Обоснование постановки проблемы о значении здоровья в жизни детей и взрослых
«Здоровье — правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие».
Здоровье — основа физического развития ребенка. Полноценное физическое развитие ребенка взаимосвязано с его общим психическим развитием. Сформированное сознание, развитой интеллект, понимание значимости здоровья — основа культурной личности. Обращенность современного общества к культуре, человеку, его здоровью и духовному миру становится доминантой цивилизованного общества. Итак, нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека. А чтобы понять всю многогранность этой проблемы, давайте уточним, что такое здоровье. Наиболее всеобъемлющей и общепринятой во всем мире является формулировка: «Здоровье — это состояние полного физического, психического, социального благополучия». Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого. Чаще всего мы судим о здоровье как об отсутствии на данный момент заболеваний. А ведь критериями здоровья является и предрасположенность к болезням, и уровень физического и психического развития, и состояние сопротивляемости организма к болезням и многое другое. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Возложение на образовательное учреждение и педагогов заботы о здоровье детей определяется рядом причин:
- Во-первых, взрослые всегда несут ответственность за то, что происходит с детьми, находящимися под их опекой. И прежде всего, это касается здоровья.
- Во-вторых, большая часть воздействий на здоровье детей – желательных и нежелательных – осуществляется именно в стенах детского сада. Ведь здесь под присмотром педагога дети проводят большую часть времени.
- В-третьих, медицина занимается не здоровьем, а болезнями, то есть не профилактикой, а лечением. Задача детского сада иная – сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников, то есть профилактическая.
В связи с этим необходимо так организовать образовательный процесс, чтобы обучение, развитие и воспитание детей не наносило ущерба их здоровью.
У биологии жестокие законы: за нездоровье детей мы платим ослаблением генофонда населения, теряем самое дорогое богатство — здоровье нации. В последнее время учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит от здравоохранения, в то же время более чем наполовину — от его образа жизни. Сегодня четко установлено, что 40% заболеваний взрослых своими истоками уходит в детский возраст, в первые 5—7 лет. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшилось, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. В среднем по России на каждого из детей приходится не менее двух заболеваний. Заболеваемость детей в детском саду тоже растет. Приблизительно 20—27% детей относится к категории часто болеющих. На первом месте во всех возрастных группах стоят органы дыхания. У часто болеющих детей наблюдаются поражение носоглотки, функциональные нарушения нервной и сердечнососудистой систем, отклонения со стороны желудочно-кишечного тракта, а также различные проявления аллергии. Показатели здоровья младших школьников ухудшаются в первые годы обучения, медики считают, что это происходит из-за повышенной нагрузки. Из-за такого состояния здоровья в последние годы сохранение и укрепление здоровья человека является приоритетным направлением государственной политики. Разработка эффективных промышленных технологий, нарушенная экология и целый ряд других объективных факторов привели к тому, что образ жизни современного человека все более активно провоцирует гиподинамию, нарушение рационального питания, психологическое перенапряжение — все то, что способствует увеличению смертности не только среди взрослых, но и среди детей. Отсутствие личной заинтересованности в сохранении здоровья привело к тому, что в настоящее время во всем мире большую обеспокоенность вызывает тенденция к его ухудшению. В нашей стране, к сожалению, долгие десятилетия не существовало приоритета здоровья, отсутствовала система обучения способам сохранения здоровья на разных этапах возрастного развития человека. Все вышеперечисленное свидетельствует о том, что воспитание здорового ребенка было и остается актуальной проблемой образования и медицины.
Модели оздоровительной программы в ДОУ:
-
создание условий для оздоровления детей;
-
лечебно-оздоровительная работа в ДОУ;
-
организация двигательной активности;
-
создание условий, обеспечивающих охрану психофизического здоровья;
-
организация познавательной непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению детей со своим телом;
-
работа с родителями.
Поделитесь с Вашими друзьями: |