Автор: Мезенцева Валентина Александровна
Организатор материалов: Васильева Надежда Вячеславовна
МОЕ ОТКРЫТИЕ ПЛАТОНОВА
Наши современники с поразительной легкостью и быстротой впитывают восстановленную в своих правах литературу. Всплыл, наконец, и уникальный творческий материк Платонова во всем богатстве своих контуров и извивов, в удивительном единстве душевного и метафизического пейзажа.
Книги А. Платонова непростые для чтения и трудные для восприятия. Так зачем же они нужны, надо ли к ним обращения сегодня? В предисловии к публикации «Котлована» в журнале «Новый мир» С. Залыгин писал: «В подлинном искусстве обязательно должна быть загадка – это мы знаем и любим, наверное, потому, что еще больше любим разгадки, но перед Платоновым мы то и дело пасуем! Тем большую обязанность встречаться с ним мы испытываем, а наше читательское достоинство заключается не в том, чтобы уходить от него, а чтобы узнавать его. Ведь Платонов - еще и та страница в русской литературы, которая и после классики XIX века снова удивила мир, заставила его вздрогнуть к даже растеряться перед лицом вес той же литературы».
Евгений Евтушенко, оценивая творческое наследие А. Платонова, сказал: «Это взлетевшая над своим временем гениальная русская мысль».
Как же после таких оценок не обратиться к творчеству Л. Платонова, не проверить и свое читательское достоинство, и своих учащихся!
Общее направление гуманизации образования и современные условия преподавания литературы в школе заставляют во многом пересматривать содержание и структуру курса литературы. Процесс переоценки ценностей, происходящий сейчас в обществе, не мог не коснуться и литературы. В критике все чаше и чаще подвергаются сомнению не только художественная ценность тех иди иных произведений но даже существование советской литературы как таковой. Всем известна нашумевшая статья В. Ерофеева «Поминки по советской литературе»1 и полемика, развернувшаяся вокруг нее на страницах «Литературной газеты». Эта своеобразная ситуация накладывает отпечаток на изучение произведений В.В. Маяковского, А.Н. Толстого, А.А. Фадеева. Приходится пересматривать программу литературного образования, отказываться от привычных тем, произведений и вводить новые имена. Среди возвращающихся в литературу имен нет другого такого, которое вызвало бы больше эмоций, интеллектуального напряжения и дискуссий, чем имя Андрея Платонова. Он шагнул из далеких 20-30-х годов прямо в современную действительность и соединяет в своем личностном облике и творчестве многие тревожащие н «вздыбливающие» наше сознание начала. Сложность и неоднородность обрушившейся на учителя информации, нехарактерная (с позиции соцреализма) мировоззренческая структура произведений А. Платонова требуют сориентировать направления анализа, который учителю, конечно, придется проводить, т.к. интерес старших школьников к творчеству писателя велик.
Логика и структура работы по изучению творчества А. Платонова диктуется общими программными задачами курса литературы в школе, возрастным принципом, уровнем достигнутости его произведений для понимания обучаемых.
Тематический план изучения творчества А.А. Платонова в школе
№
|
Что изучает тема
|
Теория литературы
|
Виды работ по развитию речи
|
Самостоятельное и внеклассное чтение
|
5 класс
|
|
|
|
1.
|
Сказка "Волшебное кольцо".
|
Сюжет, композиция, тема, идея художественного произведения. Законы сказки. Сказки: народная и литературная. Приемы поэтической речи в сказке.
|
Составление сценария для инсценировки эпизода.
|
"Сухой хлеб"
|
2.
|
Рассказы:
"Любовь к Родине, или путешествие воробья";
"Неизвестный цветок";
"Разноцветная бабочка"
|
Характеристика литературного героя.
|
Домашнее сочинение.
|
6 класс
|
|
|
|
3.
|
Рассказ "Корова", "В прекрасном и яростном мире".
|
|
Воссоздающий и творческий пересказ. Лексическая работа.
|
|
7 класс
|
|
|
|
4.
|
Рассказ "Юшка".
|
Портрет литературного героя.
|
Рассуждение на нравственно-этическую тему.
|
"На заре туманной юности"
|
9 класс
|
|
|
|
5.
|
Повесть "Джан".
|
Жанровое своеобразие повести, психологизм.
Мировоззрение писателя.
Своеобразие языка Платонова.
|
Дискусския. Работы над ОСК. Работа по карточкам. Сочинение "Подвиг человеческой души".
|
По выбору учителя.
|
10 класс
|
|
|
|
6.
|
Военные рассказы: "Одухотворенные люди".
|
Понятие "философской прозы". Глубина платоновской метафоры. Трактовка художественного образа.
|
Работа над изобразительными средствами языка.
Сочинение: Истоки повседневного героизма защитников Севастополя (по рассказам Л.Н. Толстого и А.А. Платонова).
|
|
11 класс
|
|
|
|
7.
|
"Котлован".
|
Мировоззрение писателя. Художественное своеобразие произведений А. Платонова.
Проблема воплощения личности писателя в его произведениях.
|
Диспуты.
Рассуждения по заданной проблеме.
Сочинение.
Тема коллективизации в романе М. Шолохова "Поднятая целина", повести А. Платонова "Котлован".
|
"Чевенгур".
Рассказы: "Река Потудань", "Родина электричества", повесть "Сокровенный человек".
|
При изучении творчества А. Платонова я систематизировала имеющийся в методической литературе материал и дала свои разработки уроков. «В мечте есть сторона, которая выше действительности, - писал Л.Н. Толстой. - В действительности есть сторона, которая выше мечты. Полное счастье было бы соединением того и другого».
О таком многотрудном счастье, соединяющем мечту и действительность, размышляет Андрей Платонов во всех своих произведениях. Однако, за редким исключением, эта фантастика навеяна многоцветьем и неисчерпаемостью «неизвестного человеческой души», ее необъятным великолепием. И, думается мне, знакомство юных читателей с Платоновым надо начинать со сказки в 5 классе.
Поделитесь с Вашими друзьями: |