Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными
возможностями здоровья.
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 5 VIII вида
Рассмотрено: Согласовано: Утверждено:
Руководитель ШМО Зам. директора по УР Директор С(к)ОШ № 5
О. А. Семёнова ____ С. Е. Чудихина _______ О.В. Смольянинова _____
Пр. № _____ «_____»______2014 г. «____»______2014 г.
«____»______2014 г.
Рабочая программа элективного курса «Подросток в обществе»
для 7 класса.
Автор:
Чуркина Ольга Сергеевна,
учитель истории и обществознания
I категории
г. Кыштым
2014 г.
Пояснительная записка.
Элективный курс «Подросток в обществе» предназначен для учащихся 7 класса специального (коррекционного) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида. Курс носит пропедевтический характер перед началом изучения предмета «Обществоведение», преподавание которого начинается в 8 классе.
Актуальность данного курса состоит в том, что учащиеся специальной (коррекционной) школы VIII вида больше чем остальные подростки нуждаются в педагогической помощи и сопровождении в период переходного возраста. На уроках «Обществоведения» в 8 и 9 классе происходит знакомство учащихся с основными принципами правового государства, с такими понятиями как государство, конституция, права и обязанности гражданина. Но, осознание себя не только политической единицей, а членом общества, участником социальных отношений, приходит раньше, когда ребенок попадает в школьный коллектив.
Быть социально адаптированным – это значит научиться жить в тех, условиях, которые создает окружающее общество, и уметь взаимодействовать с людьми. Основы социальной адаптации закладываются в семье, но, немаловажную роль в деле становления личности подростка играет школа. Особенность специальной (коррекционной) школы для обучающихся с ОВЗ VIII вида состоит в том, что ребенок проводит здесь большую часть дня. Школа становится для него привычной средой обитания, и, выходя за ее пределы, дети, имеющие нарушения интеллекта, нередко испытывают проблемы в создании и поддержании нормальных отношений с окружающими. Эта трудность усугубляется именно в подростковом возрасте, когда ребенок взрослеет, подвергает критике слова взрослых, пытается выстроить собственную систему ценностей. На занятиях курса «Подросток в обществе» предполагается не только знакомство с особенностями подросткового возраста, но и нравственное воспитание детей с ОВЗ, помощь в освоении социальных норм и правил.
Цель курса:
-
Развитие личности в ответственный период физического и социального взросления человека;
-
Помощь в социальной адаптации детей с ОВЗ;
-
Нравственное, этическое воспитание школьников.
Задачи курса:
-
Освоение учащимися базовых знаний об особенностях подросткового (переходного) возраста, о социальной среде, которая окружает ребенка, о ее влиянии на его личность;
-
Формирование и развитие у учащихся способности самостоятельно взаимодействовать с окружающими и ориентироваться в настоящей действительности (через практические занятия).
В результате освоения данного курса учащийся должен знать / понимать:
- единство биологической и социальной составляющих человека;
- психологические особенности подросткового возраста;
- основные составляющие социальной среды подростка.
Уметь:
- анализировать и оценивать социальные ситуации с точки зрения общественного одобрения или осуждения;
- приводить примеры, формулировать собственное мнение (с помощью учителя);
- под руководством учителя проводить поиск необходимой информации из различных носителей (СМИ, учебный текст, Интернет и другие адаптированные источники);
- использовать приобретенные знания и умения в выполнении социальных ролей, типичных для подростка:
Данный курс рассчитан на один учебный год - 34 часа, 1 час в неделю.
Реализуя системно - деятельностный подход около половины материала предназначено для освоения и закрепления через анализ социальных ситуаций, выполнение практических заданий, психологических тестов, встречи с интересными людьми. Одним из основных методов работы при изучении тем элективного курса является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления об окружающей социальной среде, скорректировать и дополнить их, активизировать познавательную активность, речевую деятельность, внимание и память школьников.
Учебно – тематический план занятий элективного курса составлен на основе авторской программы Козленко С.И, Козленко И.В. Обществознание. Программа курса для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений. – М.:ООО «ТИД «Русское слово- РС», 2008.
Программа курса
№
|
Тема.
|
Общее количество часов
|
В т.ч. теория
|
В т.ч. практика
|
1.
|
Личность подростка
|
11
|
6
|
5
|
2.
|
Подросток в социальной среде
|
8
|
4
|
4
|
3.
|
Подросток и закон
|
5
|
3
|
2
|
4.
|
Образ жизни подростка
|
6
|
3
|
3
|
5.
|
Подросток и его жилая среда
|
3
|
1
|
2
|
6.
|
Итоговое повторение
|
1
|
|
1
|
|
Итого:
|
34
|
17
|
17
|
Содержание образования
Глава I. Личность подростка (11 часов)
Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст — период перехода от детства к подростковой жизни (юности).
Особенности подросткового возраста. Задачи подросткового возраста. Важнейшие особенности подросткового возраста: частичная принадлежность подростка к группе детей, частичная — к группе взрослых. Проблемы подросткового возраста. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Самооценка. Неравномерность развития подростков. Понятие «личность». Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства
Способности человека. Общие и специальные способности. Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Выдающаяся личность
Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности.
Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства. Искусство общения как обязательная черта лидера.
Глава II. Подросток в социальной среде (8 часов)
Социальная среда подростка. Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих. Общество — совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Групповое давление.
Межличностные отношения — отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. «Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений. «Мы» — те, к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» — кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. Различия между «своими» и «чужими».
Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих». Молодежь — большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные.
Глава III. Подросток и закон. (5 часов)
Юридические границы подросткового возраста. Наличие прав и обязанностей — юридическая характеристика человека. Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Соотношение прав и обязанностей. Ответственность. Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность. Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Гражданин. Обязанности граждан Российской Федерации.
Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни. Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Принудительные меры воспитательного воздействия. Административные нарушения и меры административной ответственности.
Глава IV. Образ жизни подростка. (6 часов)
Подросток в обществе риска. Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого. Источники риска в жизни современных подростков.
Одиночество. Причины появления одиночества в юности. Одиночество — сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества — удовлетворение стремления к уединению
Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах.
Досуг и отдых — составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура. Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Музеи как научные, исследовательские, просветительские учреждения. История возникновения и развития музеев.
Спорт . Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения.
Глава V. Подросток и его жилая среда. (4 часа)
Город — особая среда обитания. Возникновение первых городов. Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Плюсы и минусы городской жизни.
Село. Характеристика села. Происхождение слова «село». Отличие жизни горожан и сельчан. Укрупнение сел. Появление сел городского типа.
Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.
Дом — человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище. Требования к современному жилищу — дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека.
Календарно – тематический план.
-
Тема занятия
|
Количест-во часов
(теория /практика)
|
Вид занятия
|
Методы и формы работы на занятии
|
Дата проведе-ния
|
1. Личность подростка
1. Переходный возраст.
2. Задачи и трудности подросткового возраста.
3. Задачи и трудности подросткового возраста
4. Быть взрослым.
5. Физические изменения у подростков.
6. Психологический портрет личности: интеллект, способности, чувства, эмоции.
7. Психологический портрет личности: темперамент, характер
8. Самооценка подростка.
9. Выдающаяся личность.
Известные люди области, города. НРК
10. Как стать лидером.
11. Повторение по главе 1.
|
11
(6/5)
|
Теория
Теория
Практика
Практика
Теория
Теория
Практика
Теория
Теория
Практика
Практика
|
1.Беседа об особенностях подросткового, переходного возраста. Проблемный вопрос: почему этот возраст называют «трудным» возрастом?
2. Совместная работа с текстом учебника, выявление основных задач, требующих решения в подростковом возрасте.
3. Практическое задание: составление таблицы «Задачи подросткового возраста и пути их решения», создание памятки «Как преодолеть трудности переходного возраста».
4. Решение психологического теста «Насколько я самостоятелен»
5. Беседа об основных признаках взросления с приглашением мед. работника школы.
6. Совместная работа с текстом учебника. Знакомство с понятиями: характер, темперамент.
7. Практическая работа: составление психологического портрета школьника. Определение типа темперамента по диагностике Айзенка.
8. Знакомство с понятием «самооценка». Ее виды. Проблемный вопрос: от чего зависит самооценка подростка?
9. Совместная работа с текстом учебника. Определение понятия «выдающаяся личность».
10. Практическая работа. Составление перечня качеств лидера.
11. Создание газеты «Этот интересный и сложный возраст». С советами для подростков и занимательными тестами для учащихся школы.
|
|
2. Подросток в социальной среде
1. Социальная среда подростка.
2. Подросток в группе.
3. Межличностные отношения.
4. «Мы» и «Они».
5. Мир знакомых и незнакомых людей.
6. Социальный портрет молодежи.
7. Молодежь города Кыштыма. НРК
8. Повторение по главе 2.
|
8
(4/4)
|
Теория
Практика
Теория
Практика
Теория
Теория
Практика
Практика
|
1. Знакомство с понятием «социальная среда», беседа об особенностях ближней и дальней социальной среды, ее влиянии на подростка.
2. Работа в группах, составление таблицы «Группы, в которых я состою», разработка правил общения в группе.
3. Знакомство с понятиями «межличностные отношения», «конформизм», «мораль». Лекция школьного психолога «Что такое общение».
4. Практическая работа. Составление схемы «Мы и Они». Установка взаимосвязей между этими понятиями, разработка памятки «Как правильно общаться с окружающими»
5. Работа с учебником. Обсуждение вопросов: Из каких людей состоит окружающий мир? Как мы с ними общаемся? Влияют ли они на нас?
6. Беседа о составе населения России, численности молодых людей. Анализ статистических данных опроса «Ценности современной молодежи»
7. Практическая работа. Составление собирательного портера молодого человека Г.Кыштыма. Его качества характера, интересы и занятия.
8. Практическая работа. Решение кроссворда «Социальная среда»
|
|
3. Подросток и закон
1. Юридические границы подросткового возраста.
2. Подросток как гражданин.
3. Подросток и его права.
4. Опасный путь преступной жизни.
5. Повторение по главе 3.
|
5
(3/2)
|
Теория
Теория
Практика
Теория
Практика
|
1. Беседа «Что такое закон?». Знакомство с понятиями «малолетние», «несовершеннолетние».
2. Работа с текстом учебника. Проблемный вопрос: Почему гражданин имеет не только права, но и обязанности?
3. Практическая работа. Составление перечня прав подростка по тексту Конвенции о правах ребенка, приведение примеров о реализации данных прав (с помощью учителя)
4. Лекция социального педагога школы «Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних»
5. Подготовка публикации «Права и обязанности несовершеннолетних» в школьную газету.
|
|
4. Образ жизни подростка
1. Подросток в обществе риска.
2. Проблема одиночества.
3. Подростковая культура. Молодежные субкультуры в нашем городе. НРК
4. Образ жизни.
5. Досуг и отдых.
6. Развитие спорта.
|
6
(3/3)
|
Теория
Теория
Практика
Практика
Теория
Практика
|
1. Беседа о достоинствах и недостатках современного индустриального общества. Проблемный вопрос: Почему подросток находится в «зоне риска» в современном обществе?
2. Знакомство с понятиями «одиночество», «стресс». Анализ статьи учебника «Пути выхода их стресса». Психологический тест на определение уровня тревожности школьников.
3. Практическая работа. Составление коллажа «Молодежь Г.Кыштыма». С использованием фотографий из личного архива школьников.
4. Практическая работа. Составление своего режима дня, определение его слабых мест, поиск путей исправления своего режима дня.
5. Работа с текстом учебника. Знакомство с понятиями: «досуг», «культурный досуг». Проблемный вопрос: почему современные подростки мало читают? Как это исправить?
6. Практическая работа. Составление коллективного рассказа на тему «Портрет современной молодежи».
|
|
5. Подросток и его жилая среда
1. Город и село. Особенности городской жизни.
2. Город и село. Особенности жизни в селе.
3. Мой дом. Мое жилище.
|
3
(1/2)
|
Практика
Теория
Практика
|
1. Практическая работа. Составление таблицы «Положительные и отрицательные стороны городской жизни. Групповая работа «сравнение позиций» по вопросу «Хорошо ли жить в городе?»
2. Работа с текстом учебника. Беседа об образе жизни в селе.
3. Практическая работа. Составление синквейна по теме «Мой дом»
|
|
6. Итоговое повторение.
|
|
Практика
|
Интерактивная игра – викторина «Подросток в обществе»
|
|
Итого за год:
|
34
|
|
|
|
Литература для учителя.
-
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 7 класс. М: Русское слово, 2012.
-
Кочетов Н.С. Поурочные планы по учебнику «Обществознание. 7 класс» . М: Учитель, 2011.
-
Хромова И.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 7 класс». М: Русское слово, 2012.
-
Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику «Обществознание. 7 класс». М: Русское слово, 2013.
Интернет – ресурсы.
-
https://finecompany.ru/psihologicheskie_testy - психологические тесты
-
https://saitar.com/index/0-12 - психологические тесты для подростков и детей.
Литература для учащихся.
-
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 7 класс. М: Русское слово, 2012.
-
Хромова И.С. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 7 класс». М: Русское слово, 2012.
-
Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику «Обществознание. 7 класс». М: Русское слово, 2013.
Поделитесь с Вашими друзьями: |