МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЭКОЛОГО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «ЛидерЭко»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД УФА
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого занятия
(для детей старшего дошкольного возраста)
“ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ
РОДНОГО КРАЯ”.
Автор: Нестерович Любовь Михайловна,
педагог высшей категории, МБОУДОД ЭБЦ
Орджоникидзевского района г.Уфы.
2016г.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
-
Чтение художественной литературы:
-
беседа о лекарственных травах;
-
рассматривание засушенных растений (гербарий);
-
работа на клумбе лекарственных растений ;
-
сбор лекарственных растений, совместно с родителями;
-
изготовление гербария;
-
экскурсия в аптеку;
-
приготовление отвара из плодов шиповника;
-
рисование лекарственных растений;
-
составление памятки по правилам поведения в природе
и сбора лекарственных растений;
-
написание писем растениям.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
ВОСПИТАТЕЛЬ: читает стихотворение Николаевой А.Н.
«На лугу растет ромашка, лютик едкий, клевер - кашка,
Что еще? Гвоздика, смолка, колокольчик,
Хвощ - как елка. А еще?
Подорожник, васильки, грамофончики - вьюнки,
Еще много разных травок у тропинок, у канавок.
И красивых, и пушистых! Разноцветных и душистых!»
Ребята, предлагаю сегодня сходить на нашу любимую полянку. Перед прогулкой повторим правила поведения в лесу и на лугу.
ДЕТИ. - Громко не кричать.
- Нельзя ломать деревья, топтать цветы.
- Ходить надо по тропинке, чтобы нечаянно не наступить на жучков и муравьев.
- Не разорять муравейники.
- Не разводить костры.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Хорошо! Правила поведения вы знаете. Тогда в путь!
(дети закрывают глаза и кружатся, воспитатель развешивает иллюстрации лекарственных растений)
Вот мы и пришли. Посмотрите, как красиво кругом! Цветов - то здесь сколько!
ВОСПИТАТЕЛЬ. Как вы думаете, какую пользу нам приносят растения?
ДЕТИ. Они красивые, приятный запах, растения очищают воздух, из растений делают лекарства, используют в пищу.
ВОСПИТАТЕЛЬ. Все правильно. Вокруг нас растет очень много лекарственных растений, а мы про них не все знаем, а иногда даже топчем их. Ребята, а какие лекарственные растения вы знаете?
ДЕТИ. Душица, зверобой, шиповник, подорожник, календула, мята...
ВОСПИТАТЕЛЬ. Хорошо, что вы знаете так много лекарственных растений. А кто напомнит правила поведения при сборе лекарственных трав?
ДЕТИ.
- Нельзя рвать много растений.
- Нельзя пробовать плоды, корневища, листья растений.
- После сбора лекарственных трав следует тщательно вымыть руки.
- Нельзя рвать растения, занесенные в Красную книгу.
- Травы надо собирать утром, но после высыхания росы.
ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, посмотрите, а мы не одни на этом лугу гуляем. Кто же это еще траву собирает? (выходит на полянку бабушка Лукерья с корзинкой, в которой лежат травы).
БАБАШКА ЛУКЕРЬЯ. Никак гости у нас в лесу. Давайте знакомиться. Зовут меня Лукерья – травница. Трав я много знаю, о них вам с удовольствием расскажу. Недаром называют меня травница. А как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, я занимаюсь сбором трав, их очень много и они разные (рассматривание разных видов трав). Обратите внимание: у одних длинный гибкий стебель, увенченный соцветием, у других – листья широкие с прожилками, стебель низкий, и кажется, что листья растут из земли, а у третьих – цветы похожи на круглые, белые или розовые шапочки.
Ребята, как вы думаете, что такое трава? (ответы детей). Да, трава – это прежде всего растение с мягким, тонким стеблем. А если эти травы растут все вместе в лесу, на поляне, на лугу, то мы их называем красивым словом – разнотравье.
Давайте подумаем, в чем мы можем найти различия и сходство между травами и другими растениями – деревьями, кустарниками (ответы детей). А что можно сказать о возрасте трав и деревьев? (предположения детей). Деревья растут много лет, а травы живут недолго: многолетние до 5-ти лет, однолетние – один год. Вы наверное засиделись. Пройдёмся по моим владениям и я вам расскажу, где и какие травы растут. (Дети в ходе рассказа переходят от стенда с иллюстрациями трав к другому стенду).
Посмотрите, это луг. Мы видим золотые головки одуванчиков, розовые шапочки клевера. В поле, во ржи, видим васильки. Вот лесная опушка. Здесь мы видим иван-чай, ромашки. А возле дороги мы узнаём подорожник, лопух. На пустырях любят селиться пижма, крапива, ромашка.
Ребята, а вы умеете отгадывать загадки о растениях? Отгадайте-ка мои загадки:
*Был он желтый, молодой, за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
Спрячу – ка в карманчик бывший... (Одуванчик).
*Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива).
Кто нам покажет крапиву? А можно сорвать ее голыми руками? Почему? Кто знает, какую пользу приносит нам это растение?
(Из крапивы варят суп, добавляют крапиву в пищу домашним животным и птицам, делают отвары из крапивы и других лекарственных трав, когда болеем...).
Все, что вы говорите верно. В листьях крапивы содержится очень много витаминов и других веществ, необходимых для роста и нормального развития. Поэтому из крапивы готовят супы, салаты и напитки. Отвар крапивы применяют при простуде, заболевании желудка, сердца, печени, почек. Вот какое это полезное растение.
А знаете ли вы, что отвар корня одуванчика применяется при заболевании печени, почек, для улучшения обмена веществ. А свежий сок - для лечения бородавок, фурункулов. Из цветов одуванчика даже варят варенье. Кто-нибудь пробовал? (Ответы детей). Вы, наверное, немножко устали?
Поделитесь с Вашими друзьями: |