ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ МЕТОДИКО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНОГО ОТДЕЛЕНИЯ I-VI КУРСОВ
«ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ»
ТЕМА 1. «Методика голодания по П.С. Бреггу»
План:
-
История создания авторской методики голодания П.С.Брэгга.
-
Физиологический механизм голодания.
-
Влияние соли на организм.
-
Этапы голодания.
-
Поль Брэгг и его книга.
Целевая установка: создать представление у студентов медицинского вуза об оздоровительной методике голодания по П.С. Брэггу.
Формируемые понятия: голодание; очищение; «шлаки»; ацидоз; сухое, полусухое голодание; интоксикация.
П.С. Брегг и его определение голодания: «Голодание – это великий чистильщик». Основы голодания по П. Бреггу. Методики голодания по П. Бреггу: однодневное, 3-х, 7- ми, 10-ти дневное и т.д. Введение в голодание. Выход из голодания. Показания и противопоказания для голодания. Эффекты голодания.
Базовая информация: знания, полученные на 1-2 курсах по дисциплинам «История медицины», «Нормальная физиология».
Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальной физиологии; пропедевтики внутренних болезней.
Специалисты, изучающие тему: П.С. Брегг, Ю.С. Николаев, С.Б. Шенкман, Г.А. Войтович, Н.М. Казимирчик, А.А. Миронов, Б.Бах
Контрольные вопросы:
1.Определение голодания и его принципы.
2.Физиологическая характеристика голодания.
3.Виды и этапы голодания.
4.Введение в голодание и выход из него.
5.Режим питания и диета после голодания.
6.Десять заповедей здоровья по П.С. Брэггу.
7. Показания и противопоказания к голоданию по П.С. Брэггу.
Литература:
-
Брегг П.С. Чудо голодания. Лечение без лекарств. Для толстых и тонких. Секреты омолаживания. Рецепты активного долголетия. Способ прожить без болезней. – Кыргызстан: Лизер, 2001 - 160 с.
-
Брегг П.С. Система здоровья П.Брэгга (Серия «Классика оздоровления. Теория и практика»). – Вектор, 2012. – 272 с.
-
Бах Б. Самые лучшие системы оздоровления.- АСТ Сталкер, 2007.-640с.
-
Казимирчик Н.М. Поль Брегг: Голодание ради здоровья. – М.: АСТ, 2006. -128с.
-
Классика естественного оздоровления. Полная энциклопедия.- Изд.: Крылов, 2008.-320с.
-
Миронов А.А. Здоровое питание по П. Бреггу, Монтиньяку, Ниши, Шелтону. - Вектор, 2005. -96 с.
ТЕМА 2. «Методика голодания по Г.М. Шелтону»
План:
-
Основы лечебного голодания по методике Г.М. Шелтона.
-
Лечебное применение раздельного питания.
-
Классификация пищевых продуктов по Г.М. Шелтону.
-
Правила раздельного питания по Г.М. Шелтону.
-
Основы питания при болезнях по методике Г.М. Шелтона.
Целевая установка: создать представление у студентов медицинского вуза о лечебной методике голодания по Г.М. Шелтону.
Формируемые понятия: голодание; очищение; «шлаки»; болезнь; компенсация; здоровье; кишечник; «физиологический отдых»; сердечно-сосудистая система; мочеполовая система; дыхательная система; хронические заболевания.
Краткая биография Г. М. Шелтона и его определение голодания. Преимущество голодания с целью уменьшения веса. Признаки улучшения здоровья после голодания. Показания и противопоказания для голодания.
Четыре причины голодания по Г. М. Шелтону: снижение веса, «физиологическая компенсация», «физиологический отдых пищеварительной, нервной и других систем», «очищение организма». Голодание при острых формах и хронических болезнях: случай обычной простуды, астма, артрит, язвенная болезнь, гипертония, голодание и сердце, и факторы, определяющие улучшение состояния здоровья, нефрит (болезнь Брайта).
Базовая информация: знания, полученные на 1-2 курсах по дисциплинам «История медицины», «Нормальная физиология».
Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальной физиологии; пропедевтики внутренних болезней.
Специалисты, изучающие тему: Г.М. Шелтон, А.И. Шепотько, Г. Хей, И.И. Литвина, Н.А. Семёнова.
Контрольные вопросы:
1.Определение голодания по Г.М . Шелтону.
2. Показания и противопоказания к голоданию по Г.М. Шелтону.
3. Укажите основные причины голодания по Г.М. Шелтону.
4. Перечислите девять главных шагов голодания.
5. Методика голодания при острых и хронических заболеваниях (на выбор).
Литература:
-
Литвина И.И. Три пользы. – Терра -книжный клуб, 2001-336с.
-
Литвина И.И. Кулинария здоровья. Раздельное питание.- Терра -книжный клуб, 2002-140 с.
-
Шелтон Г.М. Жизнь по правилам здоровья. Раздельное питание-основа долголетия. - Вектор, 2009. -106 с.
-
Шелтон Г.М. Голодание и здоровье/Перевод с английского М..: Грэгори-Пэйдж, 1999.-119 с. (серия "Секреты здоровья").
-
Шелтон Г.М. Здоровье для всех / Пер. с англ. Л.А. Владимирского. — М.: Советский спорт, 2001. — 288 с.
Тема 3. «Оздоровление позвоночника по методике П.С. Брегга»
План:
-
Основные функции позвоночника.
-
Витамины – основа здорового позвоночника.
-
Причины заболеваний позвоночника.
-
Специальные комплексы упражнений для укрепления позвоночника.
Целевая установка: создать представление у студентов медицинского вуза о методике оздоровления позвоночника по П.С. Бреггу.
Формируемые понятия: позвонки; позвоночный столб; физические упражнения; остеохондроз; дыхание; спинной мозг; внутренние органы; болевой синдром; витамины; шейный, грудной, пояснично-крестцовый отделы позвоночного столба.
Оздоровительная система П. Брегга «Здоровый позвоночник». Содержание и основные принципы системы оздоровления по авторской программе П. Брегга. Специальные упражнения, рекомендуемые для позвоночника: для шейного отдела, для грудного отдела, пояснично-крестцового отдела, на растяжение позвоночника.
Базовая информация: знания, полученные на 2-4 курсах по дисциплинам «Нормальная физиология», «Гигиена».
Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальной физиологии; пропедевтики внутренних болезней; медицинской реабилитации и спортивной медицины с курсом медицинской реабилитации, ЛФК, спортивной медицины, физиотерапии ФУВ; травматологии, ортопедии и ВПХ.
Специалисты, изучающие тему: П.С. Брегг, С. Волин, С.Дьяченко, С.П. Махетварананда, Р. Нодерман, В. Преображенский.
Контрольные вопросы:
-
Перечислить основные функции позвоночника.
-
Раскрыть содержание программы оздоровления позвоночника.
-
Перечислить причины возникновения заболеваний позвоночника.
-
Раскрыть основные правила выполнения упражнений для позвоночника.
-
Показать или описать специальные упражнения для различных отделов позвоночника.
Литература:
-
Брегг П. С. Формула совершенства. – СПб., 2003. – 364 с.
-
Брегг П. С. Позвоночник – ключ к здоровью /С.П. Махетварананда, Р. Нодерман, В. Преображенский. – СПб.: Диамант, 2009.-176с.
Тема 4. «Оздоровительная система Н.А. Семёновой»
План:
1. Характеристика системы Н.А. Семёновой.
2. Семь шагов «очистки» по Н.А. Семёновой.
3. Показания и противопоказания к оздоровлению по системе Н.А. Семёновой.
4. Основы раздельного питания по методике Н.А. Семёновой.
Целевая установка: создать представление у студентов медицинского вуза об оздоровительной системе Н.А. Семеновой
Формируемые понятия: очищение организма; адекватно раздельное питание; макробиотика питания; утренний гимнастический комплекс; кишечник, очищение; «шлаки»; сауна и парная.
Семенова Н. А. и ее система оздоровления организма. «Человек - сбалансированная саморегулирующая биосистема, его организм сам избавляется от болезней, если создать ему условия, соответствующие законам природы…».
Базовая информация: знания, полученные на 2-4 курсах по дисциплинам «Нормальная физиология», «Гигиена», «Пропедевтика внутренних болезней и лучевая диагностика».
Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальной физиологии; анатомии; пропедевтики внутренних болезней; медицинской реабилитации и спортивной медицины с курсом медицинской реабилитации, ЛФК, спортивной медицины, физиотерапии ФУВ.
Специалисты, изучающие тему: Н.А. Семёнова, Г.П. Малахов, А.С. Крапивина и др.
Контрольные вопросы:
-
Дайте краткую характеристику системы Н.А. Семёновой.
-
Раскройте «семь шагов» очистки по Н.А. Семёновой.
-
Профессионально – прикладное значение оздоровительной системы Н.А. Семёновой.
-
Перечислите «важные» мелочи и предостережения при использовании метода Н.А. Семеновой.
-
Принципы раздельного питания.
Литература:
1.Малахов Г.П. Оздоровительные системы. Серия: наше здоровье. – СПб.: Невский проспект, 2002. – 784 с.
2.Малахов Г.П. Оздоровительные советы для женщин на каждый день 2002 года. – СПб: Невский проспект, 2002. – 320 с.
3.Малахов Г.П. Методы исцеления: Самые сильные оздоровительные средства. – СПб: Невский проспект, 2002. – 192 с.
4.Семёнова Н. А. Семь шагов здоровья //Здоровье. - 1990.-№4. – С. 12-14.
5.Семёнова Н.А. Человек – соль земли. – СПб.: Диля, 2003. – 160 с.
ТЕМА 5. «Основы классического закаливания»
План:
-
Понятие «закаливание». Исторические корни закаливания.
-
Виды закаливания.
-
Механизм воздействия закаливания на организм человека.
-
Подготовка к закаливанию и правила проведения закаливания.
-
Показания и противопоказания к закаливанию.
Целевая установка: создать представление у студентов медицинского вуза о различных видах закаливания.
Под закаливанием понимают систему гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям различных метеофакторов: холода; тепла; солнечной радиации; пониженного или повышенного атмосферного давления. Основные гигиенические принципы закаливания.
Формируемые понятия: солнце; воздух; вода; закаливание; принципы; метеофакторы; иммунная система.
Базовая информация: знания, полученные в 9-11 классах на занятиях по предметам «Физическая культура» и «Основы безопасности и жизнедеятельности».
Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальной физиологии; пропедевтики внутренних болезней; медицинской реабилитации и спортивной медицины с курсом медицинской реабилитации, ЛФК, спортивной медицины, физиотерапии ФУВ.
Специалисты, изучающие тему: Г.П. Малахов, С.А. Самохин, Л.М. Шевченко, П.К Иванов, С.Н. Агаджанова, И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова.
Контрольные вопросы:
1.Что такое закаливание?
2.Виды закаливающих процедур.
3.Методы закаливания.
4.Механизм воздействия закаливающих процедур на организм человека.
5.Возможности закалённого организма.
7.Правила классического закаливания.
8. Показания и противопоказания к закаливающим процедурам.
Литература:
1.Агаджанова С.Н. Закаливание дошкольников.- Изд.: Детство-Пресс, 2011.-16с.
2. Брязгунов И.П., Вся правда о закаливании/ Е.В. Касатикова.- Изд.: Миклош, 2009.-200 с.
3.Малахов Г.П. Закаливание и водолечение. – М.: АСТ-Артель, 2008. – 178 с.
4.Самохин С.А. Вода от всех бед. – СПб: Диля, 2003. – 145 с.
5.Шевченко Л.М. Основы закаливания. – М.: Сов. спорт, 2002. – 68 с.
ТЕМА 6. «Современные подходы к закаливанию»
План:
1. Закаливание и его виды.
2. Правила закаливания по И.Р. Тарканову.
3. Зимнее плавание - высшая форма закаливания.
4. «Испарительное» закаливание К.В. Плеханова.
5. Закаливание по системе йогов.
6. Водолечение С. Кнейпа.
Целевая установка: создать представление у студентов медицинского вуза о современных методах закаливания.
Формируемые понятия: закаливание; «моржевание»; организм; дыхание; йога; прана; «испарительное» закаливание.
Для того чтобы эффективно применять закаливающие процедуры, необходимо знать, за счет чего они воздействуют на наш организм, какие процессы активизируются в нем, как влияют на лиц с той или иной индивидуальной конституцией, тем или иным возрастом, как зависят от сезона года и какой вид закаливания больше всего подходит вашему организму.
Базовая информация: знания, полученные на 1-2 курсах по дисциплинам «Нормальная физиология», «Гигиена», «Физическая культура».
Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальной физиологии; анатомии; пропедевтики внутренних болезней; медицинской реабилитации и спортивной медицины с курсом медицинской реабилитации, ЛФК, спортивной медицины, физиотерапии ФУВ.
Специалисты, изучающие тему: С. Кнейпп, К.В. Плеханов, И .Р. Тарканов, А. Давид-Нейль, П.К. Иванов, , Н.М. Баринов, Ю.Г. Золоторёв, Н.А. Онучин, И.П. Пирогов.
Контрольные вопросы:
-
Развития закаливания как оздоровительной системы.
-
Методика закаливания по И.Р. Тарканову.
-
Укажите основные правила закаливания по И.Р. Тарканову.
-
Раскройте на чём основана методика закаливания по К.В. Плеханову.
-
«Моржевание» -как высшая форма зимнего закаливания.
-
Противопоказания к зимнему закаливанию.
-
Прана – жизненная сила йогов.
-
Перечислите средства водолечения по С. Кнейпу.
Литература:
-
Баринов Н.М. Детка -система Порфирия Иванова, закаливание. –Весь, 2005.-128с.
2. Золотарёв Ю. Г. Наследие П. Иванова. Методическая система. Учение. – СПб: Диля, 2000.
3. Кнейпп С. Водолечение. – М.: - «Феникс», 2005. -320с.
-
Малахов Г.П. Закаливание и водолечение. -АСТ, 2006.-186с.
-
Онучин Н.А. Закаливание. Гимнастика. Массаж. - АСТ, 2005.-158с.
-
Пирогов И.П. О пользе банных процедур и закаливания.- Изд.: Научная книга, 2012.-213 с.
ТЕМА 7. «Оздоровительная система «Детка» П.К. Иванова»
План:
1.История возникновения программы «Детка».
2.Содержание оздоровительной системы «Детка» - 12 правил.
3.«Детка» – советы родителям.
4.Профессионально-прикладное значение системы П.К. Иванова «Детка» для специалистов здравоохранения.
Целевая установка: создать представление у студентов медицинского вуза об оздоровительной системе «Детка» П.К. Иванова.
Формируемые понятия: закаливание; энергия; «русская йога»; иммунная система.
Библиографическая справка П.К. Иванова и его оздоровительная система «Детка». Цель системы – оздоровить организм физически и духовно. Задачи системы «Детка»:перестроить сознание человека в его отношении к природе; вывести шлаки из организма; научить организм накапливать иммунную энергию; пробудить нервную систему через холодную воду, воздух и землю. Показания и противопоказания к использованию системы П.К. Иванова. Советы при ухудшении самочувствия. «Детка» - родителям. Оздоровительная система П.К. Иванова в его последователях и учениках.
Базовая информация: знания, полученные на 1-4 курсах по дисциплинам «История медицины», «Нормальная физиология», «Гигиена», «Физическая культура».
Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальная физиологии; пропедевтики внутренних болезней; медицинской реабилитации и спортивной медицины с курсом медицинской реабилитации, ЛФК, спортивной медицины, физиотерапии ФУВ.
Специалисты, изучающие тему: П.К. Иванов, Ю.Г. Золоторёв, М.Ф. Бабаев, С.У. Власов, О. Бранников, П. Век, О. Быков, В.С. Орлин.
Контрольные вопросы:
-
Расскажите историю возникновения программы «Детка».
-
Раскройте цель, задачи и содержание оздоровительной системы «Детка».
-
Перечислите советы родителям по системе «Детка».
-
Покажите профессионально-прикладное значение системы «Детка».
-
Перечислите показания и противопоказания к использованию системы П.К. Иванова.
Литература:
1.Бранников О. Век П. Иванова «Детка» /О. Быков //Физкультура и спорт. – 1998. - №2. – С.1; №3. – С.24.
2.Золотарёв Ю. Г. Наследие П. Иванова. Методическая система. Учение. – СПб: Диля, 2000.
3.Золотарёв Ю. Г. Советы П. Иванова. – СПб: Диля, 2007.
4.Орлин В.С. «Детка» П. Иванова: система природного оздоровления. – М.: Сов. спорт, 1991. – 47 с (Физкультура для здоровья).
5.Система учителя П. Иванова путь природного оздоровления человека: Матер. конференции медиц. работников. - 1991. -103 с.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
ТЕМА 8. «Парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой»
План:
1.Парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой.
2.Цель и задачи дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
3.Физиологический механизм воздействия дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой на организм человека.
4.Показания и противопоказания к использованию дыхательной гимнастики.
5.Основные упражнения и методика выполнения дыхательных упражнений.
Целевая установка: ознакомить и обучить методике парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.
Формируемые понятия: парадоксальная дыхательная гимнастика, абсолютные и относительные противопоказания, хронические заболевания, правила дыхания, активный вдох, темпо-ритм, упражнения «Насос», «Обними плечи», «Кошки», «Ладошки», «Малый маятник», «Большой маятник», комплексы упражнений.
Воздействие парадоксальной дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой на организм человека. Показания, абсолютные и относительные противопоказания к использованию дыхательной гимнастики. Физиологический механизм воздействия дыхательной гимнастики на организм человека. Методика применения дыхательной гимнастики: четыре основных правила исполнения дыхательной гимнастики. Разминка, движения головы, два главных упражнения гимнастики, основное правило: о выдохе не думать; дозировка упражнений при различных заболеваниях.
Базовая информация: знания, полученные на занятиях в 9-11 классах по предметам «Физическая культура» и «Основы безопасности и жизнедеятельности».
Интеграция с другими кафедрами: общей гигиены и экологии; нормальной физиологии; пропедевтики внутренних болезней; медицинской реабилитации и спортивной медицины с курсом медицинской реабилитации, ЛФК, спортивной медицины, физиотерапии ФУВ; оториноларингологии.
Специалисты, изучающие тему: А.Н. Стрельникова, В.А Сафонов, В.И. Миняев, И.Н. Кочеткова, , М.Н. Щетинин, Д.И. Дудинский, К.П. Бутейко, Б. Бах.
Контрольные вопросы:
-
А.Н. Стрельникова и её дыхательная гимнастика.
-
Раскройте цель и задачи парадоксальной дыхательной гимнастики.
-
Основные правила дыхания по методике А.Н. Стрельниковой.
-
Эффекты при использовании дыхательных упражнений по А.Н. Стрельниковой.
-
Показания и противопоказания к занятиям по методике А.Н. Стрельниковой.
-
Основные упражнения системы А.Н. Стрельниковой.
Литература:
Поделитесь с Вашими друзьями: |