ПРОЕКТ
Федеральный государственный
образовательный стандарт
для умственно отсталых ДЕТЕЙ
3.1.3. Требования к условиям реализации основной образовательной программы на основе ФГОС для умственно отсталых детей по третьему варианту Стандарта (С)
С целью сохранения единого образовательного пространства страны требования к условиям получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и лицами с умственной отсталостью, представляют собой интегральное описание совокупности условий, необходимых для реализации адаптированной образовательной программы, и структурируются по сферам ресурсного обеспечения.
При разработке требований к условиям реализации образовательных программ учитываются:
-
типологические особенности психического и физического развития обучающихся с умственной отсталостью;
-
зоны актуального и ближайшего развития обучающихся;
-
содержание основных элементов образовательного процесса в соответствии с требованиями разрабатываемого стандарта;
-
характер и содержание интеграционных компонентов образовательной среды, отраженных в специальном стандарте;
-
представления о константных и вариативных условиях реализации специального образовательного стандарта.
Специфические условия получения образования умственно отсталыми обучающимися определяются на двух уровнях – общем и дифференцированном:
― Общий уровень отражает особые образовательные потребности, общие для всех категорий обучающихся с ОВЗ;
― Дифференцированный уровень описывает особые образовательные потребности обучающихся с легкой степенью умственной отсталости.
К условиям, необходимым для удовлетворения особых образовательных потребностей, общих для всех категорий обучающихся с ОВЗ, в том числе и с умственной отсталостью (общий уровень), относятся:
― Осуществление целенаправленной коррекционной работы в процессе освоении обучающимися содержанием всех образовательных областей, а также в ходе проведения коррекционных занятий;
― Практическая направленность всего образовательного процесса, обеспечивающая овладение обучающимися жизненной компетенцией;
― Организация сопровождения образовательного процесса обучающихся;
― Организация сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с умственной отсталостью.
К условиям, обеспечивающим удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (дифференцированный уровень), относятся:
― Организация предметно-практической деятельности, как основы развития познавательной сферы обучающихся с легкой степенью умственной отсталости, в частности интеллектуальной и речевой;
― Постепенность расширения и уточнение представлений об окружающей действительности: от ближайшего окружения, ограниченного рамками семьи и школы, до более удаленного и усложненного.
― Введение в содержание образования учебных предметов, обеспечивающих формирование представлений о естественных и социальных компонентах окружающего мира; социально-бытовых навыках, применяемых в условиях усложненной социальной среды;
― Поэтапность овладения трудовыми навыками, начиная от социально-бытовых навыков, и заканчивая профессионально-трудовыми.
Создание специфических условий образования обучающихся с умственной отсталостью должно способствовать:
-
целенаправленному развитию способности обучающихся к вербальной коммуникации и взаимодействию в условиях разного социального окружения для решения жизненных задач;
-
формированию социально-бытовой компетентности обучающихся, способствующей приобщению к самостоятельной жизни в обществе, улучшению ее качества;
-
развитию самостоятельности и независимости в повседневной жизни;
-
расширению круга общения, выходу обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
-
раскрытию возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;
-
развитию представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
-
реализации потенциальных возможностей в овладении профессионально-трудовой деятельностью и возможном совершенствовании приобретенных трудовых навыков на уровне среднего профессионального образования.
Требования к ресурсному обеспечению реализации адаптированных программ для умственно отсталых обучающихся включают:
-
Требования к кадровому обеспечению,
-
Финансово-экономическому обеспечению,
-
Материально-техническим условиям.
Поделитесь с Вашими друзьями: |