Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Большеелховская средняя общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Программа
учебного курса для обучающихся 9 класса
« Физиология человека»
Составитель программы:
учитель биологии МОУ «Большеелховская СОШ»
Паршина Л.М.
Большая Елховка
2013
Пояснительная записка
Программа учебного курса «Физиология человека» предназначена для обучающихся 9 классов. Программа предполагает углубление знаний по отдельным темам базового курса биологии «Человек», в частности раздела «Высшая нервная деятельность».
Продолжительность курса 34 часа (1 час в неделю).
Не все знают в полной мере свои возможности. Разве каждый знает, как строится чувственный и умственный образ окружающего нас мира, как возникают и сменяют друг друга различные мотивы поведения, как происходит психическое развитие, как найти свое место в жизни. Кто из нас замерял объем собственного внимания, степень эмоциональной устойчивости и т. д. А без этого нет фотографии психологического поведения человека, объективной оценки возможностей того или иного индивидуума, его профессиональной направленности. Основу содержания курса составляют знания о работе нервной системы на разных уровнях: нейрона, отделов мозга, целостного организма, а также знания физиологических основ психических процессов и типологических особенностей животных и человека.
Предлагаемый учебный курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. С этой целью, при проведении курса особое внимание уделяется повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний по теме «Высшая нервная деятельность». Полученные знания необходимы обучающимся при подготовке к сдаче ГИА.
Курс начинается с истории формирования учения о высшей нервной деятельности, что даст возможность конкретизировать знания школьников о материалистическом и идеалистическом понимании мира.
Понимание учащимися основных проблем высшей нервной деятельности дает возможность на более глубокой основе разъяснить вред предрассудков и суеверий, бороться с распространением вредных привычек, различными видами наркомании и токсикомании, в том числе с курением и алкоголизмом.
Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии «Биология. Человек» и имеет тесную связь с такими предметами как физиология и психология.
Цель курса:
В процессе изучения основ физиологии высшей нервной деятельности и психологии расширить и углубить знания учащихся о физиологических основах психических функций и типологических особенностях личности и на этой основе раскрыть свои потенциальные возможности.
Задачи курса:
Расширить кругозор учащихся по темам: строение и функции спинного и головного мозга, вегетативная нервная система, органы чувств, анализаторы; строение и функции больших полушарий мозга, зоны коры полушарий, значение образования и торможения условных рефлексов, высшая нервная деятельность (ВНД) как основа поведения, социальная обусловленность поведения человека, сознание как функции головного мозга, сон; феномены психики: восприятие, внимание, память, воображение, мышление; роль русских и зарубежных ученых в исследованиях мозга, ВНД.
Сформировать представление о современных достижениях и перспективах в области изучения мозга человека и их практической значимости.
Совершенствовать умение ориентироваться в современном информационном поле, получать и отбирать необходимую информацию.
Подробное дополнительное изучение тем школьного курса для подготовки участников предметных олимпиад.
Осветить вопросы, связанные с профессиональной ориентацией учащихся.
Развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления и применения знаний для научного объяснения физиологических явлений и гигиенических правил.
Содержание курса позволяет использовать различные формы и методы работы:
Теоретические:
беседы, лекции, семинарские занятия.
Практические:
наблюдения, экскурсии, лабораторные работы.
Коммуникативные:
игры, тренинги, мини проекты.
Демонстрационные:
таблицы, модели, видеосюжеты, рисунки, фотографии, натуральные объекты.
Большинство экспериментов и демонстраций основано на функциональных пробах и физиологических тестах, не требует специального оборудования и рассчитано на массовую школу. Для знакомства с методами науки наряду с лабораторными работами практикуются внеклассные несложные экспериментальные задания исследовательского характера.
Курс призван содействовать профориентации школьников на биологические, педагогические, медицинские специальности, а также давать общую подготовку, полезную для лиц, привлекаемых к работе с детьми, например, в пришкольных лагерях.
Занятия проводятся в кабинете биологии, который оборудован компьютером, интерактивной доской с доступом в Интернет и даёт возможность получения знаний через современные источники: Интернет ресурсы, цифровые образовательные ресурсы, электронные учебные пособия, навигаторы. Для проведения занятий имеются все необходимые наглядные пособия, демонстрации, оборудование.
В качестве формы итоговой отчётности в конце изучения курса проводится тестирование.
Поделитесь с Вашими друзьями: |