КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Реферат
на тему: Особенности обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Выполнил:
методист ГЦ РЦ СОК
инвалидов «Надежда»
Марков Д.Е.
Кострома
2011
План
-
Введение
-
Основная часть
-
Заключение
-
Список литературы
Введение
Проблема ДЦП сегодня весьма актуальна для нашей страны. Как отмечают российские специалисты, в последние 15 лет у нас наблюдается тенденция к увеличению количества пациентов с этим недугом. Так, если в 1992 г. показатель заболеваемости был равен 0,17 случая на 1000 человек, то сегодня в разных регионах он составляет от 2,5 до 8 случаев. Надо сказать, большинство родителей, чьим детям поставлен диагноз "ДЦП", воспринимают это как катастрофу. Они начинают думать, что их ребенок никогда не сможет стать полноценным членом общества. Однако, как утверждают эксперты, при грамотном лечении детского церебрального паралича вполне возможно достигнуть значительного улучшения состояния ребенка.
Ведь каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе. В некоторых странах сейчас нередко даже проводятся конкурсы на самого красивого младенца.
Но у некоторых детей сразу после рождения возникают болезненные изменения мышечного тонуса и ряд других симптомов, которые затем накладывают неизгладимый отпечаток на всю жизнь ребенка, - а впоследствии и взрослого - и на жизнь его родителей.
Основная часть
Детский церебральный паралич — это заболевание, связанное с повреждением головного мозга (в основном тех его участков, которые контролируют мышечный тонус и движения). Оно формируется у ребенка нередко еще тогда, когда он находится в самом, казалось бы, надежном месте — материнской утробе. Кроме того, малыш может получить его во время родов, а также в течение первых трех месяцев.
Факторы риска развития ДЦП, основные из них можно условно разделить на три группы: дородовые, родовые и послеродовые:
Итак, в дородовый период мозг ребенка может пострадать, если будущая мать имеет хронические заболевания, такие, например, как ожирение, анемию, сахарный диабет. Также велика вероятность возникновения патологических процессов, если женщина в период беременности употребляет алкоголь, наркотики, принимает сильнодействующие лекарства, трудится на вредном производстве.
Кроме того, болезнь может быть обусловлена критическим в плане репродуктивности возрастом женщины (в группе риска — представительницы слабого пола младше 18 и старше 40 лет), внутриутробными инфекциями, несовместимостью матери и плода по группе крови.
В момент появления маленького человека на свет факторами риска заболевания являются трудные роды — преждевременные, затяжные либо, наоборот, слишком быстрые. А уже после рождения, в течение первых месяцев, детский церебральный паралич может возникнуть как следствие травм и тяжелых болезней, например менингита и сепсиса.
Стоит отметить, что специалисты, перечисляя причины ДЦП, нередко употребляют термин "полиэтиологичность". Это означает, что болезнь, как правило, обусловлена воздействием не одного, а нескольких факторов, при этом зачастую сложно определить, каких именно. Однако считается, что главенствующую роль играют те, что могут действовать в дородовый период.
Таким образом, чем благоприятнее фон внутриутробного развития, тем больше шансов, что ребенок родится здоровым, даже если его движение по родовым путям будет не вполне благополучным. Его организм сможет справиться с временными трудностями. В случае, когда мозг младенца пострадал уже в материнском чреве, тяжелые роды только усугубят его состояние. Тогда велика вероятность, что позже в его медицинской карте появится запись о том, что он болен детским церебральным параличом.
Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей могут быть обусловлены и рядом других заболеваний. Это последствия полиомиелита в восстановительном и разидуальном периодах, различные врожденные и приобретенные деформации опорно-двигательного аппарата, артрогрипоз (врожденные множественные искривления конечностей с ограничением или отсутствием движений в суставах), ахондроплазия или хондродистрофия (врожденное отставание в росте костей конечностей при нормальном росте туловища, шеи и головы)., миопатия (наследственное заболевание, связанное с нарушением обмена веществ в мышечной ткани; характеризуется мышечной слабостью и атрофией мышц).
Практика обучения этих детей в массовой школе показала, что особенности психического и физического развития не позволяют им полноценно овладевать программой массовой общеобразовательной школы.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата нарушен весь ход моторного развития, что, естественно, оказывает неблагоприятное влияние на формирование нервно-психических функций. Это связано с тем, что движение организма и все его важнейшие функции – дыхание, кровообращение, глотание, перемещение тела в пространстве, звукопроизносительная сторона речи - реализуются, в конечном счете, движением – сокращением мышечного аппарата.
Разнообразные двигательные нарушения у этих детей обусловлены действием ряда факторов, непосредственно связанных со спецификой заболевания. Назовем некоторые из них:
-
ограничение или невозможность произвольных движений, что обычно сочетается со снижением мышечной силы: ребёнок затрудняется или не может поднять руки вверх, вытянуть вперед, в стороны, согнуть или разогнуть ногу;
-
нарушение мышечного тонуса. Мышечный тонус условно называют ответом мышц на самоощущение. Для любого двигательного акта необходим нормальный мышечный тонус.
-
появление насильственных движений (гиперкинезов), что резко затрудняет выполнение любых произвольных движений, а порой делает их невозможными;
-
нарушений равновесия и координации движений, проявляющиеся в неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе.
-
нарушение ощущения движений тела или его частей (кинестезий). Ощущение движений осуществляется с помощью специальных чувствительных клеток, расположенных в мышцах, сухожилиях, связках, суставах и передающих в центральную нервную систему информацию о положении туловища и конечностей в пространстве, степени сокращения мышц.
Основные направления коррекционной работы по формированию двигательных функций предполагает комплексное, системное воздействие, включающее медикаментозное, физиотерапевтическое, ортопедическое лечение, различные массажи, лечебную физкультуру, непосредственно связанную с проведением уроков физической культуры, труда, с развитием и коррекцией движений во все режимные моменты.
Обучение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата проводится в специальном типе школ – школах-интернатах (школах) для детей с последствиями полиомиелита и церебральных параличей. В эти школы принимаются дети дошкольного возраста, самостоятельно передвигающиеся, не требующие индивидуального ухода. Школы имеют подготовительный класс, куда принимаются дети семилетнего возраста. Дети с церебральными параличами выделяются в специальные классы в составе школы.
Детский церебральный паралич – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей мозга. При детском церебральном параличе имеет место ранее органическое поражение двигательных и речедвигательных систем мозга. Причины этих нарушений могут быть разные: инфекционные заболевания, особенно вирусной этиологии, различные интоксикации и травмы во время беременности, хронические заболевания, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или группе принадлежности и др. Предрасполагающими условиями могут быть недоношенные и переношенные, а также генетические факторы.
В более редких случаях причинами детского церебрального паралича может быть акушерский травматизм в результате нарушений родовой деятельности матери, затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки, что приводит к недостатку кислорода в центральной нервной системе ребёнка и повреждению в связи с этим нервных клеток головного мозга.
Детский церебральный паралич может возникать, и после рождения в результате перенесенных нейроинфекций, тяжелых ушибов головы.
У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных функций: с трудом и опозданием может формироваться функция удержания головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Двигательные нарушения при детском церебральном параличе являются ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции оказывает неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребёнка.
Поражение двигательной сферы при детском церебральном параличе может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений, при нерезком нарушении мышечного тонуса. Дети с трудом осваивают самообслуживание.
Особенностью двигательных нарушений у детей с церебральным параличом является не только трудность или невозможность выполнения движений, но и слабость их ощущения, у ребёнка не формируется правильные представления о движении, с трудом развивается пространственно-временная организация.
Слабое ощущение своих движений и затруднения в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь. Это в свою очередь, еще больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.
Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, ставят больного ребёнка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружающих его взрослых. Это способствует формированию у него пассивности, безынициативности, нарушает развитие его мотивационной и волевой сферы. Таким образом, двигательные нарушения влияют на весь ход психического развития ребёнка.
Независимо от степени двигательных расстройств у детей могут быть нарушения эмоционально-волевой сферы, поведения, наблюдается снижение интеллекта, судорожный синдром и нарушения зрения, снижение слуха.
Для большинства детей с церебральным параличом характерны нарушения умственной работоспособности в виде повышенной утомляемости. В процессе целенаправленной деятельности они быстро становятся вялыми или раздражительными, с трудом сосредоточиваются на задании. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство. Ребёнок начинает суетиться, усиленно жестикулировать, гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. Организованность в произвольной деятельности у детей формируется с большим трудом.
Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружающих, у них возникают страхи, недержание мочи, рвота и другие нарушения.
Особенности нарушений речи и степень их выраженности зависят в первую очередь от локализации и тяжести поражения мозга. Наряду с повреждением определенных мозговых структур большое значение в механизмах речевых расстройств у детей с церебральным параличом имеет вторичное недоразвитие или более позднее формирование тех отделов коры головного мозга, которые наиболее интенсивно развиваются уже после рождения. Это – онтогенетически молодые отделы мозга, имеющие важнейшее значение в психической и речевой деятельности человека: премоторно-лобная, теменно-височная области коры головного мозга.
Отставание в развитии речи у детей с церебральным параличом связано не только с более медленным темпом созревания поздно формирующихся корковых отделов мозга, и в частности корковых речевых зон, но и с ограничением объема знаний и представлений об окружающем, недостаточностью предметно-практической деятельности и социальных контактов. Ошибки воспитания могут еще более утяжелять отставание в развитии речи. Ребёнок с церебральным параличом в первые годы жизни часто находится в различных лечебных учреждениях, и если педагогической работе не уделяется достаточного внимания, он может оставаться в развитии речи. Кроме того, отрицательный эмоциональный фон, реактивные состояния, которые нередко наблюдаются у этих детей при отрыве их от матери, состояние дезадаптации на новую обстановку создают неблагоприятные предпосылки для развития речи.
При воспитании ребёнка с церебральным параличом дома взрослые обычно чрезмерно опекают его, стремятся все сделать для него. Это не формирует у него потребности в деятельности и в речевом общении.
Важное значение в патогенезе речевых нарушений у детей с церебральным параличом имеет сама двигательная патология.
Для правильной организации логопедической работы с детьми с церебральным параличом важное значение имеет понимание клинической и патогенетической общности речевых и двигательных нарушений. Особенностью нарушений моторики при детском церебральном параличе является не только несформированность произвольных движений, но и сохранение врожденных примитивных двигательных автоматизмов: позотонических рефлексов – тонического лабиринтного, шейного тонического и асимметричного шейного тонического рефлексов. При нормальном развитии эти рефлексы проявляются рудиментарно у детей первых двух месяцев жизни. Обратное развитие этих рефлексов при детских церебральных параличах задержано, что значительно затрудняет развитие произвольных двигательных функций.
При выраженности тонического лабиринтного рефлекса (ЛТР) у ребёнка в положении на спине отмечается повышение тонуса разгибательных мышц. Голова запрокинута назад, мышцы шеи и артикуляционной мускулатуры напряжены, руки и ноги вытянуты. Такой ребёнок не может поднять голову или делает это с большим трудом, не может сесть, согнуть руки и захватить предмет, повернуться со спины на живот, в положении на животе у него преобладает повышение тонуса сгибательных мышц. В связи, с чем он не может поднять голову, разогнуть руки и опереться на них, чтобы встать на четвереньки, принять вертикальную позу.
При выраженности симметричного шейного тонического рефлекс (СШТР) мышечный тонус меняется в зависимости от положения головы ребёнка. Сгибание головы усиливает сгибательный тонус мышц, разгибание усиливает тонус разгибателей рук.
Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) проявляется в том, что при повороте головы в сторону повышается мышечный тонус в разгибателях той руки и ноги, в направлении которых повернуто лицо.
При проведении логопедической работы с детьми с церебральным параличом важно учитывать, что тонические рефлексы оказывают влияние на мышечный тонус артикуляционного аппарата.
-
ЛТР повышает мышечный тонус корня языка.
-
СШТР повышает мышечный тонус спинки и кончика языка. Выраженность этого рефлекса затрудняет дыхание, голосообразование, произвольное открывание рта, продвижение языка вперед и вверх.
-
АШТР вызывает асимметричное повышение тонуса в речевой мускулатуре: тонус больше повышается на стороне, противоположной повороту головы ребёнка.
Влияние указанных тонических рефлексов определяет специфику артикуляционных расстройств при детском церебральном параличе.
Следующей специфической особенностью нарушений артикуляционной моторики при детском церебральном параличе является задержка обратного развития ряда врожденных рефлексов орального автоматизма: сосательного, хоботкового, поискового рефлексов, рефлекторного глотания, касания и некоторых других. Наличие этих рефлексов препятствует развитию произвольных артикуляционных движений.
Органическое поражение речедвигательного анализатора при детском церебральном параличе приводит к нарушениям артикулирования звуков речи, расстройствам голоса, дыхания, темпа и ритма речи, ее интонационной выразительности.
Если ребёнок сидит, то при проведении логопедических занятий надо обратить внимание на положение его головы: она должна находиться по средней линии, не опускаться на грудь, не поворачиваться в сторону и не откидываться назад. При необходимости правильное положение головы фиксируется головодержателем. Надо избегать наклона туловища вперед (для этого в ряде случаев необходимо применение специального стула), перекреста ног, приведения бедер, свисание стоп. При проведении занятий важно, чтобы зеркало и лицо логопеда находилось на уровне глаз ребенка.
Выбрав положение ребёнка, после общего расслабления приступают к массажу и гимнастике артикуляционной мускулатуры.
При проведении логопедической работы у ребёнка необходимо подавлять сосательные и другие рефлекторные движения, постепенно обособлять артикуляционные, дыхательные движения и голосовые реакции от общих движений.
Для улучшения ощущений артикуляционных движений используются упражнения с сопротивлением, чередованием упражнений с открытыми глазами со зрительным контролем движений с помощью зеркала и с закрытыми глазами с целью сосредоточения на проприоцептивных ощущениях.
Важность подобной работы определяется не только тяжестью нарушений звукопроизношения при оральной диспраксии, но и тем, что ее проявления неблагоприятно влияют на развитие лексической стороны речи. Слабость ощущения «двигательного образа» слова приводит к нестойкости связи между звуковой и смысловой его характеристикой, что может проявляться в своеобразном недоразвитии лексики.
Взаимосвязь нарушений общей и речевой моторики при детском церебральном параличе проявляется также в том, что тяжесть нарушений артикуляционной моторики обычно коррелирует с тяжестью нарушений функции рта.
Эти данные определяют необходимость сочетать логопедическую работу с развитием функции рук и общей моторики ребёнка.
Выполнение любых движений с усилием вызывает повышение мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре. Во время занятий на следует требовать от ребёнка чрезмерных усилий, ибо они могут способствовать диффузному повышению мышечного тонуса и усилению нарушений звукопроизносительной стороны речи. Для развития речевого дыхания рекомендуется различные упражнения на дутье. Однако для детей с церебральным параличом, особенно в раннем возрасте, они не всегда полезны в тех случаях, когда ребёнок их производит с чрезмерным усилием, что усиливает его общее мышечное напряжение.
Нарушения артикуляционной моторики при детском церебральном параличе не только затрудняют формирование произносительной речи ребёнка, но и вторично нередко вызывают нарушение фонематического восприятия. Это может вызывать у ребёнка трудности звукового анализа слов и искажения их звуко-слоговой структуры.
Развитие восприятия и представлений у дошкольника осуществляется в разных видах деятельности (предметно-практической, трудовой, изобразительной), в игре. Спонтанная игра ограниченна в силу специфики самого заболевания.
Таким образом, важной предпосылкой развития и обогащения словаря является формирование восприятия и представлений об окружающих предметах и явлениях. Восприятие необходимо развивать в повседневной жизни путем специальной организации разных видов деятельности, в которых ребёнка учат смотреть, наблюдать, слушать, т.е. осмысленно воспринимать предметы и явления окружающего мира. Все это обогащает кругозор, формирует функцию активного внимания, а главное, развивает у детей обобщенный способ умственной деятельности.
Спецификой работы по развитию лексики является сочетание коррекционных мероприятий по совершенствованию восприятия и представлений с словесным обозначением предметов и явлений окружающей действительности.
Слова, обозначающие элементарные понятия, вводятся на основе обучения различению и обобщению предметов по существенным признакам.
Детей дошкольного возраста, а также и более старших с первым уровнем речевого развития обучают понимать и произносить названия окружающих предметов (части лица и тела человека; части у предметов обихода, игрушек; карман к платья, колеса у машин и т.д.).
Чтобы комплексная система оздоровления, предназначенная для детей с подобными нарушениями, влилась в общий ритм работы ДОУ, скорректировали организацию воспитательно-образовательного процесса. Приняли решение: создание благоприятных условий для оптимального физического и психического развития и эмоционального благополучия каждого ребёнка, а также для повышения его познавательной активности, функциональных и адаптивных возможностей – вот чем должен руководствоваться каждый воспитатель.
На педсоветах, семинарах, консультациях обсуждаются вопросы общего и индивидуального в развитии детей, с помощью промежуточной диагностики ведется анализ усвоения ими программных задач, на основе полученных результатов строится коррекционно-развивающая работа.
Воспитательно-образовательный процесс строится следующим образом:
-
Часть воспитательно-образовательных задач решается в ходе повседневной жизни.
-
Длительность занятий гибко варьируется в зависимости от уровня умственной работоспособности детей.
-
Форма занятий также гибка и разнообразна: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные; на воздухе, в кабинетах. Так, в уголке природы проводятся занятия по ознакомлению с художественной литературой, окружающим миром. Фитобар, оборудованный в народном стиле, используется не только для оздоровления детей, но и для их эстетического воспитания.
-
Для детей младшего дошкольного возраста разрабатывается щадящий режим, который позволяет им быстрее и легче адаптироваться к условиям дошкольного учреждения (режим действует в первые два месяца пребывания детей в ДОУ). Щадящий режим для детей младшей группы особенно важен по ряду причин. От ребёнка, впервые попавшего в детский коллектив (новое окружение, новые лица, дисциплина), требуется много душевных и физических сил. С другой стороны, любое заболевание в этом возрасте ведет к значительному снижению защитных сил организма, а значит, требуется большая затрата энергии и функциональных резервов для восстановления и укрепления здоровья.
Режим жизни должен быть «подвижным-адаптивным» в зависимости от уровня психического развития детей и состояния их здоровья. Он предусматривает следующее:
-
Увеличение срока приема детей в утренние часы (до 8.30).
-
Увеличение продолжительности дневного сна при достаточном доступе свежего воздуха.
-
Строгое соблюдение продолжительности и организации прогулок на воздухе.
-
Творческий подход к содержанию и методике проведения занятий.
-
Использование кабинетов для психологической разгрузки детей и проведения занятий, досугов и развлечений.
-
Чередование умственной и физической деятельности.
Задачи профилактики заболеваний, физического, психического и интеллектуального развития интегрируются в работе всего педагогического коллектива.
Воспитатель физической культуры, учитывая специфику, большое внимание уделяется дыхательной гимнастике, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению лимфо- и кровообращения в легких. В ход занятий включаются элементы корригирующей гимнастики, способствующие профилактике нарушений осанки и плоскостопия.
Музыкальное воспитание также входит в систему оздоровительной работы: музыка имеет огромные возможности для улучшения нервно-психического здоровья детей, развития психо-эмоциональной сферы, повышения социально-адаптивных функций. Музыкальный руководитель обязательно включает в занятия дыхательные и музыкально-ритмические упражнения для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и этюды и упражнения, способствующие развитию и коррекции психо-эмоциональной сферы.
Заключение
Итак, в дошкольном учреждении задачи воспитания, обучения, развития и оздоровления детей взаимосвязаны и ориентированны на каждого ребёнка с учетом его состояния здоровья и уровня развития.
Коррекционная работа начинается утром – еще до завтрака проводится гидромассаж стоп ног (дважды в год по 10 сеансов для каждого ребёнка) с целью профилактики и коррекции плоскостопия.
В утренний промежуток большая часть времени отводится воспитательно-образовательной работе, но воспитательно-образовательный процесс строится так, что становится возможным проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий. Достаточно широко при этом применяются различные виды массажа, лечебная физкультура, физиотерапия, лечебная гимнастика на надувных мячах, эластичных мячах разного диаметра и конфигурации. Гимнастика на мячах позволяет создать наиболее оптимальные условия для правильного положения туловища и гармоничной тренировки основных групп мышц, а также для улучшения равновесия и двигательной координации.
Занятия в бассейне оказывают оздоровительный эффект на детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Занятия проводит инструктор по плаванию, имеющий педагогическое образование, имеющий педагогическое образование и хорошо владеющий методикой работы с дошкольниками.
После дневного сна проводятся физические упражнения в сочетании с воздушными ваннами и дыхательной гимнастикой.
На вечерней прогулке оздоровительный эффект достигается за счет пребывания детей на свежем воздухе, проведения подвижных игр и индивидуальной работы по физическому развитию.
Подводя итог, можно выделить наиболее основные особенности работы при воспитании и обучении детей с поражение опорно-двигательного аппарата:
-
Дети с ДЦП нуждаются в ранней комплексной лечебно-педагогической работе.
-
Основные направления работы: развитие моторики речи, развитие коммуникативного поведения.
-
Коррекционная работа должна проводиться дифференцированно с учетом формы заболевания и возраста ребенка.
-
На основе предметно-практической и игровой деятельности, осуществляемой с помощью взрослого, стимулируют сенсорно-моторное поведение и голосовые реакции. Используют методы торможения и облегчения. Тормозят нежелательные патологические движения, сопровождаемые повышением мышечного тонуса и одновременно облегчают произвольную сенсо-моторную активность. Применяются различные приспособления для фиксации головы, туловища и конечностей с целью облегчения функции артикуляционного аппарата, тренировки зрительно-моторной координации и других реакций.
-
Использование методики кондуктивного воспитания, которая позволяет осуществлять неразрывную взаимосвязь в развитии моторики, речи и произвольной регуляции поведения.
-
Ранняя логопедическая работа.
Также хотелось бы отметить, что работа должна быть комплексной, для наиболее лучшего эффекта выхода из трудной жизненной ситуации, , что бы ребенок смог преодолеть свой недуг, и социальная адаптация его в обществе была успешной. А также отдельно хочется сказать о том, что большое значение имеет и работа с родителями. Она строится на основе анкетирования и бесед, которые позволяют определить социальный статус семьи и тактику взаимодействия с различными категориями родителей. Главное в работе с родителями – формирование их активной позиции в воспитании и оздоровления своего ребёнка, преодоление равнодушия к тому, что делается в учреждении.
Список литературы
-
Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти томах – Москва, 1983, Т. 5,
-
Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П. Пузанова – Москва, Новая школа, 2006г.
-
Козленко Н.А. Физическое воспитание в системе коррекционно–воспитательной работы вспомогательной школы. // Дефектология. – 2001г. - №2
-
Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии – Москва, Просвещение, 2008г.
-
Леднёв В.С. Содержание образования. – Москва, 2007
-
https://ru.wikipedia.org/wiki/Детский_церебральный_паралич
-
https://www.ivanab.ru/viewtopic.php?f=82&t=1942&start=0&view=print
-
https://www.2mm.ru/zdorovie/322
-
https://www.humanities.edu.ru/db/msg/41662
Поделитесь с Вашими друзьями: |