Примерное содержание образовательной программы по разделу:
Физическое развитие
Для детей характерно естественное стремление к движению, к получению удовольствия от беготни, прыжков, лазания, катания на велосипеде (санках, роликах) и пр. Движение укрепляет положительное физическое состояние и решающим образом вносит вклад в здоровье и функциональную продуктивность. От обеспечения потребности в активном движении зависит раннее становление сознательного отношения к своему здоровью. Развитие (совершенствование) движений повышает независимость (автономность) ребенка, придает ему уверенности в своих силах, формирует позитивное представление о себе, влияет на авторитет среди ровесников.
Движение является важным средством постижения окружающего мира, приобретения знаний о самих себе, других людях и животных (тело, возможности, способности, потребности), движение является условием и содержанием общения с другими, средством воздействия на мир. Движение лишь условно можно разделить с чувствованием и мышлением, так как любое действие человека включает моторные, эмоциональные и когнитивные аспекты. Например, в речи задействованы психические процессы, мимика и жесты, крупная моторика, чувства и отношения; в процессе изготовления поделок, в рисовании, в танце важны скоординированные действия мелкой и крупной моторики, эмоции (чувство радости, переживания и сопереживания), понимание содержания песни (рисунка, поделки), исследовательские действия (что будет, если сделать иначе).
Недостаток движения может способствовать развитию сутулости и функциональной слабости органов, отрицательно воздействовать на физическую выносливость, выдержку и координацию. Не принимать в расчет потребности ребенка в движении означает намеренно затруднять процессы развития, провоцировать возникновение тяжелых последствий не только для здоровья и физического потенциала, но и для когнитивного и социально-коммуникативного развития. Особое опасение в этом отношении вызывают дети с пониженными физическими возможностями – они склонны избегать подвижных игр и соревнований, в результате чего еще больше отстают от своих сверстников что, возможно, провоцирует замкнутость.
В детском саду ребенок
получает достаточно возможностей для тренировки крупной и мелкой моторики: может реализовать свою потребность в движении, развить физические умения, научиться владеть своим телом, в соответствие со своими физическими задатками (способностями) выработать ловкость, быстроту, гибкость.
узнает, что для выполнения некоторых заданий важно и нужно прилагать физические и умственные усилия, что затем можно отдохнуть (расслабиться), например, с помощью таких спокойных занятий как рассматривание картинок в книжках, слушание музыки и т.п. что является важным компонентом преодоления стресса.
учится самостоятельно выполнять основные гигиенические процедуры, приобретает первичные навыки самостоятельной заботы о своем физическом благополучии – надевает/снимает одежду в зависимости от погоды, сообщает о своем самочувствии и своих физических нуждах воспитателю; получает информацию о ценности некоторых продуктов и важности сбалансированного питания.
С учетом городской техногенной среды, в которой сегодня растут многие дети, движение должно как можно чаще проходить на свежем воздухе, лучше всего на природе. На лугу, в лесу, в парке с их естественными препятствиями и обильными природными ресурсами, дети могут найти разнообразные возможности для получения опыта восприятия и движения.
Поделитесь с Вашими друзьями: |