«оздоровительные системы»



страница1/3
Дата23.04.2016
Размер2.45 Mb.
  1   2   3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ I-VI КУРСОВ
«ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ»
ТЕМА 1. «Методика голодания по П.С. Бреггу»

План:

  1. История создания авторской методики голодания П.С.Брэгга.

  2. Физиологический механизм голодания.

  3. Влияние соли на организм.

  4. Этапы голодания.

  5. Поль Брэгг и его книга.

Целевая установка: создать представление у студентов медицинского вуза об оздоровительной методике голодания по П.С. Брэггу.

Формируемые понятия: голодание; очищение; «шлаки»; ацидоз; сухое, полусухое голодание; интоксикация.

П.С. Брегг и его определение голодания: «Голодание – это великий чистильщик». Основы голодания по П. Бреггу. Методики голодания по П. Бреггу: однодневное, 3-х, 7- ми, 10-ти дневное и т.д. Введение в голодание. Выход из голодания. Показания и противопоказания для голодания. Эффекты голодания.



Базовая информация: знания, полученные на 1-2 курсах по дисциплинам «История медицины», «Нормальная физиология».

Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальной физиологии; пропедевтики внутренних болезней.

Специалисты, изучающие тему: П.С. Брегг, Ю.С. Николаев, С.Б. Шенкман, Г.А. Войтович, Н.М. Казимирчик, А.А. Миронов, Б.Бах

Контрольные вопросы:

1.Определение голодания и его принципы.

2.Физиологическая характеристика голодания.

3.Виды и этапы голодания.

4.Введение в голодание и выход из него.

5.Режим питания и диета после голодания.

6.Десять заповедей здоровья по П.С. Брэггу.

7. Показания и противопоказания к голоданию по П.С. Брэггу.

Литература:


  1. Брегг П.С. Чудо голодания. Лечение без лекарств. Для толстых и тонких. Секреты омолаживания. Рецепты активного долголетия. Способ прожить без болезней. – Кыргызстан: Лизер, 2001 - 160 с.

  2. Брегг П.С. Система здоровья П.Брэгга (Серия «Классика оздоровления. Теория и практика»). – Вектор, 2012. – 272 с.

  3. Бах Б. Самые лучшие системы оздоровления.- АСТ Сталкер, 2007.-640с.

  4. Казимирчик Н.М. Поль Брегг: Голодание ради здоровья. – М.: АСТ, 2006. -128с.

  5. Классика естественного оздоровления. Полная энциклопедия.- Изд.: Крылов, 2008.-320с.

  6. Миронов А.А. Здоровое питание по П. Бреггу, Монтиньяку, Ниши, Шелтону. - Вектор, 2005. -96 с.



ТЕМА 2. «Методика голодания по Г.М. Шелтону»

План:

  1. Основы лечебного голодания по методике Г.М. Шелтона.

  2. Лечебное применение раздельного питания.

  3. Классификация пищевых продуктов по Г.М. Шелтону.

  4. Правила раздельного питания по Г.М. Шелтону.

  5. Основы питания при болезнях по методике Г.М. Шелтона.

Целевая установка: создать представление у студентов медицинского вуза о лечебной методике голодания по Г.М. Шелтону.

Формируемые понятия: голодание; очищение; «шлаки»; болезнь; компенсация; здоровье; кишечник; «физиологический отдых»; сердечно-сосудистая система; мочеполовая система; дыхательная система; хронические заболевания.

Краткая биография Г. М. Шелтона и его определение голодания. Преимущество голодания с целью уменьшения веса. Признаки улучшения здоровья после голодания. Показания и противопоказания для голодания.

Четыре причины голодания по Г. М. Шелтону: снижение веса, «физиологическая компенсация», «физиологический отдых пищеварительной, нервной и других систем», «очищение организма». Голодание при острых формах и хронических болезнях: случай обычной простуды, астма, артрит, язвенная болезнь, гипертония, голодание и сердце, и факторы, определяющие улучшение состояния здоровья, нефрит (болезнь Брайта).

Базовая информация: знания, полученные на 1-2 курсах по дисциплинам «История медицины», «Нормальная физиология».

Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальной физиологии; пропедевтики внутренних болезней.

Специалисты, изучающие тему: Г.М. Шелтон, А.И. Шепотько, Г. Хей, И.И. Литвина, Н.А. Семёнова.

Контрольные вопросы:

1.Определение голодания по Г.М . Шелтону.

2. Показания и противопоказания к голоданию по Г.М. Шелтону.

3. Укажите основные причины голодания по Г.М. Шелтону.

4. Перечислите девять главных шагов голодания.

5. Методика голодания при острых и хронических заболеваниях (на выбор).

Литература:


  1. Литвина И.И. Три пользы. – Терра -книжный клуб, 2001-336с.

  2. Литвина И.И. Кулинария здоровья. Раздельное питание.- Терра -книжный клуб, 2002-140 с.

  3. Шелтон Г.М. Жизнь по правилам здоровья. Раздельное питание-основа долголетия. - Вектор, 2009. -106 с.

  4. Шелтон Г.М. Голодание и здоровье/Перевод с английского М..: Грэгори-Пэйдж, 1999.-119 с. (серия "Секреты здоровья").

  5. Шелтон Г.М. Здоровье для всех / Пер. с англ. Л.А. Владимир­ского. — М.: Советский спорт, 2001. — 288 с.


Тема 3. «Оздоровление позвоночника по методике П.С. Брегга»

План:

  1. Основные функции позвоночника.

  2. Витамины – основа здорового позвоночника.

  3. Причины заболеваний позвоночника.

  4. Специальные комплексы упражнений для укрепления позвоночника.

Целевая установка: создать представление у студентов медицинского вуза о методике оздоровления позвоночника по П.С. Бреггу.

Формируемые понятия: позвонки; позвоночный столб; физические упражнения; остеохондроз; дыхание; спинной мозг; внутренние органы; болевой синдром; витамины; шейный, грудной, пояснично-крестцовый отделы позвоночного столба.

Оздоровительная система П. Брегга «Здоровый позвоночник». Содержание и основные принципы системы оздоровления по авторской программе П. Брегга. Специальные упражнения, рекомендуемые для позвоночника: для шейного отдела, для грудного отдела, пояснично-крестцового отдела, на растяжение позвоночника.



Базовая информация: знания, полученные на 2-4 курсах по дисциплинам «Нормальная физиология», «Гигиена».

Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальной физиологии; пропедевтики внутренних болезней; медицинской реабилитации и спортивной медицины с курсом медицинской реабилитации, ЛФК, спортивной медицины, физиотерапии ФУВ; травматологии, ортопедии и ВПХ.

Специалисты, изучающие тему: П.С. Брегг, С. Волин, С.Дьяченко, С.П. Махетварананда, Р. Нодерман, В. Преображенский.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислить основные функции позвоночника.

  2. Раскрыть содержание программы оздоровления позвоночника.

  3. Перечислить причины возникновения заболеваний позвоночника.

  4. Раскрыть основные правила выполнения упражнений для позвоночника.

  5. Показать или описать специальные упражнения для различных отделов позвоночника.

Литература:

  1. Брегг П. С. Формула совершенства. – СПб., 2003. – 364 с.

  2. Брегг П. С. Позвоночник – ключ к здоровью /С.П. Махетварананда, Р. Нодерман, В. Преображенский. – СПб.: Диамант, 2009.-176с.


Тема 4. «Оздоровительная система Н.А. Семёновой»

План:

1. Характеристика системы Н.А. Семёновой.

2. Семь шагов «очистки» по Н.А. Семёновой.

3. Показания и противопоказания к оздоровлению по системе Н.А. Семёновой.

4. Основы раздельного питания по методике Н.А. Семёновой.

Целевая установка: создать представление у студентов медицинского вуза об оздоровительной системе Н.А. Семеновой

Формируемые понятия: очищение организма; адекватно раздельное питание; макробиотика питания; утренний гимнастический комплекс; кишечник, очищение; «шлаки»; сауна и парная.

Семенова Н. А. и ее система оздоровления организма. «Человек - сбалансированная саморегулирующая биосистема, его организм сам избавляется от болезней, если создать ему условия, соответствующие законам природы…».



Базовая информация: знания, полученные на 2-4 курсах по дисциплинам «Нормальная физиология», «Гигиена», «Пропедевтика внутренних болезней и лучевая диагностика».

Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальной физиологии; анатомии; пропедевтики внутренних болезней; медицинской реабилитации и спортивной медицины с курсом медицинской реабилитации, ЛФК, спортивной медицины, физиотерапии ФУВ.

Специалисты, изучающие тему: Н.А. Семёнова, Г.П. Малахов, А.С. Крапивина и др.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте краткую характеристику системы Н.А. Семёновой.

  2. Раскройте «семь шагов» очистки по Н.А. Семёновой.

  3. Профессионально – прикладное значение оздоровительной системы Н.А. Семёновой.

  4. Перечислите «важные» мелочи и предостережения при использовании метода Н.А. Семеновой.

  5. Принципы раздельного питания.

Литература:

1.Малахов Г.П. Оздоровительные системы. Серия: наше здоровье. – СПб.: Невский проспект, 2002. – 784 с.

2.Малахов Г.П. Оздоровительные советы для женщин на каждый день 2002 года. – СПб: Невский проспект, 2002. – 320 с.

3.Малахов Г.П. Методы исцеления: Самые сильные оздоровительные средства. – СПб: Невский проспект, 2002. – 192 с.

4.Семёнова Н. А. Семь шагов здоровья //Здоровье. - 1990.-№4. – С. 12-14.

5.Семёнова Н.А. Человек – соль земли. – СПб.: Диля, 2003. – 160 с.



ТЕМА 5. «Основы классического закаливания»



План:

  1. Понятие «закаливание». Исторические корни закаливания.

  2. Виды закаливания.

  3. Механизм воздействия закаливания на организм человека.

  4. Подготовка к закаливанию и правила проведения закаливания.

  5. Показания и противопоказания к закаливанию.

Целевая установка: создать представление у студентов медицинского вуза о различных видах закаливания.

Под закаливанием понимают систему гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеофакторов: холода; тепла; солнечной радиации; пониженного или повышенного атмосферного давления. Основные гигиенические принципы закаливания.



Формируемые понятия: солнце; воздух; вода; закаливание; принципы; метеофакторы; иммунная система.

Базовая информация: знания, полученные в 9-11 классах на занятиях по предметам «Физическая культура» и «Основы безопасности и жизнедеятельности».

Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальной физиологии; пропедевтики внутренних болезней; медицинской реабилитации и спортивной медицины с курсом медицинской реабилитации, ЛФК, спортивной медицины, физиотерапии ФУВ.

Специалисты, изучающие тему: Г.П. Малахов, С.А. Самохин, Л.М. Шевченко, П.К Иванов, С.Н. Агаджанова, И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова.

Контрольные вопросы:

1.Что такое закаливание?

2.Виды закаливающих процедур.

3.Методы закаливания.

4.Механизм воздействия закаливающих процедур на организм человека.

5.Возможности закалённого организма.

7.Правила классического закаливания.

8. Показания и противопоказания к закаливающим процедурам.

Литература:

1.Агаджанова С.Н. Закаливание дошкольников.- Изд.: Детство-Пресс, 2011.-16с.

2. Брязгунов И.П., Вся правда о закаливании/ Е.В. Касатикова.- Изд.: Миклош, 2009.-200 с.

3.Малахов Г.П. Закаливание и водолечение. – М.: АСТ-Артель, 2008. – 178 с.

4.Самохин С.А. Вода от всех бед. – СПб: Диля, 2003. – 145 с.

5.Шевченко Л.М. Основы закаливания. – М.: Сов. спорт, 2002. – 68 с.



ТЕМА 6. «Современные подходы к закаливанию»



План:

1. Закаливание и его виды.

2. Правила закаливания по И.Р. Тарканову.

3. Зимнее плавание - высшая форма закаливания.

4. «Испарительное» закаливание К.В. Плеханова.

5. Закаливание по системе йогов.

6. Водолечение С. Кнейпа.

Целевая установка: создать представление у студентов медицинского вуза о современных методах закаливания.

Формируемые понятия: закаливание; «моржевание»; организм; дыхание; йога; прана; «испарительное» закаливание.

Для того чтобы эффективно применять закаливающие процедуры, необходимо знать, за счет чего они воздействуют на наш организм, какие процессы активизируются в нем, как влияют на лиц с той или иной индивидуальной конституцией, тем или иным возрастом, как зависят от сезона года и какой вид закаливания больше всего подходит вашему организму.



Базовая информация: знания, полученные на 1-2 курсах по дисциплинам «Нормальная физиология», «Гигиена», «Физическая культура».

Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальной физиологии; анатомии; пропедевтики внутренних болезней; медицинской реабилитации и спортивной медицины с курсом медицинской реабилитации, ЛФК, спортивной медицины, физиотерапии ФУВ.

Специалисты, изучающие тему: С. Кнейпп, К.В. Плеханов, И .Р. Тарканов, А. Давид-Нейль, П.К. Иванов, , Н.М. Баринов, Ю.Г. Золоторёв, Н.А. Онучин, И.П. Пирогов.

Контрольные вопросы:

  1. Развития закаливания как оздоровительной системы.

  2. Методика закаливания по И.Р. Тарканову.

  3. Укажите основные правила закаливания по И.Р. Тарканову.

  4. Раскройте на чём основана методика закаливания по К.В. Плеханову.

  5. «Моржевание» -как высшая форма зимнего закаливания.

  6. Противопоказания к зимнему закаливанию.

  7. Прана – жизненная сила йогов.

  8. Перечислите средства водолечения по С. Кнейпу.

Литература:

  1. Баринов Н.М. Детка -система Порфирия Иванова, закаливание. –Весь, 2005.-128с.

2. Золотарёв Ю. Г. Наследие П. Иванова. Методическая система. Учение. – СПб: Диля, 2000.

3. Кнейпп С. Водолечение. – М.: - «Феникс», 2005. -320с.



  1. Малахов Г.П. Закаливание и водолечение. -АСТ, 2006.-186с.

  2. Онучин Н.А. Закаливание. Гимнастика. Массаж. - АСТ, 2005.-158с.

  3. Пирогов И.П. О пользе банных процедур и закаливания.- Изд.: Научная книга, 2012.-213 с.

ТЕМА 7. «Оздоровительная система «Детка» П.К. Иванова»



План:

1.История возникновения программы «Детка».

2.Содержание оздоровительной системы «Детка» - 12 правил.

3.«Детка» – советы родителям.

4.Профессионально-прикладное значение системы П.К. Иванова «Детка» для специалистов здравоохранения.

Целевая установка: создать представление у студентов медицинского вуза об оздоровительной системе «Детка» П.К. Иванова.

Формируемые понятия: закаливание; энергия; «русская йога»; иммунная система.

Библиографическая справка П.К. Иванова и его оздоровительная система «Детка». Цель системы – оздоровить организм физически и духовно. Задачи системы «Детка»:перестроить сознание человека в его отношении к природе; вывести шлаки из организма; научить организм накапливать иммунную энергию; пробудить нервную систему через холодную воду, воздух и землю. Показания и противопоказания к использованию системы П.К. Иванова. Советы при ухудшении самочувствия. «Детка» - родителям. Оздоровительная система П.К. Иванова в его последователях и учениках.



Базовая информация: знания, полученные на 1-4 курсах по дисциплинам «История медицины», «Нормальная физиология», «Гигиена», «Физическая культура».

Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальная физиологии; пропедевтики внутренних болезней; медицинской реабилитации и спортивной медицины с курсом медицинской реабилитации, ЛФК, спортивной медицины, физиотерапии ФУВ.

Специалисты, изучающие тему: П.К. Иванов, Ю.Г. Золоторёв, М.Ф. Бабаев, С.У. Власов, О. Бранников, П. Век, О. Быков, В.С. Орлин.

Контрольные вопросы:

  1. Расскажите историю возникновения программы «Детка».

  2. Раскройте цель, задачи и содержание оздоровительной системы «Детка».

  3. Перечислите советы родителям по системе «Детка».

  4. Покажите профессионально-прикладное значение системы «Детка».

  5. Перечислите показания и противопоказания к использованию системы П.К. Иванова.

Литература:

1.Бранников О. Век П. Иванова «Детка» /О. Быков //Физкультура и спорт. – 1998. - №2. – С.1; №3. – С.24.

2.Золотарёв Ю. Г. Наследие П. Иванова. Методическая система. Учение. – СПб: Диля, 2000.

3.Золотарёв Ю. Г. Советы П. Иванова. – СПб: Диля, 2007.

4.Орлин В.С. «Детка» П. Иванова: система природного оздоровления. – М.: Сов. спорт, 1991. – 47 с (Физкультура для здоровья).

5.Система учителя П. Иванова  путь природного оздоровления человека: Матер. конференции медиц. работников. - 1991. -103 с.



ДЫХАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ



ТЕМА 8. «Парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой»
План:

1.Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.

2.Цель и задачи дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой

3.Физиологический механизм воздействия дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой на организм человека.

4.Показания и противопоказания к использованию дыхательной гимнастики.

5.Основные упражнения и методика выполнения дыхательных упражнений.



Целевая установка: ознакомить и обучить методике парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Формируемые понятия: парадоксальная дыхательная гимнастика, абсолютные и относительные противопоказания, хронические заболевания, правила дыхания, активный вдох, темпо-ритм, упражнения «Насос», «Обними плечи», «Кошки», «Ладошки», «Малый маятник», «Большой маятник», комплексы упражнений.

Воздействие парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой на организм человека. Показания, абсолютные и относительные противопоказания к использованию дыхательной гимнастики. Физиологический механизм воздействия дыхательной гимнастики на организм человека. Методика применения дыхательной гимнастики: четыре основных правила исполнения дыхательной гимнастики. Разминка, движения головы, два главных упражнения гимнастики, основное правило: о выдохе не думать; дозировка упражнений при различных заболеваниях.



Базовая информация: знания, полученные на занятиях в 9-11 классах по предметам «Физическая культура» и «Основы безопасности и жизнедеятельности».

Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальной физиологии; пропедевтики внутренних болезней; медицинской реабилитации и спортивной медицины с курсом медицинской реабилитации, ЛФК, спортивной медицины, физиотерапии ФУВ; оториноларингологии.

Специалисты, изучающие тему: А.Н. Стрельникова, В.А Сафонов, В.И. Миняев, И.Н. Кочеткова, , М.Н. Щетинин, Д.И. Дудинский, К.П. Бутейко, Б. Бах.

Контрольные вопросы:

  1. А.Н. Стрельникова и её дыхательная гимнастика.

  2. Раскройте цель и задачи парадоксальной дыхательной гимнастики.

  3. Основные правила дыхания по методике А.Н. Стрельниковой.

  4. Эффекты при использовании дыхательных упражнений по А.Н. Стрельниковой.

  5. Показания и противопоказания к занятиям по методике А.Н. Стрельниковой.

  6. Основные упражнения системы А.Н. Стрельниковой.

Литература:



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3




©zodomed.ru 2024


    Главная страница