О. А. учитель физкультуры Содержание Актуальность проблемы. Рабочая гипотеза. Теоретическая обоснованность применяемых методических разработок. Практический материал. Литература



Скачать 220.57 Kb.
Дата01.05.2016
Размер220.57 Kb.
ТипМетодические рекомендации
Методические рекомендации по проведению занятий лечебной физкультуры

Составила : Халявина О.А.- учитель физкультуры



Содержание

1.Актуальность проблемы.

2.Рабочая гипотеза.

3.Теоретическая обоснованность применяемых методических разработок.

4.Практический материал.

5.Литература.



Актуальность проблемы.

Современное состояние нашего общества требует гуманизации всех сторон его жизни. В связи с этим, особое место уделяется детям-инвалидам, имеющим недостатки в умственном и физическом развитии. Однако, практика коррекционно-педагогической и лечебно-восстановительной помощи умственно отсталым детям осложняется затруднениями в их физическом развитии.

Обеспечивая развитие двигательного аппарата, укрепляя здоровье, повышая работоспособность организма, физическое воспитание способствует сглаживанию и преодолению множества отклонений в умственном, физическом и моторном развитии. Поскольку , именно движение осуществляет непосредственно ту связь ребенка с окружающим миром, которая лежит в основе развития его психических процессов.

В настоящее время уделяется большое внимание, главным образом, вопросам развития как макромоторики, так и основных двигательных умений и навыков.

Однако, учитывая уровень интеллектуального развития и психолого-возрастных особенностей умственно отсталых детей, определено принципиально новое содержание методик с игровой направленностью («проведения по движению» и «направляющей помощи»), применяемых, в частности, для обучения детей-имбецилов. К ним относятся: специальные пальцевые упражнения с элементами конструктивной деятельности; упражнения коррегирующей гимнастики и дыхательные упражнения; упражнения с предметами, подобранные в соответствии с содержанием коррекционных задач, на основании учета индивидуальных особенностей детей-имбецилов.

Занятия необходимо строить на основе предлагаемых дидактических принципах, с учетом которых мы обосновываем следующие педагогические требования, определяющие систему занятий с детьми-имбецилами:

-всем упражнениям необходимо придавать игровой характер;

-занятия следует начинать с выполнения пассивных движений;

-при выполнении сложных для ребенка движений следует оказывать ему направляющую помощь на наиболее трудных этапах;

-в процессе упражнения рекомендуется сочетать его выполнение с проговариванием каждого движения совместно с ребенком;

-объяснение каждого следующего упражнения должно сочетаться с одновременным показом движения поэтапно и в целом;

-в процессе освоения можно предпринимать попытки по выполнению упражнения только по речевому заданию.

Умственно отсталые дети имеют отклонения, связанные с нарушениями деятельности вестибулярного аппарата, деятельность которого очень важна для координации движений, правильного распределения мышечного тонуса, для сохранения равновесия и правильной ориентации в пространстве.

Дети с нарушениями деятельности вестибулярного аппарата часто имеют шаркающую походку, их движения недостаточно координированы, их равновесие может быть легко нарушено, правильная ориентировка в пространстве затруднена.

Недостатки в регуляции равновесия и деятельности вестибулярного анализатора приводят к развитию приспособительных реакций в статистике и моторике, в частности к возникновению таких дефектов, как широкая постановка ног при ходьбе и беге, увеличение плоскостопия и изогнутости позвоночника.

Рабочая гипотеза

У детей-имбецылов наблюдается определенное отставание в физическом развитии и физической подготовленности. У многих детей отмечается сложная структура дефекта, т.е. присутствуют:



  • Нарушение зрения;

  • Дефекты осанки(сколиоз, сутуловатость, плоскостопие);

  • Нарушение вестибулярной устойчивости и координации;

  • Снижение скорости движений и скорости двигательных реакций.

Систематическое применение специально подобранных физических упражнений, направленных на устранение недостатков физического развития и двигательных функций у детей, позволяет сократить это отставание.

Теоретическая обоснованность применяемых методических разработок

1.Подготовка мышц, обеспечивающих правильную осанку и упругие свойства стопы.

Нарушение осанки ребёнка приводит к значительным отклонениям от нормы. В таких случаях даже лечение в условиях клиники бывает недостаточно радикальным. Очень часто из-за слабого развития мускулатуры у детей появляются нарушения осанки, ухудшается походка, уплощаются своды стоп. Принято считать , что мышцы стопы, регулярно работающие при ходьбе и беге всегда достаточно тренированы. На самом деле это не так. Все упражнения, выполняемые с опорой на ноги, увеличивают, прежде всего, силу икроножных мышц, связанные со стопой ахилловым сухожилием, эти мышцы приводят стопу в действие. В это же время мышцы стопы (принимающие на себя вес тела занимающегося, а также все возникающие при движении реактивные силы) работают в уступающе- преодолевающем режиме. При этом большую часть времени мышцы стопы подвергаются растягиванию. Если в тренировки не включают специальные упражнения для развития мышц стопы, происходит постепенное опускание её сводов, снижение рессорных (упругих) свойств.

Снижение упругих свойств стопы влечет за собой цепочку травм опорно-двигательного аппарата (стопы, ахиллова сухожилия, коленного сустава), включая и перегрузку позвоночника. Во время бега, прыжков, при выполнении метаний и других упражнений, значительные нагрузки испытывает позвоночник. При снижении рессорных свойств стопы , недостаточном развитии мускулатуры ног происходит нарушение осанки , так как она требует гармоничного развития всех мышц.

Предлагаемые мною комплексы упражнений , поддерживающие и развивающие рессорные свойства стопы, помогают защитить стопу от деформации практически при любых нагрузках.



Методические рекомендации:

Комплексы упражнений применяются на каждом занятии. Дозировка 2-4 минуты. Количество повторений определяется степенью усталости мышц. Начинать рекомендую с 10-20 движений, постепенно увеличивая дозировку.



Комплекс упражнений №1

М.У. (Методические указания)

1. Ходьба на носках, руки вверх.

М.У.- туловище держать прямо.

2. Ходьба на пятках, не сгибая ноги, руки на поясе.

М.У.- туловище держать прямо.

3. Ходьба на наружной части стопы, перекатом от пятки к мизинцу.

М.У.- туловище держать прямо.

4. Ходьба на внутренней части стопы.

М.У.- ноги ставить по одной линии, руки в стороны.



Комплекс упражнений №2

Упражнения сидя на полу.

1. «Гусеница»-сгибая пальцы и стопу двигаясь вперёд (без толчка).



upr_plosk6.gif

2. Подтянуть пальцы к себе и стопу , слегка наклониться вперёд и перенести вес тела на переднюю часть стопы. Резко разгибая стопу и отталкиваясь пальцами продвигаться назад.

3. «Кораблик»- сидя на полу с согнутыми коленями и прижимая подошвы ног друг к другу постепенно старается выпрямить колени до тех пор , пока пальцы и пятки ног могутбыть прижаты друг к другу (стараясь придать ступням форму кораблика)

. upr_plosk7.gif

4. «Мельница»- сидя на полу с выпрямленными ногами , описывает ступнями круги в двух направлениях.

upr_plosk8.gif

5. «Серп»- сидя на полу с согнутыми коленами, ставит подошвы ног на пол (расстояние между ними 20 см). Согнутые пальцы ног сначала сближаются, а затем разводятся в разные стороны , при этом пятки остаются на одном месте.



upr_plosk9.gif

6. «Барабанщик»- сидя на полу с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигает ступнями вверх и низ, касается пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.



upr_plosk10.gif

Комплекс упражнений №3

1.Ходьба по канату, лежащему на полу.

2.Ходьба по гимнастическим палкам, лежащим на полу вдоль зала.

3.Сидя на скамейке обхватить палку пальцами ног. Палку приподнять и опустить5-6 раз.



Комплекс упражнений №4

1.Ходьба по скакалке, лежащей на полу- пятки вовнутрь.

2.Ходьба по обручам, лежащим на полу.

3.Сидя на скамейке перекатывать, перекладывать и поднимать карандаши, палочки, кубики…

4. Ходьба по рейкам гимнастической стенки.

5. Ходьба по тренажеру «Бегущая дорожка».



Упражнения для развития правильной осанки.

1.Положить мешочек с песком или солью на голову и походить в течении 1 мин. по залу.

2.Передвигаясь с мешочком на голове, встать на скамейку и сойти с неё 5-6 раз.

3.С мешочком на голове сесть на скамейку и встать. Темп медленный. Повторить 5-6 раз.

4.Стоя у стены с мешочком на голове согнуть и подтянуть поочередно левое , а затем правое колено к груди. Темп средний. Повторить 5-6 раз.

5. Стоя у стены с мешочком на голове подтянуть руки вверх, присесть. Темп медленный. Повторить 5-6 раз.

6. С мешочком на голове опустить на колени, сесть на пятки и встать. Темп медленный. Повторить 5-6 раз.

7. С мешочком на голове пройти по прямой вперед , повернуться спиной назад. То же закрытыми глазами. Темп медленный. Повторить 5-6 раз.

8. С мешочком на голове пройти по веревке, лежащей на полу (4-6 м) с открытыми и закрытыми глазами. Темп медленный. Повторить 5-6 раз.

9. С мешочком на голове сесть на стул и встать. Темп медленный. Повторить 5-6 раз.

10. С мешочком на голове встать на скамейку и пройти по ней. Темп медленный. Сойти со скамейки.

11. С мешочком на голове опустить на колени, руки вперёд и встать. Темп медленный. Повторить 5-6 раз.

12. С мешочком на голове встать на стул, руками держать за сидение, подняться на прямые ноги. Темп медленный. Повторить 5-6 раз.

Методические указания:

При выполнении данных упражнений использовать тканевые мешочки 15-20 см, вес которых не менее 100 грамм.



2.Тренировка вестибулярной устойчивости.

Есть прямая тесная связь между физическим развитием, физической подготовленностью детей и функционированием вестибулярной системы. Тренированный вестибулярный анализатор повышает координационные способности: пространственно-временную ориентировку, способность к связи или согласованию движений, равновесия, способность к реакции.

Недостаточно развитый и слабо тренированный вестибулярный анализатор может быть причиной серьёзных травматических повреждений, вызвать затруднения в формировании двигательного навыка, что особенно заметно при работе с умственно-отсталыми детьми: на адекватную вестибулярную нагрузку дети, занимающиеся физическими упражнениями, отвечают дискоординацией вертикального положения тела при стоянии, шатающейся походкой, нарушением пространственно-временной ориентировки, координации движений, ухудшением времени двигательной реакции, показателей мышечно-суставной чувствительности. Встречаются и более сложные реакции на вестибулярную нагрузку: головокружения, побледнение или покраснение лица, тошнота, рвота.

Вестибулярный анализатор состоит из отолитового аппарата и полукружных каналов:



  • отолитовый рецептор подвергается непрерывному воздействию гравитационного ускорения, уменьшение которого ощущается как изменение положения тела или головы;

  • полукружные каналы расположены в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях: сагиттальной, фронтальной, горизонтальной. Раздражителями для них являются угловые ускорения, возникающие при вращательных движениях.

Вестибулярный анализатор выполняет ряд функций:

  • пространственно-временного анализа движений на опоре и в безопорном положении;

  • равновесие тела;

  • устойчивость к укачиванию;

  • противостояние радиоактивным и отравляющим веществам;

  • устойчивость к изменению атмосферного давления.



  • Степень тренированности вестибулярного анализатора характеризуют два показателя: чувствительность (способность воспринимать и реализовать нагрузку) и устойчивость (способность противостоять сколь угодно большой нагрузке).

У детей активное улучшение вестибулярной чувствительности и устойчивости происходит до 12 лет.

При выполнении физических упражнений с закрытыми глазами, ответственность вестибулярного анализатора за точность позы или качество движения многократно возрастает.

Мною составлены комплексы специально подобранных упражнений, направленные на тренировку вестибулярной устойчивости. Объём, дозировку, продолжительность, интенсивность упражнений подбираю с учетом самочувствия, реакции ученика на нагрузку.

Комплекс упражнений №1

1.Ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени.

М.У. Движения рук из различных положений: за головой, на поясе, в стороны, вперед и т.д.

2.Бег с ускорением и остановками.

3.Статистическое равновесие: стойка с сомкнутыми стопами; стойка по линии (носок соединен с пяткой), на стопе левой и на пятке правой; на стопе правой и на носке левой.

М.У.Фиксировать с открытыми и закрытыми глазами.

4.Акробатические упражнения: перекаты вперед, назад, в сторону в группировке.

М.У.С открытыми и закрытыми глазами.



Комплекс упражнений №2

Вариант №1

1.Ходьба с поворотами, выпадами, приставными шагами. Спиной по направлению движения.

М.У. Движение рук произвольно.

2.Прыжки на одной и обеих ногах- частые невысокие и максимально высокие (резкие).Прыжки вверх с приземлением в глубокий присед и выпрыгиванием вверх.

М.У. Руки помогают выпрыгиванию и приземлению.

3.динамическое равновесие:

А.

1.-наклон;



2.-исходное положение;

3.-наклон головы назад;

4.-исходное положение.

Б.

1.-поворот туловища влево;



2.- исходное положение;

3.-поворот туловища вправо;

4.-исходное положение.

В.

1.-наклон влево, руки вверх;



2.- исходное положение;

3.-наклон вправо, руки вверх;

4.-исходное положение.

Г.

1.-наклон головы назад;



2.- исходное положение;

3.-присед, руки вверх;

4.-исходное положение.

Вариант №2 (усложнения)

1.В стойке на носках.

2.В стойке на возвышении (скамейка, бревно).

3.С закрытыми глазами.

4.Увеличение темпа выполнения.

М.У. При выполнении динамического равновесия с места не сходить.

Акробатические упражнения:

И.П.- сед, руки в стороны.

1.- группировка;

2.- перекат назад;

3.- перекат вперед;

4.-исходное положение.



Комплекс упражнений №3

1.Ходьба по размеченным ориентирам, деформирующей опоре (песок, поролон, гимнастические палки, канат, гимнастическая стенка).

М.У. Без обуви.

2.Бег с поворотами, спиной по направлению движения. Темповыми подскоками.

3. Упражнения в равновесии: стойка на пятках, стойка на носках, стойка на сомкнутых носках. Равновесие «Ласточка».

М.У. Фиксировать с открытыми и закрытыми глазами.

4. Акробатические упражнения:

И.П.- лежа на спине.

1-2 перекат направо на 360 ⁰;

3.- сед в группировке;

5.- перекат вперед;

6.- лечь;

7,8- перекат на 360 ⁰.

Комплекс упражнений №4

1.Ходьба по наклонной плоскости, на возвышении, лабиринту контрастных высот, составленных из имеющихся в зале скамеек, бревен, козла, коня, гимнастической стенке и других спортивных снарядов.

М.У. Движения рук произвольные, направленные на сохранение равновесия.

2.Прыжки, продвигаясь вперед, влево, вправо, назад.

М.У. Руки на поясе, согнутые в логтях и помогают прыжку вверх.

3.Упражнения в равновесии: стойка на носке, другая нога отведена назад к низу (согнута вперед);боковое равновесие, заднее равновесие. Руки вдоль туловища, на поясе, вперед, в стороны, вверх. В различных промежуточных положениях.

М.У. Фиксировать с открытыми и закрытыми глазами.

Комплекс упражнений №5

1.Разноименная ходьба. На носках, пятках, на внешней и внутренней стопе, по перевернутым скамейкам, с поворотами и приседаниями.

М.У. Движения рук из различных положений: за головой, на поясе, в стороны, вперед и т.д.

2.Бег индивидуально, в парах, шеренгах, влево, вправо, назад. Шаги галопа, польки.

3. Упражнения в равновесии:

Равновесие «Ласточка»-положение рук в стороны, вперед, назад, с обручем, с гимнастической палкой.

4.Акробатические упражнения:

Стоя: на лопатках, на голове и руках, на предплечьях, на груди , на руках с помощью (самостоятельно).

М.У. Фиксировать с открытыми и закрытыми глазами.

Комплекс упражнений №6

1.Ходьба по бревну: поменяться местами с партнерами.

2.Бег вдвоем на трёх ногах (две ноги связаны веревочкой).

3.Упражнения в парах:

-вращения влево (вправо)вдвоем, взявшись за руки;

-прыжки ноги врозь через партнёра, выполняющего кувырок;

4.Прыжки с высоты: бревно, конь, козел, гимнастическая стенка, высота (от30-120 см). Прыжки с поворотом на 90-180⁰. Прыжки согнув ноги , ноги врось…

М.У. Методы организации занимающихся: индивидуальный, парный, групповой, игровой, фронтальный. Объем, дозировку, продолжительность и интенсивность упражнений выбираю с учетом самочувствия, реакции ученика на нагрузку, возрастных, половых и индивидуальных особенностей.



3. Развитие и совершенствование координационных способностей.

Упражнения с мячами- важное средство развития и совершенствования координационных способностей.

Упражнения с мячом тогда будут способствовать развитию координационных способностей, когда они , являясь знакомыми и в какой-то степени привычными для занимающихся по двигательным движениям, в тоже время выполняются:

1.При заданном изменении отдельных характеристик (пространственных, временных, силовых или их сочетаний).

2.При изменении привычного способа двигательного действия.

3.В непривычном сочетании.

4.При различных внешних условиях.

5.Должны содержаться элементы новизны.

Составленные мною комплексы упражнений с большими и малыми мячами для умственно-отсталых детей, даются в порядке возрастающей сложности. Они направлены на развитие нескольких координационных способностей. Это, к примеру, способность к ориентированию в пространстве и быстроте перестроения двигательных действий, способность точно воспроизводить, дифференцировать, отмеривать и оценивать пространственные, временные и силовые параметры движений, способствовать к ритму и реакции.

Методические рекомендации:

Чтобы учащиеся успешно овладели умениями и навыками в бросках и ловле больших и малых мячей, демонстрировали высокий уровень развития координационных способностей необходимо учитывать некоторые особенности использования упражнений: общее количество повторений упражнений в бросках и ловле мяча должно быть достаточно большим (20-30 раз). Следует также обращать внимание на то, чтобы каждый бросок занимающиеся выполняли в соответствии с заданием учителя.

При обучении двигательным действиям с мячами необходимо идти от простых и доступных упражнений к более сложным.

Для совершенствования координационных способностей, проявляемых в упражнении с мячами, обычно провожу 1-2 эстафеты или 1-2 подвижные игры.

Подвижные игры, развивающие координационные способности: «Подвижная цель», «Метко в цель», «Мяч соседу»…

Упражнения с большим мячом, развивающие координационные способности.

Комплекс упражнений №1

1.Высокое подбрасывание мяча с последующей ловлей.

2.Подбрасывание мяча и ловля его двумя руками за спиной.

3.Подбрасывание мяча за спиной и ловля его перед собой.

4.Передача мяча разными способами, чередуя их с ударами о пол.

Комплекс упражнений №2

1.Передача мяча из-за спины левой и правой рукой в парах.

2.Наклон вперёд, мяч между ног подбросить за спиной, повернуться на 180° и поймать мяч.

3.Высоко подбросить мяч, повернуться на 180-360° и поймать его.

4.Ведение правой и левой рукой с изменением направления движения.

Комплекс упражнений №3

1.Стоя по кругу. Передача мячей партнерам на скорость с постепенным выбыванием, если у одного учащегося окажется два мяча.

2.Бросок мяча в цель, нарисованную на высоте 1,5-2м. разными способами.

3.Перебрасывание мяча через волейбольную сетку, натянутую на высоте 2 м, в заданные квадраты (мишени).



Комплекс упражнений №4

1.Ведение мяча в сочетании с остановкой, передачей или броском.

2.Двое или трое против одного. Передачи в парах, тройках противодействии одного партнёра.

3.Прогнутся с мячом назад, мяч ударить об пол между ног, выпрямиться и поймать мяч, отскочивший от пола.

4.Кручение мяча на одном из пальцев руки.

Упражнения с малым мячом, развивающие координационные способности.

Комплекс упражнений №1

1.Броски мяча вверх правой (левой) рукой с последующим хлопком в ладони (перед грудью или за спиной),с последующей ловлей двумя руками, увеличивая количество хлопков до 3-4 раз.

2.Бросок мяча вверх правой рукой и ловля его левой рукой, затем наоборот.

3.Бросок мяча вверх с последующим поворотом на 180-360° и ловлей двумя руками.

4.Стоя на расстоянии 4-5м от стены, бросок мяча из-за головы в стену. Присесть, встать и поймать мяч двумя руками.

Комплекс упражнений №2

1.Метание мяча в вертикальную мишень (круги диаметром 30,60,90см) с расстояния 4-5м.

2.Метание мяча в стену с расстояния 6-10м в полную силу на дальность отскока.

3.Броски мяча вверх правой рукой и ловля его левой, затем наоборот- броски мяча левой рукой и ловля правой рукой после приседания.

4.Броски мяча в движущейся обруч с расстояния 3м.

Комплекс упражнений №3

1.Метание малого мяча по движущейся цели- медленно катящемуся на расстоянии 4-6 м большому мячу.

2.Метание мяча в горизонтальную мишень (круги 10,30,60,90 см) с расстояния 4-7 м.

3.Броски мяча из-за головы в стену с расстояния 4-6 м и ловля его двумя руками, затем одной рукой после отскока от пола и после поворота кругом.

4.Бросок мяча вверх, присесть, встать и поймать мяч двумя руками.

Комплекс упражнений №4

1.Метание мяча на дальность правой и левой рукой из исходного положения: с колена, с шага, с 3 шагов, из положения лежа.

2.Броски и ловля мяча в тройках, стоя по кругу.

3.Стоя по периметру квадрата, броски и ловля мяча с последующим переходом по часовой и против часовой стрелки.

4.Броски мяча в цель, стоя к ней спиной: бросить мяч над головой или над плечом и попасть в цель, удалённую на 2 м. Диаметр цели 30,60,90 см.

Методические рекомендации:

При обучении двигательным действиям с мячами необходимо идти от простых, доступных упражнений к более сложным. Для того чтобы демонстрировали хорошие результаты необходимо 30-40 повторений упражнений.



4. Лечебная гимнастика для глаз (профилактика близорукости).

Вся обстановка обучения в школе и дома с тем обстоятельством, что дети постоянно смотрят на близлежащие предметы- это могут быть книги, тетради, классная доска, телевизор и др.

Окружение человека близкими предметами ставит глаза в невыгодное положение – мышцы глаз находятся в постоянном напряжении, не работая активно. Возникают застойные явления, которые приводят к развитию близорукости.

Близорукость в школах достигла катастрофических размеров. Сейчас 3 из 10 выпускников не могут выбрать себе профессию из-за зрения, а 6,7 человек из 10 имеют средние зрительные нарушения.

Опыт исследований и педагогических экспериментов показал, что на уроках физкультуры и ЛФК рационально применять простые и доступные упражнения для глазодвигательной и цилиарной мышцы глаза.

Возможности занятия представляются неограниченными - это применение различных тренажеров и специальных упражнений, а именно:



Тренажер Базарного В.Ф

articles/312963/image1.jpg (13753 bytes)

Методика Э.С. Аветисова.


Специальные упражнения для глаз по Э.С. Аветисову – это движение глазными яблоками во всех возможных направлениях вверх-вниз, в стороны, по диагонали, а также упражнения для внутренних мышц глаз. Их надо сочетать с общеразвивающими, дыхательными и коррегирующими упражнениями. При выполнении каждого из них (особенно с движениями рук) можно выполнять и движения глазного яблока, фиксируя взгляд на кисти или удерживаемом предмете. Голова при этом должна быть неподвижной. Амплитуда движения глазного яблока максимальная, темп средний или медленный. Важно строго соблюдать дозировку специальных упражнений. Начинать следует с 4-5 повторений каждого из них, постепенно увеличивая до 8-12.

Упражнения Аветисова (1985 г.). Они состоят из трех групп упражнений. Исходное положение в двух первых группах — сидя.

Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)

Упражнение 1.

Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.

Упражнение 2.

Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.

Упражнение 3.

Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

Упражнение 4.

Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4 раза.

Упражнение 5.

Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуги и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.

Группа вторая (для укрепления глазодвигательных мышц)

Упражнение 1.

Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.

Упражнение 2.

Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.

Упражнение 3.

Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так — 8-10 раз.

Упражнение 4.

Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении и повторите 4-6 раз.

Группа третья (для улучшения аккомодации – способности хрусталика менять форму, т.е. становиться более или мене выпуклым и соответственно сильнее или слабее преломлять попадающие в глаз лучи солнца).

В этой группе упражнения выполняются из положения стоя.

Упражнение 1.

Смотрите обоими глазами вперед в течение 2-3 секунд, затем переводите взгляд на палец правой руки, поставив его перед лицом до уровня носа на расстоянии 25-30 сантиметров, и через 3-5 секунд руку опустите; повторите так 10-12 раз.

Упражнение 2.

Обоими глазами смотрите 3-5 секунд на указательный палец левой руки, вытянутый перед лицом, затем, сгибая руку, приближайте палец к носу до тех пор, пока палец не начнет двоиться; и так — 6-8 раз. Упражнение облегчает работу на близком расстоянии.

Упражнение 3.

В течение 3-5 секунд смотрите обоими глазами на указательный палец вытянутой правой руки, после чего прикройте левой ладонью левый глаз на 3-5 секунд, а правую руку в это время сгибайте и разгибайте. То же самое делайте, закрывая правой рукой правый глаз; повторите 6-8 раз.

Упражнение 4.

Его называют «Метка на стекле». Находясь в 30-35 сантиметрах от оконного стекла, прикрепите к нему на уровне глаз круглую цветную метку диаметром 3-5 мм., затем вдали от линии взора, проходящего через метку, наметьте для зрительной фиксации какой-либо объект. Смотрите, не снимая очков, обоими глазами на эту метку 1-2 секунды, затем переведите взор на намеченный объект в течение 1-2 секунд, после чего поочередно переводите взор то на метку, то на объект. В первые два дня — 5 минут, в остальные дни — 7 минут. Повторяйте систематически с перерывами в 10-15 дней. Упражнение можно выполнять не только двумя, но и одним глазом 2-3 раза в день.

Методика Н. Исаевой


Бывают ситуации, когда упражнения для глаз приходится выполнять не сидя или стоя, а лежа. Наиболее доступен в этих случаях предлагаемый ниже комплекс. В нем каждое из четырех упражнений выполняется обоими глазами в течение сперва 5 секунд, затем, добавляя ежедневно по одной секунде, доводите это время до 1-2 минут.

Упражнение 1.

Обоими глазами смотрите на кончик носа. Время — как сказано выше.

Упражнение 2.

Смотрите вверх — на пространство между бровями.

Упражнение 3.

Смотрите на левое плечо.

Упражнение 4.

Смотрите на правое плечо.

Упражнение 5.

Оно выполняется по-другому: вращайте обоими глазами по часовой стрелке, фиксируя взгляд на пространстве между бровями и кончике носа, затем то же самое сделайте в противоположную сторону — против часовой стрелки; повторите упражнение 4-5 раз.

5. Релаксация

Релаксацию можно проводить как в начале или середине занятия, так и в конце — с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта. Интеграция в теле — релаксация, самонаблюдение, воспоминание событий и ощущений — является частью единого процесса. Эти три составляющие создают необходимые условия для осознания ребенком ощущений и навыков, усвоенных в ходе занятия. Мы учим ребенка произвольно расслаблять мышцы, эмоционально успокаиваться, настраиваться на предстоящую работу, а также снимать эмоциональное напряжение после стрессовых ситуаций.

При выполнении специальных упражнений на релаксацию, а также в начале, середине или конце занятия, когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы, рекомендуется: принять удобную позу, расслабившись и закрыв глаза, выполнить несколько циклов глубокого дыхания, прослушивая соответствующую музыку и вызывая в воображении (визуализируя, представляя) нужные цвета или образы.

Релаксационные упражнения

Несколько возможных сценариев дня релаксации продолжительностью около 5 мин.:


Дети ложатся на пол, закрывают глаза, каждый принимает одну из предложенных педагогом или просто удобную для себя позу, делает 3-4 цикла глубокого дыхания в индивидуальном темпе.

1. «Пляж». Представьте, что вы лежите на теплом песке и загораете. Ласково светит солнышко и согревает нас. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу. Почувствуйте позу, в которой вы лежите. Удобно ли вам? Попытайтесь изменить свою позу так, чтобы вам было максимально удобно, чтобы вы были максимально расслаблены. Попробуйте представить себя всего целиком и запомните возникший образ (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и не спеша встаем».

2. «Ковер-самолет». Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивают; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают... Далеко внизу проплывают дома, леса, поля, реки и озера... Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза)... Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем. Для выдоха из длительной (более 10 мин.) глубокой релаксации и возвращения в состояние «здесь и сейчас», лежа на спине, выполнить последовательно упражнения, каждое из которых занимает около 30 сек.

- сделать 3 — 5 циклов глубокого дыхания;

- потянуться всем телом, вытягивая руки за голову и носки ног от себя;

- поднять одно колено, перекинуть его через другую ногу и постараться достать им до пола.

Плечи при этом должны оставаться на полу. Повторить движения несколько раз в каждую сторону; потереть ладонь о ладонь и подошву, о подошву; подтянуть колени к груди и обхватить их руками. Прокатиться несколько раз на спине вперед-назад, раскачиваясь, как «корзиночка» («качалка»), или перекатываясь, как «бревнышко». Делать его нужно на ровной и достаточно мягкой поверхности.

Литература

1.Шестопалов С.В. Физические упражнения. Ростов -на- Дону «Проф -Пресс», 2001

2.Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории. М., «Просвещение», 1991

3.Феоктистова В.Ф., Плиева Л.В. К здоровью через движение. Волгоград, «Учитель», 2010

4.Голомидова С.Е. Физкультура. Нестандартные занятия. Подготовительная группа. Волгоград, ИТД«Корифей»,2010

5.Былевич Л.В., Коротков И.М. Подвижные игры. М. 1982

6.Вильчковский Э.С. Развитие двигательной функции у детей. М. 1983

7.Гугин А.А. Уроки физической культуры. М. «Просвещение»,1977

8.Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьника. Ю.У.кн.изд. 1980

9.Гуревич И.А.Круговая тренировка. Минск, «Высшая школа»1985

10.Жимоедов А.С. В помощь преподавателю физической культуры: методические рекомендации. Челябинск,1993

11. Палыгина В.Д. Гимнастика. М. 1980

12.Спортивная медицина(под редакцией Каримана В.Л.), М. 1980

13.Хедман Р. Спортивная физиология. М.1980

14.Физиология мышечной деятельности (под ред. Коца Я.М.). М. 1982

15.Видянкин М.В. Начинающему учителю физкультуры. Волгоград,2002

16.Интернет - ресурсы.

17. Бутко Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития. Москва «Книголюб» , 2006 г.

18. Якубович М.А. , Преснова О.А. Коррекция двигательных и речевых нарушений. Москва , «Владос», 2006 г.

19. Н.И. Дереклеева. «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы» Мастерская учителя. Москва, «ВАКО», 2003 г.



20. Е.С. Черник. Физическая культура во вспомогательной школе. Москва, «Учебная литература», 1997 г.



Каталог: DswMedia
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование влияния эми сотового телефона на живые организмы. Работу ученица 11 класса
DswMedia -> Работу выполнил
DswMedia -> Предметная неделя «Новое поколение за здоровый образ жизни!»
DswMedia -> Конкурс научно-исследовательских, проектных и творческих работ учащихся
DswMedia -> Всё о вреде курения
DswMedia -> Семинар «факторы риска профессиональной деформации личности педагога. Профилактика и коррекция синдрома выгорания»
DswMedia -> Исследовательская работа Исследование уровня профессионального выгорания педагогов мбоу сош№1 Работу ученица 9 класса
DswMedia -> Учебное пособие для студентов по специальности «Сестринское дело»

Скачать 220.57 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница