.2. Цели и задачи тьюторского сопровождения обучающегося с ОВЗ. Взаимодействие психолога и тьютора в реализации персональной образовательной стратегии обучающегося с ОВЗ.
Практическое задание (практикум, 1 час)
-
Определить основные направления и специфику деятельности специалистов сопровождения в образовательной организации.
-
Проанализировать структура взаимодействия команды специалистов в процессе сопровождения обучающегося с ОВЗ в образовательном процессе.
-
Разработать схему (модель) тьюторского сопровождения ребёнка с ОВЗ в образовательной организации.
Ответы:
1. Определить основные направления и специфику деятельности специалистов сопровождения в образовательной организации.
1) Учитель:
-
учитель адаптирует и реализует образовательную программу;
-
осуществляет систематическое изучение индивидуальных; образовательных особенностей обучающихся;
-
определяет направления развивающей работы;
-
фиксирует динамику развития обучающихся;
-
проводит контроль освоения программы обучающимися.
2) Тьютор:
-
работа по подготовке и обеспечению тьюторского сопровождения: планирование, организация, разработка и пр;
-
собственно педагогическая работа: непосредственное сопровождение ребенка в течение учебного дня, помощь ребенку, его родителям, учителю и другим участникам образовательного процесса в адаптации в новой среде, формировании учебных навыков, навыков адаптивного поведения;
-
организационно-педагогическая деятельность: методическая работа, оформление документации, участие в совещаниях, педагогических советах, социальное взаимодействие и пр.
3) Педагог-психолог:
-
устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка, определяет зону ближайшего развития;
-
выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми;
-
определяет направление, характер и сроки коррекционно-развивающей работы;
-
реализует программу коррекционно-развивающей работы;
-
помогает учителю и другим специалистам наладить конструктивное взаимодействие как с родителями ребенка с ОВЗ, так и родителями обучающихся инклюзивного класса;
-
повышает психологическую компетентность учителей и воспитателей, других специалистов, а также родителей;
-
проводит консультирование учителей и воспитателей, родителей учащихся.
4) Учитель-логопед:
-
разрабатывает программы и перспективные планы коррекционно-логопедического обучения;
-
проводит занятия по коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся;
-
проводит работу по обогащение и систематизация словарного запаса учащихся в соответствии с учебными предметами;
-
способствует развитию коммуникативных умений;
-
консультирует и просвещает учителей и родителей учащихся.
5) Учитель-дефектолог:
-
определяет объем и содержание коррекционной работы;
-
осуществляет коррекционно-развивающую работу;
-
отслеживает динамику развития детей и степень усвоения учебного материал;
-
осуществляет методическую помощь учителям в адаптации содержания образовательных программ;
-
подбирает формы организации учебной работы, методы, приемы обучения, способствующие успешному освоению ребенком программного материала.
6) Социальный педагог:
-
осуществляет контроль за соблюдением прав любого ребенка, обучающегося в школе;
-
выявляет потребности ребенка и его семьи в сфере социальной поддержки;
-
определяет направления помощи в адаптации ребенка в школе;
-
устанавливает взаимодействие с учреждениями — партнерами в области социальной поддержки, общественными организациями;
-
проводит коррекционно-развивающую работу по направлениям социальной и социально-бытовой адаптации;
-
помогает родителям ребенка с ОВЗ в адаптации в школьном сообществе, в среде других родителей.
7) Родители:
-
носители и трансляторы определенных семейных ценностей - религиозных, этических и пр.
Необходимо привлекать родителей к:
-
Проанализировать структуру взаимодействия команды специалистов в процессе сопровождения обучающегося с ОВЗ в образовательном процессе.
Проаннотировав можно сказать, что психолого-педагогическое сопровождение можно рассматривать в нескольких аспектах: как профессиональную деятельность педагога, способного оказать помощь и поддержку в индивидуальном образовании ребенка; как процесс, содержащий комплекс целенаправленных последовательных педагогических действий, помогающих ученику сделать нравственный самостоятельный выбор при решении ребенком образовательных задач; как взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого; как технологию, включающую ряд последовательных этапов деятельности педагога, психолога и др. специалистов по обеспечению учебных достижений учащимися; как систему, характеризующую взаимосвязь и взаимообусловленность элементов: целевого, содержательного, процессуального и результативного.
-
Разработать схему (модель) тьюторского сопровождения ребёнка с ОВЗ в образовательной организации.
Поделитесь с Вашими друзьями: |