О сущности «этического» этических проблем современной медицины*
И.В. Силуянова, д.ф.н., профессор, зав.
кафедрой биомедицинской этики РГМУ
За последние годы резко возросло число публикаций, посвященных этическим проблемам медицины. Количество статей в профессиональных журнальных и газетных изданиях огромно. Вот неполный перечень лишь отечественных монографий: «Биомедицинская этика» Ред. В. И. Покровский, М.: Медицина, 1997; «Биомедицинская этика» Ред. В. И. Покровского и Ю. М. Лопухина. Вып. 2. — М.: Медицина, 1999; «Биоэтика: принципы, правила, проблемы» Ред. Б. Г. Юдин, М.: Эдиториал УРСС, 1998; «Введение в биоэтику» Ред. Б. Г. Юдин, М.: Прогресс-Традиция, 1998; «Основы биоэтики» Ред. А. Н. Орлов, Красноярск. Изд-во ПИК «Офест», 1997; «Этика практической психиатрии» Руководство для врачей. Ред. В. А. Тихоненко, М., 1996 и др. Однако всегда ли, обсуждая этические проблемы в медицине, авторы публикаций корректно используют терминологию? И какова же собственно суть «этического» этических проблем медицины? В чем же заключается специфика этического подхода к современным медицинским проблемам?
Внимание к этическим вопросам неизменно сопутствует медицинской науке и практике на протяжении всей истории их существования. Однако в последние годы оно особенно обострено в связи с развитием интенсивной терапии, клинической трансплантации органов и тканей, репродуктивных технологий, медицинской генетики и т. п. Можно ли утверждать, что новые направления приводят к изменению этических принципов и правил в обществе и медицине? И сохраняют ли в таком случае трансформированные принципы статус «этических»?
«Меняются века, меняется общество, меняется медицина, и совершенно естественным образом основные понятия деонтологии захватывают новые этические «территории», нередко существенно трансформируясь» (Дземешкевич С. Л., Богорад И. В., Гурвич А. И. Биоэтика и деонтология в клинической трансплантологии// «Биомедицинская этика» Ред. В. И. Покровский, М.: Медицина, 1997.-С. 141).
О трансформировании каких основных понятий деонтологии идет речь? Со времен Гиппократа к основным этическим понятиям относятся: долг, человеколюбие, любовь к своей профессии. С нашей точки зрения, нет ничего более неизменного, чем эти понятия врачебной этики. Изменение, или «трансформация» этих понятий, будет означать лишь одно — катастрофическое вырождение медицины, потерю кардинальной ориентации в решениях и действиях врача на «благо» и «добро». Как правило, эта потеря проявляется не в форме прямого нигилистического отказа от «добра», а в форме трансформации понятия «добро», в ходе которой оно наполняется вполне конкретным смыслом «частного интереса» весьма ограниченной группы людей. С нашей точки зрения, в современной медицинской литературе, посвященной, к примеру, этическим проблемам клинической трансплантации органов и тканей человека, все большее распространение получает эта весьма опасная тенденция, отдающая приоритет «частному интересу» над «добром» как «универсальным благом».
В конкретной ситуации современной клинической трансплантологии этические понятия «частный интерес» и «универсальное благо» наполнены следующим содержанием: понятие «частный интерес» представляет заинтересованность реципиента и врача-трансплантолога в получении донорского органа, понятие «универсальное благо» — сохранение основного условия человеческих взаимоотношений — воли и согласия к действию всех участников взаимоотношения. Принцип презумпции согласия, положенный в основу Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992), предполагает: «Изъятие органов и (или) тканей у трупа не допускается, если учреждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо либо его близкие родственники или законный представитель заявили о своем несогласии на изъятие органов и (или) тканей после смерти для трансплантации реципиенту» (статья 8)».
Другими словами, данный принцип допускает забор органов и (или) тканей у трупа, если погибший человек, или его родственники, или законный представитель не выразили на это своего несогласия. Другими словами, согласия нет, но подразумевается. Забор органов осуществляется вопреки воле умершего человека, без испрошенного и полученного согласия, вне зависимости от того, хотел ли умерший стать донором после смерти. На наш взгляд, забор органов без полученного согласия умершего человека, насильственно превращенного в донора, есть нарушение основного принцип воли и согласия человека вступать в подобное взаимоотношение. В силу этого весьма проблематичным выглядит суждение о том, что принцип презумпции согласия или предполагаемого (!) согласия является «единственно» верным и что «эта форма, на наш взгляд, верна для любого развитого общества» (там же, с. 147). По логике авторов выходит, что США, например, не являются развитым обществом, так как в этом обществе законодательно действует противоположный принцип — презумпция несогласия, обозначающий, что без юридически оформленного согласия каждого человека на забор его органов и (или) тканей врач не имеет права производить забор, как бы и кто бы ни был в этом заинтересован. Мы же разделяем точку зрения, что признаком развитого, прежде всего в нравственном отношении, общества является готовность людей к жертвенному спасению жизни, способность человека к осознанному, информированному и свободному согласию на донорство, на помощь другому человеку.
Этика является системой знания о человеческих взаимоотношениях. Понятие «доброе действие», «добро» под углом зрения этого определения весьма конкретно: оно предполагает учет воли и интересов всех участников взаимодействия и взаимоотношения. Специфика «этического» в трансплантации заключается в наличии трехсторонних отношений: реципиент — донор — врач. Информированное согласие на трансплантацию необходимо иметь не только от реципиента, но и от донора, который при жизни дал свое согласие на донорское использование своего тела после смерти. Это согласие или несогласие необходимо выполнять. В этом заключается уважение к человеческой личности, которое не ограничивается относительным временем жизнеспособности тела, но заключается в способности сохранения памяти о воле, желаниях, идеях, мыслей личности.
Признаком развитого общества является нравственная неспособность врачей нарушить право человека на волеизъявление и на согласие в любой форме: или украдкой, или лишь предполагая наличие согласия, или допуская в качестве руководящей и все оправдывающей идеи демагогическое суждение — «смерть служит продлению жизни». Продлению жизни человека служит осознанная, а не предполагаемая воля другого человека спасти человеческую жизнь. Именно такая нравственная воля, отражаясь в гражданском законодательстве, может стать преградой на пути не только к предполагаемым, но и реальным нравственным и юридическим преступлениям, которые вызываются «к жизни» и являются неизбежным следствием «существенных трансформаций» основных понятий морали и этики.
Известно, что этика как наука является весьма устойчивым образованием, в основе которой — моральные законы, регулирующие взаимоотношения людей. Как правило, они формируются национальными и мировыми религиями, которые не вступают в противоречие между собой относительно жизнеобеспечивающего значения главных моральных норм и ценностей — «добра», «милосердия», «помощи», «человеколюбия», «долга», «уважения к человеческой личности» и т. п. Специфика этического знания такова, что варианты его возможных «трансформаций» были известны уже в древности и их число весьма ограничено: это или отрицание моральных норм, или очередное обоснование приоритета частного «интереса», «пользы», «потребности» над универсальным «благом». Подобные «трансформации» постоянно сопровождают моральное сознание, видоизменяясь лишь на уровне временных и формальных характеристик аргументации. Подобные «трансформации» постоянны так же, как человеческая боль, которая описывается по-разному, на разных языках и разными людьми
Нельзя при этом не вспомнить известнейшего «трансформатора» морали — Ф. Ницше. Основой его позиции был также релятивизм, т. е. утверждение изменчивости и относительности моральных норм. Такая позиция не нова. И Ф. Ницше открыто и четко называл ее имморализмом (лат. im — (не) + moralis (нравственный)), свидетельствуя, прежде всего о своем противостоянии традиционному христианскому морально-этическому сознанию.
Наши авторы также полагают, что новые направления в медицине должны изменять этические принципы и моральные правила, вплоть до возникновения «новых» стандартов, но при этом вне морально-этической традиции они себя почему-то не ощущают, хотя, в точном смысле слова, она таковой вовсе не является и должна быть названа имморальной.
В 2000 году Юбилейный архиерейский Собор принял документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», значение которого для российского общества чрезвычайно велико. В разделе «Проблемы биоэтики» определено весьма четко: «... добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека».
Таким образом, правильный выбор и врача и пациента определяется нравственной культурой человека, опоре которой являются весьма устойчивые образования — нравственные закон регулирующие взаимоотношения людей и охраняющие жизнь. Двадцать век и его революционные изменения не повод для отказа от этих основ.
(Работа выполнена при поддержке РФФИ (проект № 00-06-80013))
* Печатается по журналу: «Медицинское право и этика», № 4,- 2000, с. 50-54.
Поделитесь с Вашими друзьями: |