глаза с помощью стационарной и ручной щелевых ламп. Исследование состояния оболочек глаза и локализации изменении в веках конъюнктиве, склере роговице, передней камере, радужке, хрусталике стекловидном теле и на глазном дне. Значение биомикроскопии для диагностики и наблюдения за течением глазных заболеваний.

  • Исследование внутриглазного давления. Субъективный (пальпаторный) метод исследования тонуса глаза. Объективный метод измерения внутриглазного давления тонометрами Маклакова, Шиотца и др. Возрастные величины внутриглазного давления и их значение в диагностике глаукомы. Понятие о тонографии. Особенности тонометрии у детей первых лет жизни.

  • Ультразвуковые методы исследования. Эхобиометрия, эхоофтальмография. Определение размеров глаза, возможность выявления в глазу опухоли, инородных тел, отслойки сетчатки и др.

  • Офтальмометрия. Методика определения кривизны роговины, ее связь с показателями тонометрии по Маклакову.

  • Понятие о рефрактометрии, офтальмоплетизмографии, реоофтальмографии, электроретинографии, офгальмодинамометрии, диафаноскопии, флюоресцентной ангиографии. Рентгентомография глаза и орбиты.

Частная офтальмология. Цель: овладеть ранней диагностикой наиболее распространенных глазных заболеваний, научиться оказывать первую врачебную помощь, изучить меры профилактики глазной патологии, ознакомиться с проведением профессионального отбора, трудовой экспертизы.
Физиология и патология бинокулярного зрения, патология глазодвигательного аппарата.

  • Определение характера зрения. Этапы формирования бинокулярного зрения. Способы выявления бинокулярного зрения. Расстройство глубинного (бинокулярного) зрения. Косоглазие мнимое, скрытое (гетерофория). Косоглазие содружественное и паралитическое. Частота и возрастные особенности возникновения различных форм косоглазия. Методы ис­следования глазодвигательного аппарата.

  • Содружественное косоглазие. Клиника. Частота, сроки и причины возникновения содружественного косоглазия. Первичное и вторичное. Постоянное и периодическое косоглазие, аккомодационное и неаккомодационное, монолатеральное и альтернирующее, сходящееся, расходя­щееся, с вертикальным компонентом, с амблиопией и без амблиопии, с аметропией и без аметропии. Современные взгляды на происхождение. Факторы, способствующие возникновению косоглазия. Объем обследо­вания больного с косоглазием. Сроки, принципы, методы, система орга­низации, этапность, комплексность лечения содружественного косогла­зия. Методы ранней профилактики. Совместная работа с органами про­свещения.

  • Паралитическое косоглазие. Клиника. Наиболее частые причины. Дифференциальная диагностика паралитического и содружественного косоглазия. Особенности, сроки и трудности хирургического лечения паралитического косоглазия. Призматическое лечение.

  • Нистагм. Виды нистагма. Принципы лечения.



Патология век.

Частота заболеваний век, основные виды патологических процессов в веках и их связь с общим состоянием организма.



  • Аномалия положения и формы век. Причины (врожденные и приобретенные). Птоз, осложнения птоза (амблиопия, косоглазие). Выворот века. Трихиаз. Лагофтальм. Анкилоблефарон. Колобома век. Эпикантус. Сроки и принципы лечения.

  • Опухоли и опухолеподобные изменения век. Гемангиомы век. Роль педиатров в ранней диагностике и своевременном назначении лечения. Дифференциальный диагноз, контроль прогрессирования. Виды медикаментозного, склерозирующего, хирургического лечения. Прогноз. Дермоидные кисты орбиты.

  • Воспалительные заболевания: Блефарит. Роль эндогенных и экзогенных факторов в развитии. Клиника и течение блефарита, осложнения, исходы. Принципы и продолжительность лечения. Особенности выявления и лечения демодексного поражения век. Ячмень. Этиология, клиника, лечение, осложнения, исходы. Абсцесс век. Этиология, клиника, лечение, исходы. Халязион. Причины возникновения, клиника, принципы лечения. Контагиозныи моллюск. Клиника, причины, лечение.

  • Аллергические заболевания век. Отек Квинке. Токсикодермия. Лекарственные дерматиты век. Причины и особенности возникновения. Клиника, течение, частота рецидивов, принципы лечения. Дифференциальная диагностика с отеками почечными, сердечными.

Патология слезных органов.

  • Врожденные аномалии слезной железы (отсутствие, недоразвитие, опущение). Клиника, принципы лечения.

  • Дакриоаденит. Этиология, клиника, методы диагностики, течение, осложнения. Принципы лечения.

  • Синдром Съегрена ("сухой глаз" при поражениях слезных и эндокринных желез, системных заболеваниях). Клиника. Методы диагностики и терапии. Новообразования слезной железы (аденокарцинома). Клиника, течение, методы диагностики, лечение, прогноз.

  • Патология слезоотводящего аппарата. Врожденные и приобретенные изменения слезоотводящих путей. Отсутствие или дислокация слезных точек; сужение или облитерация слезных канальцев. Каналикулиты, этиология, клиника и лечение. Дивертикулы слезного мешка. Стеноз слезоносового канала. Методы диагностики, принципы и сроки оперативного лечения.

  • Дакриоцистит новорожденных. Частота, клинические признаки, причины и время появления. Методы профилактики, диагностики и лечения, возможные осложнения. Роль педиатров в ранней диагностике и профилактике осложнений дакриоцистита новорожденных. Исходы.

Патология конъюнктивы.

Воспаление конъюнктивы (конъюнктивиты). Наиболее часто встречающиеся острые конъюнктивиты. Статистические данные о заболеваемости конъюнктивитами. Этиология конъюнктивитов. Основные субъективные и объективные признаки конъюнктивитов. Дифференциальный диагноз. Методы диагностики конъюнктивитов. Возрастные особенности этиологии и клиники конъюнктивитов (острый эпидемический, пневмококковый, стафилококковый, гонобленнорейный, дифтерийный, аденовирусный, хламидийный, геморрагический, весенний, трахома). Средняя продолжительность различных воспалительных заболеваний соединительнотканной оболочки глаза. Принципы лечения.



  • Бактериальные конъюнктивиты. Острый конъюнктивит, вызванный стафилококками, стрептококками. Клиника, течение, осложнения. Профилактика и лечение.

  • Эпидемический конъюнктивит (Коха-Уикса). Особенности клинического течения. Эпидемиология, сезонность, распространенность в регионах с жарким климатом. Особенности течения у детей раннего возраста. Общественная и личная профилактика. Лечение.

  • Пневмококковый конъюнктивит. Клиника, течение. Особенности проявления у детей первых месяцев жизни и недоношенных. Профилактика и лечение.

  • Гонококковый конъюнктивит (новорожденных детей и взрослых). Пути заражения, особенности клинического течения, осложнения. Методы диагностики. Профилактика и лечение.

  • Дифтерийный конъюнктивит. Пути заражения. Общее состояние организма. Клиника, течение, осложнения. Методы диагностики. Неотложная помощь. Профилактика и лечение.

  • Вирусные конъюнктивиты. Частота у взрослых и детей. Основные виды возбудителей (вирус гриппа, герпеса, аденовирусы и др.). Особенности течения вирусных конъюнктивитов.

  • Аденовирусный конъюнктивит (эпидемический кератоконъюнктивит). Эпидемиология, контагиозность. Основные штаммы возбудителей. Фарингоконъюнктивальная лихорадка. Три формы аденовирусного конъюнктивита (катаральный, фолликулярный, пленчатый). Дифференциальный диагноз с микробными конъюнктивитами, трахомой. Методы диагностики (цитологический метод флюоресцирующих антител и др.) Принципы профилактики и лечения.

  • Аллергические конъюнктивиты Причины возникновения, клиника течение, принципы лечения.

  • Хламидимйные конъюнктивиты новорожденных, детей грудного возраста, подростков. Принципы диагностики, методы исследования, комплексного лечения.

  • Трахома. Социальное значение трахомы. Распространенность трахомы в мире. Международная классификация ВОЗ. Этиология и эпидемиология трахомы. Клиника и осложнения трахомы. Особенности течения трахомы у детей. Диагноз клинический, лабораторный. Диспансерный метод лечения трахомы. Критерии излечения, порядок снятия с учета.

Патология роговицы.

  • Врожденные аномалии развития роговицы. Микро- и макрокорнеа, кератоконус, кератоглобус. Зрительные функции при аномалиях развития. Хирургическое лечение. Возможности контактной коррекции. Исходы.

  • Воспаления роговицы (кератиты). Наиболее часто встречающиеся кератиты у детей и взрослых. Методы диагностики. Классификация кератитов по этиологиии, тяжести и локализации процесса. Основные субъективные и объективные признаки кератита. Средняя продолжительность течения различных кератитов. Принципы и длительность лечения. Исходы. Роль педиатра, санитарного врача, работников дошкольных и школьных учреждений, родителей в раннем выявлении воспаления роговицы у детей.

  • Инфекционные бактериальные кератиты. Бактериальная язва роговицы. Этиология (роль микротравмы роговицы и хронического дакриоцистита), клиника, течение, осложнение, лечение, исходы.

  • Герпетические кератиты. Частота заболевания и особенности течения у детей разного возраста. Особенности клиники и течения первичного и постпервичного герпетического кератита. Поверхностные формы герпетического кератита: везикулезный, древовидный. Метагерпетический кератит. Глубокая форма герпетического кератита (дисковидный). Методы диагностики герпетических кератитов: клинические, лабораторные, очаговая проба с герпетической вакциной. Современные методы лечения герпетических кератитов. Профилактика. Возможности противорецидивной терапии герпетических кератитов.

  • Кератиты туберкулезной этиологии. Клиника диффузной, очаговой, склерозируюшей форм. тЛабораторная диагностика. Принципы и продолжительность местного и общего лечения.

  • Сифилитический (глубокий) кератит. Возраст, в котором чаще встречается заболевание. Клиника. Дифференциальный диагноз между глубоким туберкулезным и сифилитическим кератитом. Комплексное, общее и местное лечение.

  • Осложнения кератитов: прободная язва роговицы, увеит, эндофтальмит. Исходы кератитов: пятно, облачко, бельмо простое и осложненное и другие виды помутнений и изменений формы, неправильный астигматизм. Принципы лечения. Виды кератопластики. Контактные линзы. Кератопротезы.

Патология склеры.

Воспаление склеры (эписклериты, склериты). Клиника. Наиболее частые причины их появления. Лечение.



Патология сосудистой оболочки.

Частота заболеваний сосудистой оболочки среди общей глазной патологии. Тяжелые исходы заболеваний сосудистой оболочки как причина слабовидения и слепоты.



  • Врожденные аномалии развития. Остаточная зрачковая мембрана, поликория, коррэктопия, колобома, аниридия. Клиника, диагностика, состояние зрительных функции при этой патологии. Возможности коррекции и лечения.

  • Воспаление сосудистой оболочки (увеиты). Наиболее частые причины возникновения увеитов у лиц разного возраста. Классификация увеитов по течению, локализации, клинико-морфологической картине, этиологии, иммунологии. Основные морфологические, функциональные признаки и механизмы развития передних увеитов (иритов, иридоциклитов), периферических, задних увеитов, хориоретинитов, панувентов. Особенности течения увеитов у детей. Схема обследовани больных с увеитами. Организация, принципы, методы общего и местного лечения передних и задних увеитов. Исходы, осложнения. Профилактика. Роль педиатров в ранней диагностике увеитов при общих заболеваниях.

  • Дистрофические заболевания радужки и цилиарного тела. Частота заболевания. Причины возникновения. Клинические формы, принципы лечения.

Патология стекловидного тела.

  • Нарушения эмбриогенеза стекловидного тела. Первичное гиперпластическое стекловидное тело. Роль педиатров в ранней диагностике аномалий развития стекловидного тела.

  • Помутнения стекловидного тела. Причины изменений стекловидного тела (воспаления, дистрофии, повреждения глаз). Методы диагностики. Клиническое течение патологических изменении в стекловидном теле. Принципы лечения. Хирургические вмешательства на стекловидном теле (витрэктомия).

Патология сетчатки


Классификация заболеваний сетчатки: воспалительные, сосудистые заболевания, посттравматические, дистрофические процессы, врожденные аномалии развития, опухоли сетчатки. Общая характеристика патологических изменений в сосудах и ткани сетчатки. Заболевания сетчатки при общей и местной патологии.

  • Аномалии развития и врожденные изменения сетчатки: аплазия, гипоплазия ямки сетчатки. Ретинопатия недоношенных. Частота патологии, ранняя диагностика. Этиология, патогенез, клиника разных стадий ретинопатии недоношенных. Профилактика развития и прогрессирования. Прогноз заболевания. Роль педиатров в раннем выявлении и профилактике прогрессирования ретинопатии недоношенных.

  • Опухоли сетчатки у детей и взрослых. Ретинобластома. Этиология, стадии развития. Роль педиатров в ранней диагностике. Современные методы лечения, прогноз.

  • Наследственные центральные и периферические дистрофии сетчатки. Возрастные особенности проявления заболевания. Офтальмоскопическая картина, динамика зрительных функций. Лечение. Прогноз. Экспертиза трудоспособности. Сенильные дистрофии сетчатки. Сроки проявления заболевания, офтальмоскопическая картина, динамика падения зрительных функций. Методы диагностики и лечения. Прогноз. Экспертиза трудоспособности.

  • Центральная серозная хориопатия. Этиология, патогенез заболевания. Клиник. Лечение.

  • Отслойка сетчатки. Этиология у детей и у взрослых. Диагностика. Роль локализации и вида разрыва в клиническом течении заболевания. Офтальмоскопическая картина, динамика зрительных функции. Сроки и методы оперативных вмешательств, роль фото- и лазерокоагуляции в лечении заболевания. Исходы. Трудовая экспертиза.

  • Ангиоидные полосы сетчатки. Общая характеристика заболевания. Роль флюоресцентной ангиографии в диагностике. Прогноз. Лечение.

  • Ангиоматозы сетчатки. Наружный экссудативно-геморрагический ретинит Коатса. Частота. Клиника, диагностика, лечение, прогноз. Цереброретинальный ангиоматоз (болезнь Гиппеля-Линдау). Клиника, диагностика. Лечение. Прогноз.

  • Васкулиты сетчатки. Этиология. Возрастные особенности. Клиника, диагностика, лечение.

Патология зрительного нерва.

Классификация патологии зрительного нерва. Частота заболеваний зрительного нерва и у детей и у взрослых.



  • Аномалии развития зрительного нерва. Гамартома, гипоплазия, колобома, ямка диска зрительного нерва. Удвоенный диск зрительного нерва, миелиновые волокна диска и сетчатки, друзы диска, псевдоневрит, врожденная атрофия, препапиллярная мембрана. Роль педиатров в раннем выявлении, прогноз, возможности реабилитации зрительных функций.

  • Застойные диски зрительного нерва. Этиология, теории патогенеза. Стадии застойного диска. Осложненный застойный диск.

  • Воспаления зрительного нерва. Папиллит, ретробульбарный нервит. Этиология. Особенности течения при демиелинизирующих заболеваниях нервной системы. Клиника, диагностика, современные методы лечения.

  • Опухоли зрительного нерва и хиазмы (глиома, менингиома, криниофарингиома, аденома гипофиза). Роль педиатров в ранней диагностике.

  • Токсические поражения зрительного нерва при отравлениях метиловым спиртом, этиловым спиртом, табаком, хинином, свинцом). Профилактика отравлений у подростков, неотложная помощь, лечение и реабилитация. Прогноз.

  • Сосудистая патология зрительного нерва. Ишемические оптические нейропатии, васкулиты при общих заболеваниях.

  • Атрофии зрительного нерва врожденные, наследственные, первичные, вторичные. Этиология. Клиника. Диагностика. Jleчение. Прогноз.


Физиология и патология внутриглазного давления. Глаукомы.

  • Физиология внутриглазного давления. Продукция и отток внутриглазной жидкости. Определения глаукомы. Социальное значение глаукомы как одной из главных причин слепоты. Частота и распространенность заболевания. Виды глауком у взрослых и у детей.

  • Врожденная первичная глаукома (буфтальм, гидрофтальм). Частота. Этиология. Влияние различных патологических состояний беременных на возникновение эмбрионального недоразвития угла передней камеры. Роль наследственности. Системные заболевания, сочетающиеся с врожденной глаукомой. Наиболее ранние признаки болезни. Клиника. Роль участкового педиатра в раннем выявлении врожденной глаукомы. Классификация врожденной глаукомы. Сроки наступления и процент слепоты от врожденной глаукомы. Принципы, сроки и методы хирургического лечения врожденной глаукомы. Исходы. Прогноз.

  • Первичные глаукомы. Этиология, патогенез. Современные классификации глауком. Клиническое течение открытоугольной и закрытоугольной глаукомы. Методы клинической диагностики глукомы, знакомство с основами тонографии, гониоскопии. Субъективные и объективные симптомы в зависимости от стадии заболевания. Состояние зрительных функций: центрального, периферического, сумеречного зрения. Значение ранней диагностики глаукомы. Клиническое течение острого приступа глаукомы, общие и местные симптомы. Патогенез острого приступа. Дифференциальный диагноз с острым иридоциклитом, набухающей катарактой, конъюнктивитом; с рядом общих заболеваний (гипертонический криз, инфаркт миокарда, пищевая токсикоинфекция. острый живот и др.). Комплексная неотложная терапия острого приступа глаукомы. Принципы консервативного лечения открытоугольной и закрытоугольной глаукомы. Современные антиглаукоматозные препараты. Режим, диета. Показания, принципы патогенетически ориентированного лазерного, хирургического лечения. Диспансеризация больных глаукомой. Профилактика слепоты от глаукомы.

  • Вторичные глаукомы. Роль повреждения, воспаления, опухолей глаза, патологии хрусталика, неоваскуляризации радужки и цилиарного тела в возникновении вторичной глаукомы. Особенности те­чения и лечения. Исходы.


Патология хрусталика.

Виды и частота патологии хрусталика. Методы диагностики, совре­менные принципы лечения. Удельный вес в структуре слабовидения и слепоты.



  • Аномалии развития хрусталика. Изменения при болезни Марфана, Маркезани, гомоцистинурии и других заболеваниях. Методы и сроки лечения. Исходы.

  • Врожденные катаракты. Частота и причины их возникновения. Классификация катаракт у детей (вид, локализации, степень снижения зрения, наличие осложнений и сопутствующих изменений). Показания к оперативному лечению в зависи­мости от величины катаракты, ее локализации, остроты зрения, возраста ребенка. Принципы операций. Коррекция афакии. Особенности коррекции односторонней афакии. Контактные линзы. Интраокулярные линзы. Артифакии.

  • Вторичные катаракты. Причины возникнове­ния, клиника, лечение.

  • Осложненные катаракты. Возникновение катаракт на почве общих и глазных заболеваний. Воздействие ионизирующего излучения, инфракрасных лучей, травм. Лечение катаракт в зависимости от этиологии процесса и степени помутнения хрусталика.

  • Возрастные (старческие) катаракты. Клиника. Классификация по стадиям развития катаракт. Консервативное лечение. Показания к операции. Методы экстракции катаракт. Принципы коррекции афакии для зрения вдаль и вблизи. Коррекция односторонней афакии. Интраокулярная кор­рекция. Контактные линзы.

Травмы глаза и его придаточного аппарата.

Место глазных повреждений в общем травматизме. Распространен­ность, сезонность, география и преимущественные причины и виды по­вреждений глаза у лиц разного возраста. Частота бытовых, школьных и производственных травм. Классификация повреждений глаза по этио­логии, локализации, степени тяжести, наличию и свойствам инородного тела и др. Методы диагностики. Основные виды первой врачебной помощи при травмах глаз. Исходы. Лечение осложнений. Профилактика глазного травматизма.



  • Травмы придаточного аппарата. Повреждения век, конъюнктивы. Тупые травмы орбиты. Клиника перелома стенок орбиты, ретробульбарной гематомы, взрывного перелома нижней стенки орбиты, синдрома верхней глазничной щели. Ранения век. конъюнктивы, слезных органов. Первая помощь при них. Профилактика столбняка. Болезнь кошачей царапины. Профилактика бешенства при ранах, нанесенных животными.

  • Контузии глазного яблока. Частота и особенности клини­ки, течения и исходов у лиц разного возраста. Классификация по степе­ни тяжести. Принципы лечения. Исходы тупых травм в зависимости от тяжести поражения.

  • Ранения глаза. Классификация ранений глаза: непроникающие, про­никающие. Проникающие ранения глаз простые, сложные, с осложнениями (металлоз, симпатическая офтальмия и др.). Первая врачебная помощь. Первичная хирургическая обработка. Осо­бенности диагностики роговичного и склерального ранения. Течение проникающих ранений глазного яблока с наличием ино­родного тела в нем. Методы определения и локализации инородных тел. Осложнения проникающих ранений: травматический негнойный иридоциклит, гнойный иридоциклит, абсцесс стекловидного тела, панофтальмит. Клиника, течение. Принципы лечения. Исходы. Симпатическая офтальмия. Частота и сроки возникновения. Этиология. Общее и местное лечение. Применение гомеопатических препаратов при глазных травмах. Прогноз болезни. Профилактические мероприятия. Показания к удалению раненого глаза и сроки энуклеации.

  • Причины и особенности детского глазного травматизма (сезонные пики травматизма, характер повреждающих агентов и т.д.). Меры профилактики и борьбы за снижение детского глазного травматизма в г. Москве.

  • Особенности боевых повреждений органа зрения: частота множест­венных осколочных ранений, сочетание с ожогами, высокий процент проникающих ранений и контузий глаза, комбинированных повреждений орбиты с ранениями черепа и мозга и др. Врачебная помощь на этапах эвакуации.

  • Особенности производственного травматизма органа зрения (промышленного, сельскохозяйственного), причины, клиника, профилактика. Повреждения органа зрения при действии токси­ческих факторов (окись углерода, сероуглерод, мышьяк, свинец, тринит­ротолуол, ртуть, пестициды и др.). Методы индивидуальной и обществен­ной профилактики производственного травматизма.

  • Ожоги органа зрения химические, термические, лучевые. Наиболее частые причины и клиника ожогов глаз у детей и у взрослых. Класси­фикация ожогов по степени их тяжести и распространенности. Особенности клиники, течения и лечения ожогов, вызванных кислотой, щелочью, кристаллами марганца, анилиновыми красителями. Оказание неотложной помощи, лечение ожогов консерва­тивное и хирургическое. Последствия ожогов, методы медикаментозной и хирургической реабилитации.

Изменения органа зрения при общих заболеваниях.

Изменения глаз при сосудистых заболеваниях, болезнях обмена веществ, при заболеваниях крови, врожденных и наследственных заболеваниях, заболеваниях нервной системы, воспалительных и инфекционных болезнях.



  • Ретинопатии гипертонические, почечные. Роль офтальмологического обследования в ранней диагностике этих заболеваний. Изменения сетчатки при гипертонической болезни и атеросклерозе. Патогенез, клиническая картина различных стадий гипертонической ретинопатии, возрастные особенности. Осложнения, исходы. Изменения сетчатки при заболеваниях почек. Клиника, осложнения, исходы, значение глазной симптоматики для оценки эффективности лечения и прогноза основного заболевания.

  • Сосудистые заболевания сетчатки и зрительного нерва. Острая непроходимость центральной артерии сетчатки и ее ветвей (спазм, окклюзия). Этиология, офтальмоскопическая картина, динамика зрительных функций. Неотложная помощь, сроки ее оказания. Лечение, исходы.

  • Тромбоз вен сетчатки. Этиологическое значение атеросклероза, инфекционных и септических заболеваний организма, нарушений липидного обмена и свертываемости крови. Офтальмоскопическая картина, динамика зрительных функций. Осложнения. Методы лечения. Исходы.

  • Изменения органа зрения при заболеваниях соединительной ткани. Увеиты, поражения роговицы, последовательные катаракты при ЮРА, ревматизме. Офтальмоскопическая картина, динамика зрительных функций, лечение и исходы.

  • Изменения органа зрения при заболеваниях крови (анемии, лейкозы, геморрагаческие васкулиты). Опухолевидные глазные формы лейкозов, экзофтальм, застойный диск, кровоизлияния, ангииты, увеиты. Клиника, осложнения, исходы, значение глазной симптоматики для опенки эффективности лечения и прогноза основного заболевания.

  • Изменения органа зрения и его придаточного аппарата при диабете. Рецидивирующие ячмени, блефариты. Транзиторные аномалии рефракции. Последовательные (диабетические) катаракты. Изменения аккомодации и офтальмотонуса. Диабетическая ретинопатия непролиферативная, пролиферативная. Частота заболевания. Возрастные особенности. Клиническая картина различных стадий изменений глазного дна при сахарном диабете, осложнения, исходы. Значение флюоресцентной ангиографии сетчатки для ранней диагностики диабетической ретинопатии. Принципы современного лечения. Роль лазерных методов лечения в профилактике осложнений диабетической ретинопатии. Значение исследований глазного дна для диагностики и оценки эффективности лечения диабета врачом-эндокринологом.

  • Изменения сетчатки при токсикозах беременности. Клиника, осложнения, исходы. Значение исследования глазного дна для определения тактики ведения женщины во время беременности и в родах акушером-гинекологом.

  • Изменения глаз и их придаточного аппарата при инфекциях (ветряная оспа, корь, краснуха, паротит, токсоплазмоз, грипп, малярия и др.), гельминтозах, нейросепсисе, ВИЧ-инфекции. Клиника, лечение.

  • Изменения глаз при эндокринных заболеваниях (гипопаратиреоз, гипотиреоз, тиреотоксикоз и др.). Клиника. Лечение. Исходы.

  • Изменения органа зрения при заболеваниях обмена веществ (аминокислотного, минерального, галактоземии, нарушениях липидного обмена). Офтальмологические изменения при лизосомных болезных накопления (мукополисахаридоз, нейролипидоз Тея-Сакса, болезнь Гоше, Нимана-Пика), при врожденных заболеваниях соединительной ткани (болезнь Марфана). Роль педиатров в профилактике слепоты у детей с патологией обмена веществ.

Каталог: fileadmin -> rsmu
rsmu -> Основные направления научной деятельности
rsmu -> Умеренные когнитивные нарушения у больных с сосудистым поражением головного мозга 14. 01. 11 нервные болезни
rsmu -> Основные результаты научной деятельности
rsmu -> Рабочей программы дисциплины «Общая и клиническая иммунология» по направлению подготовки «Медицинская биохимия»
rsmu -> Присуждаемая ученая степень Кандидат наук
rsmu -> Программа по педиатрии для студентов высших медицинских учебных заведений
rsmu -> Примерная программа дисциплины общественное здоровье и здравоохранение для студентов, обучающихся по специальностям
rsmu -> Рабочая программа учебной дисциплины «неврология и нейрохирургия»
rsmu -> Вопросы по внутренним болезням, входящие в билеты по переводным экзаменам на 4 курсе дневного и 5 курсе вечернего отделений. Болезни сердечно – сосудистой системы
rsmu -> Лекция «психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»

Скачать 346.06 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница