ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1190
Отчет о проделанной работе за 2014 - 2015 учебный год
педагога-психолога Давыдовой Светланы Юрьевны.
г. Москва
2015 год
Работа велась по намеченному рабочему плану на 2014 - 2015 учебный год.
Цель работы психологического блока на текущий учебный год: профилактика и устранение школьной дезадаптации, создание оптимальных условий для всех составляющих образовательного пространства, формирование личности и индивидуальности каждого учащегося.
Исходя из этой цели, были определены следующие задачи:
-изучение готовности к школьному обучению учащихся 1-го класса на начало года;
-определение уровня адаптации учащихся 1-го класса к школьному обучению во второй половине года и выявление причин затрудняющих этот процесс;
-изучение готовности к переходу в следующее звено учащихся 4-го класса и выявление причин, тормозящих данный процесс;
-проведение психологического исследования в 5-ом классе с целью изучения особенностей интеллектуального и личностного развития учащихся и их влияние на процесс адаптации (дезадаптации) к школьному обучению в новых условиях;
- проведение психологического исследования среди учащихся группы «риска» с целью определения причин вызывающих сложности социального развития и педагогической воспитанности учащихся;
-продолжения изучения проблем-потребностей учащихся, педагогов, родителей, администрации на оказание психологической помощи с целью создания оптимальных условий для всех участников образовательного пространства.
Данные задачи решались по четырем направлениям: просветительская, консультативная, профилактическая, диагностическая, и коррекционно - развивающая.
Просветительская работа.
Принимала участие в педагогических совещаниях среди педагогов, кл. руководителей на темы: «Аддитивное поведение учащихся», «Культура общения», «Применение игровой деятельности в учебном процессе». Ведение «Странички Психолога» на сайте школы. Участие и проведение родительских собраний на темы: «Психологическая готовность к школьному обучению», «Возрастные особенности детей 6-7 лет», Возрастные особенности детей в подростковом периоде», «Адаптация детей в пятом классе, как помочь». Проведение классных часов на тему: «Как предотвратить конфликтные ситуации», «Что делать, если чувствуешь отчаяние и беспомощность», «Дорога добра», «Если добрый ты»
Консультативная работа.
Велась по запросам педагогов, учеников, родителей. Проводились индивидуальные консультации для педагогов, родителей, учащихся, с целью определения проблемы, выхода из нее и способов ее решение. Консультаций со всеми участниками образовательного процесса за учебный год было проведено в количестве 223 часов. Из них консультаций с родителями – 73 часа , с педагогами – 83 часа , с учащимися – 67 часов.
Проблемы, затронутые на консультациях, имели следующее направление:
- поведенческие
- эмоциональные
- проблемы воспитания
- проблемы отношений с родителями, педагогами
- проблемы обучения
Процент положительной динамики консультаций составляет примерно 82 -84% от количества всех консультаций.
В блоке профилактической работы
Проводились беседы с родителями учащихся по профилактике дезадаптации в школьной среде, снижению уровня тревожности, профилактике суицидального поведения и бродяжничества.
Проводились занятия в 1-ом классе (1час в неделю) Целью этих занятий было развитие познавательной деятельности и активности учащихся, повышение учебной мотивационной деятельности, помощь в ликвидации имеющихся пробелов в знаниях.
Программы составлялись на базе, как имеющихся методических пособий, так и приобретенных по мере необходимости при подготовке к проведению занятий: «Азбука дошкольного воспитания» (комплект литературы), «Твоя профессиональная карьера», «Переходный возраст», «Практическая психология для подростков», «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками», «Настольная книга практического психолога» и т.д.
Учащиеся 1-го класса, у которых были сложности с усвоением школьной программы, в результате проведенных занятий улучшили свои показания по многим параметрам, у детей повысилась мотивационная деятельность.
Были проведены индивидуальные беседы с учащимися группы «риска» и их родителями, с целью изменения актуальной сферы развития, дезадаптации в социальной и педагогической сфере. Создания благоприятного психологического климата между родителями и детьми. Заинтересованность детей во внеурочной организации своего свободного времени.
Диагностическая работа.
Проводилась по намеченному годовому плану, а также в соответствии с запросами педагогов, учеников, родителей.
Диагностическая работа включала:
-проведение диагностики в первом классе с целью определения уровня готовности детей к школьному обучению (начало года);
-определения уровня адаптации к школьному обучению учащихся 1-го класса (второе полугодие);
-определение уровня готовности к школьному обучению при переходе в среднее звено 5-х классов начало года, 4-ый класс конец года;
- определения уровня адаптации к школьному обучению учащихся 5-х (конец года);
-проведение диагностического минимума учащихся группы «риска», с целью выявления причин социальной дезадаптации и не успешности в обучении;
Групповые исследования были проведены в следующих классах, с помощью следующих методик:
Методика
|
класс
|
Тест школьной тревожности Филипса
|
4А; 4Б; 5А; 5Б; 7Б
|
Изучение общей самооценки (Методика Демо-Рубинштейна, модификация Прихожан)
|
4А; 4Б; 5А; 5Б
|
Анкета для оценки уровня школьной мотивации
Н.Г. Лускановой
|
4А; 4Б; 5А; 5Б; 7Б; 3Б
|
Опросник «Мой класс» (Андреев А.А.)
|
4А; 4Б; 5А; 5Б; 3Б
|
«Рисунок человека»; «Домики»; «Первая буква», «Графический диктант»; «Оюразец и правило»; «Рисунок семьи»; «Рисунок кактус», «Рисунок: дом, дерево, человек»
|
1А; 1Б; 1В
|
Школьный тест освоенности мышления 6-8 класс (ШТОМ)
|
7Б
|
Коррекционная работа.
Проводилась в форме специально организованных коррекционно – развивающих занятий.
-индивидуальных (для учащихся 1-х, 2-го, 3-х, 4-х, 5-х, 7-го классов) по запросу и результатам диагностики.
-групповых (для учащихся 1-х, 2-го, 3-х, 4-х, 7-го классов) по результатам диагностики и согласно плану, по запросу.
Программы по коррекции личностных особенностей составлялись с учетом индивидуальных проблем и возрастных особенностей каждого учащегося.
Исходя из поставленной цели, устранение школьной дезадаптации, достигли положительных результатов в развитии познавательных процессов среди учащихся 5-го, 1-го классов, сплоченности в группе среди учащихся 5-го класса, повышение самооценки 2-го, 3-го, 4-го, 5-го классов, повышения успеваемости в 7классе.
В результате проведенной за учебный год работы по психологическому сопровождению в рамках ППМСС школы, большинство определенных на начало года задач, выполнено. Исходя из поставленной цели, как профилактика школьной дезадаптации и создание оптимальных условий для всех составляющих образовательного пространства, мы видим, что это является одной из глобальных задач российского образования. Поэтому, это нельзя упускать и в дальнейшем для достижения главной, основной цели педагогического сопровождения учащихся, развитие творческого и нравственного потенциала. Работа школьного психолога, позволяет своевременно фиксировать качественные изменения в психическом развитии учащихся, знать их возрастные и индивидуальные особенности и помогать на основе этого педагогическому коллективу школы, использовать средства и методы учебно-воспитательной работы с максимальной эффективностью.
Коррекционно – развивающие занятия, направленные на развитие:
Дети группы риска:
Группа была набрана по результатам диагностики и по запросу педагогов и родителей. Количество участников – 24. Дети были разделены на подгруппы по 2 – 3 участника.
Занятия велись в сенсорной комнате и были направлены на:
- стимулирование сенсорного развития детей;
- компенсация сенсорных впечатлений;
- создание положительного эмоционального фона;
- преодоление нарушений в эмоционально – волевой сфере;
- возбуждение интереса к исследовательской деятельности;
- коррекция нарушений высших корковых функций;
- развитие общей и мелкой моторики;
- коррекция двигательных нарушений;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- корректировка психоэмоционального состояния;
- расширение кругозора ребёнка;
- составление пространственных представлений, восприятие разнообразных свойств предметов;
- развитие воображения и творческих способностей;
- фиксирование и управление вниманием.
- преодоление дезадаптации
Динамика группы положительна, хорошие результаты. Подростки проявили интерес к занятиям и к психологии вообще. Изъявили желание участия в группе на будущий год.
Успешные дети:
Дети выбирались, или назначались кл. руководителями по результатам итоговых оценок за неделю. Занятия проводились с подгруппой в 4 ребёнка. Было задействовано 125 детей (1-е и 4-е классы).
Занятия велись в сенсорной комнате и были направлены на:
- развитие доверительного отношения к психологу;
- стимулирование сенсорного развития детей;
- компенсация сенсорных впечатлений;
- создание положительного эмоционального фона;
- преодоление нарушений в эмоционально – волевой сфере;
- возбуждение интереса к исследовательской деятельности;
- коррекция нарушений высших корковых функций;
- развитие общей и мелкой моторики;
- коррекция двигательных нарушений;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- корректировка психоэмоционального состояния;
- расширение кругозора ребёнка;
- составление пространственных представлений, восприятие разнообразных свойств предметов;
- развитие воображения и творческих способностей;
- фиксирование и управление вниманием.
- преодоление дезадаптации.
Проведенная организационно-методическая работа
-
Подборка диагностических методик, заполнение папки «Диагностика» тестами, опросниками для младших, средних и старших классов, направленных на изучение интеллекта, эмоционально-нравственного развития, потребностно-мотивационной и волевой сфер личности, социального взаимодействия, а также подготовка нейропсихологических методов обследования с целью прослеживать протекание психических процессов и отклонения от нормы.
-
Подготовка папки «Школа для родителей». Написание мини-лекций для просвещения родителей на темы:
- стили родительского воспитания
- детская самостоятельность и реакции взрослых
- как построить общение с ребенком
- родительские чувства
Подготовка раздаточного материала - список литературы, которая может помочь родителю в трудную минуту.
-
Подготовка и наполнение папки для педагогов просветительскими мини-лекциями на темы:
- биологические особенности развития младших и старших подростков
- развитие когнитивной сферы у ребенка
- особенности аффективной сферы
- особенности мотивационной сферы
- стадии развития личности подростка
- формирование «я-концепции» подростка
- дисгармоничность характера
- подросток и школа
- психосексуальное развитие подростка
- подростковая агрессия
- девиантное поведение
4. Разработка и написание программы развивающих занятий для младших школьников, направленной на развитие речевой и мыслительной деятельности, произвольности внимания, пространственных представлений, моторики, творческого потенциала ребенка, коммуникативных навыков.
5. Разработка и написание программы для подростков – учеников старших классов – «тренинг личностного роста», включающий в себя просветительские занятия различной тематики, а также коррекционно-развивающие занятия с учетом результатов, полученных при диагностике.
6. Разработка и написание программы терапевтических занятий для младших школьников, страдающих излишней агрессивностью, тревожностью и низко социально адаптированных.
7. Анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ; Участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации. Организационно-методическая работа.
8.Участие в ПМПк школы.
Поделитесь с Вашими друзьями: |