Программа спецкурса «Фитотерапия»



Дата28.04.2016
Размер68 Kb.
ТипПрограмма спецкурса
Министерство общего и профессионального образования

Свердловской области


Управление образованием МО «Пригородный район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14


Авторская программа спецкурса «Фитотерапия»



  1. класс, 7-8 классы)

Автор: Телегина

Наталья Владимировна
Должность: учитель

биологии и химии


с. Новопаньшино, 2006 год



Пояснительная записка.

В условиях ухудшения экологической обстановки в стране и регионе встает проблема дефицита экологических, валеологических знаний у человека. Спецкурс «Фитотерапия» предназначен для того, чтобы показать ребенку главную ценность жизни – здоровье. Образованный и воспитанный человек должен уметь сохранять здоровье, дарованное ему природой. Этому именно надо учить. Спецкурс «Фитотерапия» направлен на то, чтобы дать импульс, интерес к здоровому образу жизни, привит валеологическую культуру, сформировать в мировоззрении детей бережное отношение к собственному здоровью и здоровью своих близких. Большую роль в этой работе играют родители, учителя, воспитатели – люди, создающие условия для роста и развития здорового человека. Не надо ждать болезнь, надо уметь предупреждать ее с помощью обычных растений, растущих рядом, поскольку их биохимический состав наиболее благотворно влияет на самочувствие человека.

Спецкурс «Фитотерапия» отличается от других разделов биологии более прикладным характером. Курс предлагает большое количество практических работ, знаниями и умениями которых можно пользоваться уже сегодня и каждый день в течение всей жизни. В программе использованы богатый опыт народных целителей, рецепты народной медицины, которые, как правило, основаны на применении растений. Изучается биохимический состав растений, лечебные меню, очистка организма от шлаков, энергетическая польза пищи, история применения растений как источника лекарств; положительное действие на кожу пищи, масок, ванн и бани. Курс «Фитотерапия» позволяет увидеть полезное в бесполезном, казалось бы, растении, необычное в обычной еде на нашем столе; позволяет подробно изучить лечебную пользу растений своей местности.

Цели и задачи курса реализуются через виды познавательной деятельности, которые включают:



  • выполнение практических работ с использованием дополнительной литературы, данных наблюдений за собственным организмом, живыми объектами, интервью с компетентными людьми;

  • изучение лечебных свойств растений свей местности;

  • организацию внеклассных мероприятий (деловые игры, заседания Клуба ученых и т.д.); пропаганду здорового образа жизни среди младших школьников и воспитанников детского сада через экологические игры, заочные путешествия, часы занимательной анатомии, соревнования, праздники «Гипербореев»;

  • выполнение творческих работ, способствующих формированию эмоционально-ценностного отношения личности к окружающему миру.

Слушатели спецкурса «Фитотерапия» становятся членами команды «Гипербореи» (вечно юные долгожители), которая имеет свои гимн и эмблему о здоровом образе жизни. Самые активные и творческие учащиеся в составе команды «Гипербореи» участвуют в ежегодном экологическом фестивале района, округа и области «Марш парков». Поэтому спецкурс «Фитотерапия» имеет большое значение в воспитании активной личности ребенка, способствует развитию деятельно-коммуникативных и ценностно-ориентированных качеств образования.

Назначение практических работ – формирование на основе полученных знаний умений, привлечение разнообразных источников информации. Формы практических работ есть индивидуальные и групповые на уровне школьного, а также семейного коллектива. Практические работы могут быть выполнены на уроке и продолжены дома с привлечением родителей. Таким образом, навыки практических работ становятся достоянием всей семьи.

Так как нет учебника по данному курсу, то необходимо добиваться максимального усвоения знаний учащимися на уроках. Для этого надо использовать разнообразные виды деятельности – модули урока: рассказы и беседы по данным научной литературы, периодических изданий; мини опросы в игровой форме, викторины, разминки «Угадай растение»; дидактические игры (например, «Угадай пару» – растение и болезнь, которую оно лечит); опорные графические конспекты, кроссворды, сюжетные рисунки, рисунки-загадки, загадки о лекарственных растениях, словарные диктанты, стихи о лечебной пользе растений, биологические сочинения и сказки; использование большого количества ярких, запоминающихся наглядных пособий, изготовленных учителем и учащимися.

Для развития интереса к курсу «Фитотерапия» предлагается проведение экскурсий (по выбору детей, по возможности местности): на экологический класс Центров экологии и природоведения, ближайший заповедник, парк и другую ООПТ.

В конце каждой темы предлагаются игровые уроки. Формы текущего контроля выбирает учитель, исходя из индивидуальных особенностей школьников. Обязательной формой контроля предлагается анкетирование учащихся во 2-5 темах и по всему курсу, что дает возможность проанализировать и сделать выводы о прикладном значении фитотерапии, об изменении мировоззрения детей к собственному здоровью.

Программа спецкурса «Фитотерапия» рассчитана на два варианта преподавания: 34 часа в 6 классе или 68 часов в 6 - 7 классах.

Изучение фитотерапии в 7-8 классах направлено на достижение следующих целей:


  • освоение системы биологических знаний: об истории применения лекарственных растений, основных правилах траволечения, основах фитохимии, о времени, правилах сбора, сушения и хранения лекарственных растений своей местности; о приемах лечения народными средствами; об организме человека (топография внутренних органов, строение пищеварительной системы, кожи), о гигиене систем органов, сохранении здоровья с помощью профилактических мероприятий с использованием лекарственных растений;

  • ознакомление с методами познания природы: проведение наблюдений за собственным организмом с использованием простейших приспособлений, физиологических экспериментов;

  • овладение умениями: находить и использовать информацию о профилактике заболеваний с помощью лекарственных растений, о правилах народной медицины; добывать информацию с помощью интервьирования; выращивать комнатные растения, благотворно влияющие на здоровье человека; использования растений своей местности; ухода за собственным здоровьем; работы со справочниками, газетами, журналами валеологического содержания;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений, физиологических экспериментов, самостоятельного приобретения новых знаний в соответствии с потребностями собственного организма и своих близких;

  • воспитание ценностного отношения к собственному здоровью, признание его как дара природы и достояния, гигиенической, экологической, валеологической грамотности;

  • приобретение компетентности в сохранении собственного здоровья на основе использования лекарственных растений и правил народной медицины в повседневной жизни; в предупреждении явлений, наносящих вред здоровью человека.

Реализация указанных целей и формирование названной компетентности достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Тема 1. История применения лекарственных растений.


Что изучает фитотерапия. Комплекс понятий: фитотерапия, фармация, фармакология, фармакогнозия, фармакопия, фармацевт, гигиена. Лекарственные формы в твердом, жидком и газообразном состоянии: пилюли, настои, мази, соки, экстракты, курительные средства и т.д. Топография органов человека. История применения лекарственных растений в странах Европы, Азии, в России. Знакомство с тайнами лечебного искусства Гиппократа, Галена, Авиценна, Парацельса, Шиле и других.
Практическая работа № 1 Заполнение схемы «Топография органов человека сведениями на тему «Растение лечит болезнь» (начало работы, продолжающийся весь учебный год по 5 минут на каждом уроке).

Тема 2. Пища должна быть лекарством.


Основы фитохимии. Групп веществ: алкалоиды, гликозиды, дубильные вещества, смолы, камеди, органические кислоты, витамины, фитонциды, слизи, металлы, из особенности, где находятся в растении, что лечат. Авитаминоз и продукты питания, содержащие недостающий витамин. Строение и функции органов пищеварительной системы. Правила рационального питания, энергетически ценная, бесполезная и опасная пища. «Лекарства» на обеденном столе – здоровое питание. Правила и виды очистки кишечника от шлаков. Овощи, фрукты, ягоды нашего огорода и сада, их состав, профилактические и лечебные свойства. Правила питания по Авиценне. Сокотерапия. Диеты, лечебное меню. Пряности, их терапевтическая ценность.
Практическая работа № 2. Определение полезности пищи с помощью собственного биополя.

Практическая работа № 3 Составление профилактического или лечебного меню для себя или свей семьи (по выбору учащегося).

Практическая работа № 4. Прием здоровой пищи. (Начало – на внеклассном мероприятии, продолжение – дома).

Тема 3. Растения дарят красоту и здоровье.


Строение кожи, волос. Правила ухода за волосами разных типов с помощью растений, деревянных расчесок и щеток. Выбор причесок по типу лица, чтобы быть привлекательным. Уход за кожей лица, шеи, рук, ног. Лечение болезней кожи, волос, ногтей, глаз, губ, зубов растениями своего сада, огорода. Растения, изменяющие цвет волос, кожи. Виды, правила приема ванн с лекарственными растениями. Польза русской бани с травами и вениками. Лечебные и питательные маски лица, укутывание для волос. Комнатные растения для ухода за телом человека, для сохранения хорошего самочувствия и настроения. Правила приготовления гигиенических, профилактических лекарственных препаратов для ухода за кожей и волосами в домашних условиях. Пища, влияющая на красоту и здоровье кожи, волос, зубов.
Практическая работа № 5 Выполнение правил по уходу за телом с помощью растений дома (волосы, кожа; ванна, баня и т.д.).

Практическая работа № 6. Приготовление гигиенических, профилактических лекарственных препаратов для ухода за кожей и волосами в домашних условиях (лосьоны, настои, маски и т.д.).

Практическая работа № 7. Употребление пищи. Благотворно влияющей на красоту и здоровье кожи, волос, зубов.

Практическая работа № 8. Оказание первой помощи при повреждении кожи с помощью растений и народных средств.

Практическая работа № 9. Разведение и уход за комнатными растениями в школе и дома, благотворно влияющих на красоту и здоровье человека. (Алоэ, фитонцидные растения и т.д.).

Тема 4. Лекарственные растения родного края.


Деревья, кустарники и травы своей местности на службе здоровья человека. Аптека в огороде, что и как лечат огородные растения. Комнатные растения, их оздоравливающее влияние на человека. Ядовитые растения – врачеватели. Правила обращения с ними и их применение. Предупреждение и лечение простудных заболеваний растениями своей местности. Лекарственные растения и рецепты народной медицины для профилактики и лечения болезней членов семьи.

Практическая работа № 10. Составление карты-травника семьи. (Не менее 10 проблем со здоровьем и способы их решения с помощью лекарственных растений и рецептов народной медицины). Дальнейшее выполнение правил фитотерапии учеником и членами его семьи.

Практическая работа № 11. Определение растений своего края и их лекарственного значения по гербарию.

Практическая работа № 12. Составление и изготовление экологических игр для уроков фитотерапии, для внеклассной работы, для младших школьников.

Практическая работа № 13. Составление графических конспектов «Лекарственные растения родного края» (по желанию учащегося – одно дерево, кустарник или трава) – групповая работа по 2-3 человека с последующей защитой конспекта на уроке перед всем классом.

Практическая работа № 14. Разведение и уход за комнатными растениями в школе и дома, обладающих высоким оздоравливающим эффектом.

Тема 5. Заготовка лекарственных растений.
Какие органы растений, когда, где и как собирать; сушение, правила и сроки хранения лекарственных растений. Определение массы лекарственного сырья в домашних условиях. Возможные осложнения при применении лекарственных растений, как их устранить. Приготовление профилактических и лекарственных препаратов в домашних условиях – настоев, отваров, экстрактов, чаев, настоек, соков и т.д. Их отличительные особенности и фармакологическое действие на организм. Летнее задание по сбору и заготовке лекарственных растений.
Практическая работа № 15. Сбор, сушка, хранение лекарственных растений.

Практическая работа № 16. Приготовление лекарственных препаратов в домашних условиях, изучение их фармакологических особенностей.

Практическая работа № 17. Составление обращения к младшим школьникам о пользе знаний фитотерапии и здорового образа жизни.

Предлагаются экскурсии (по выбору учителя и учеников, по возможности местности).



  1. На природу – «Растительные врачеватели рядом с нами» – лес, луг, сад и т.д.

  2. На станцию юных натуралистов – «Комнатные растения лечат человека», «Оздоравливающее влияние растений на человека» и т.д.

  3. Экологический класс Центра экологии и природоведения – «Польза фитотерапии» и т.д.

  4. Ближайший заповедник, природный парк и другую ООПТ – «Экология растений», «Редкие и охраняемые растения нашей местности» и т.д.

Предлагается пригласить на уроки гостей: народных целителей, компетентных родственников, знакомых, специалистов-фармацевтов, диетологов, врачей, косметологов, парикмахеров и т.д.

Требования к уровню подготовки слушателей спецкурса «Фитотерапия».
В результате изучения спецкурса «Фитотерапия» ученик должен:

Знать и понимать:

  • историю применения лекарственных растений;

  • особенности внешнего строения и использования лекарственных растений нашей местности;

  • сведения о времени, правилах сбора, сушения и хранения лекарственных растений;

  • внутреннее строение человека, правила гигиены пищеварительной системы, кожи, волос;

  • основные правила траволечения;

  • основы фитохимии;

  • терминологию курса фитотерапии.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):

  • приводить примеры: органических веществ растений (витаминов, алкалоидов, гликозидов и т.д.), болезней и растений для их лечения;

  • приводить доказательства: целебности данного растения, полезности препаратов из растительного сырья для здоровья человека, зависимости состояния собственного здоровья от количества, вида, состава и времени приема пищи; влияния факторов здоровья на собственный организм;

  • узнавать на таблицах, моделях, собственном организме органы и пищеварительную систему человека;

  • оценивать: изменения в собственном организме от выполнения правил фитотерапии; последствия влияния своей деятельности на собственное здоровье и здоровье членов семьи;

  • проводить наблюдения за состоянием собственного организма посредством правил народной медицины и фитотерапии (динамика простудных и хронических заболеваний, изменение качества кожи, волос и т.д.);

  • получать, оценивать и применять информацию о правилах фитотерапии из разных источников.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • распознавать и определять лекарственные растения;

  • собирать, сушить, хранить лекарственные растения;

  • готовить лекарственные препараты из растений в домашних условиях;

  • составлять травник, лечебное меню для себя и членов своей семьи;

  • правильно ухаживать за пищеварительной системой, кожей, волосами;

  • сравнивать лечебные свойства разных растений;

  • оказывать первую помощь при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, ранениях, болезнях кожи4

  • активно участвовать в мероприятиях по распространению знаний фитотерапии


Материальная база курса «Фитотерапия».


  1. Гербарии «Лекарственные растения» (с указанием лечебных свойств), «Растения Урала».

  2. Самодельные таблицы, графические конспекты по темам уроков.

  3. Наглядность для уроков (лекарственные формы, полезная и вредная пища, деревянные расчески и т.д.).

  4. Электроплитка, кастрюли, разновесы, ситечки, чашки.

  5. Коробки для хранения трав.

  6. Географические карты мира, Свердловской области.

  7. Таблица «Охраняемые растения Свердловской области».

  8. Таблицы по анатомии человека.

  9. Тетрадь «Аннотация книг учащихся по фитотерапии».

  10. Магнитофон; кассета с мелодией гимна «Гипербореев».

  11. Видеодвойка; видеофильмы «Фитотерапия», « О пользе растений», видеозаписи внеклассных мероприятий по фитотерапии «Лекарства на обеденном столе», «Простуде – бой», «Аптека под ногами человека» и др.

  12. Фотоаппарат.

  13. Стенды «Лекарственные растения родного края», «Охраняемые растения родного края».


Библиографический список научной,

научно-популярной и справочной литературы



  1. Андреев Ю.А. Три кита здоровья – г.Екатеринбург; Сред.-Урал, 1993 г.

  2. Афонасьева Н.Е. Зеленая аптека, м., 1990 г.

  3. Домашняя аптека (отвары и настои из целебных трав) под редакцией Ивановой И.Н., Свердл., 1991 г.

  4. Домашняя медицинская энциклопедия (под редакцией В.И.Покровского), М., Медицина, 1993 г.

  5. еда от всех болезней (кулинарные рецепты здоровья). Из серии «Домашний доктор», Санкт-Петербург, ОАО «Иван Федоров», 2000 г.

  6. Зелена аптека Урала (траволечение: рецепты народной медицины), Н.Тагил, общество «Знание», 1990 г.

  7. Как лечились наши деды. 150 знахарских рецептов. Свердловск, 1991 г.

  8. Конев А.Ф., Конева Л.С. Практические советы народных целителей. Минск, Современный литератор, 1999 г.

  9. Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях, М., «Высшая школа», 1992 г.

  10. Лекарственные растения Среднего Урала, справочник, Екатеринбург, 1996 г.

  11. Лекарственные травы (рецептурный справочник под редакцией Силки В.Г.), Макеевка, «Информсервис», 1991 г.

  12. Лечение травами (под редакцией Степановой Ф), М.. 1994 г.

  13. Лихарев А.М. Лекарства в огороде, м., 1987 г.

  14. Меньшикова Н.Л. Зеленая аптека детям, М., 1989 г.

  15. Минеджян Г.З. Сборник по народной медицине и нетрадиционным способам лечения, М., СТ «Самоцвет», 1994 г.

  16. Народные рецепты (отрывной календарь), 1995 г.

  17. Никиточкина Т.Д. Лекарственные растения леса, М., «Изобразительное искусство», 1991 г.

  18. Сапропель (природные лечебно-косметические грязи о. Молтаево), 2001 г.

  19. Синяков А.Ф. О вершках и корешках (травник), м., Физкультура и спорт, 1992 г.

  20. Сурина Л.Н. Травы лечебные, Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1991 г.

  21. Травинка В. Разыщи в себе радость, М., 1994 г.

  22. Хейнерман Дж. Целительные свойства чеснока, М., 1991 г.

  23. Фролов Ю. Помоги себе сам, человек, М., Сов-Пак «Посейдон», 1994 г.

Каталог: wp-content -> uploads -> 2012
2012 -> Хроническая сердечная недостаточность: определение, классификация, диагностика
2012 -> План: Предмет экологической биохимии
2012 -> Реакция уротелиального эпителия мочевого пузыря при доброкачественной гиперплазии предстательной железы
2012 -> "Иммунопатология"
2012 -> Методическая разработка для ординаторов, обучающихся по специальности «аллергология и иммунология» Тема разработки: Первичные иммунодефициты
2012 -> Учебное пособие для врачей
2012 -> Медико-санитарной помощи в территориальной поликлинике для взрослого населения методические рекомендации
2012 -> Руководство для врачей Москва 2013
2012 -> Методические рекомендации по подготовке и оформлению рефератов для студентов: по специальности060501 Сестринское дело
2012 -> «Избранные вопросы внутренней медицины» 25-26 февраля 2016 г


Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница