М н. Белан Э. Б. Технологическая карта самостоятельного изучения теоретического материала по иммунологии и клинической иммунологии для студентов 2 курса стоматологического факультета в III семестре занятие



Скачать 102.5 Kb.
Дата03.05.2016
Размер102.5 Kb.
«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой иммунологии и аллергологии,

д.м.н. Белан Э.Б.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

самостоятельного изучения теоретического материала по иммунологии и клинической иммунологии для студентов 2 курса стоматологического факультета в III семестре



(занятие № 1)

  1. Тема: Введение в общую иммунологию. Понятие об иммунитете. Предмет и задачи иммунологии. История иммунологии. Виды иммунитета. Взаимосвязь факторов врожденного и приобретенного иммунитета полости рта. Организация и правила техники безопасности при работе в иммунологической лаборатории и кабинета врача аллерголога – иммунолога.




  1. Основные вопросы для изучения:

2.1.Понятие об иммунитете и иммунологии. Предмет, задачи и основные понятия иммунологии.

2.2.Развитие иммунологии в античном и средневековом периоде. Вклад Б. Джести и Э.Дженнера.

2.3.Л.Пастер – основатель иммунологии как науки.

2.4.Роль И.Мечникова и П.Эрлиха в развитии иммунологии. Понятие о гуморальном и клеточном иммунитете.

2.5.Развитие иммунологии и основные достижения XX века.

2.6.Виды иммунитета.

2.7.Функциональная организация иммунной системы.

2.8.Организация и правила техники безопасности при работе в иммунологической лаборатории и кабинете врача аллерголога-иммунолога.



3. Целевая установка: сформировать общее представление об иммунологии как науке и о функционировании иммунной системы, ознакомиться с историей иммунологии. Ознакомиться с организацией и работой иммунологической лаборатории и кабинета врача-аллерголога.


  1. Формируемые понятия: иммунология, иммунитет, лаборатория клиническиой иммунологии, иммунологические методы.

  2. Значение изучаемого материала для последующего использования: знание изучаемого материала необходимо для изучения физиологии иммунного ответа и изучения клеток иммунной системы.

  3. Ученые, работавшие (работающие) в данном направлении: : Б. Джести, Э. Дженнер, Л. Пастер, И. Мечников, П. Эрлих, К. Ландштайнер, Г. Келлер. и др.

  4. Вопросы, подлежащие проверке при промежуточной и экзаменационной аттестации:

7 .1. Развитие иммунологии в античном и средневековом периоде. Вклад Б. Джести и Э. Дженнера.

7.2. Л.Пастер – основатель иммунологии как науки.

7.3. Открытие гуморального и клеточного иммунитета (И. Мечников, П. Эрлих).

7.4. Развитие иммунологии и основные достижения XX века.

7.5. Предмет, задачи и основные понятия иммунологии.

7.6. Виды иммунитета.

7.7. Функциональная организация иммунной системы.

7.8. Строение и роль костного мозга в деятельности иммунной системы.

7.9. Строение и роль тимуса в деятельности иммунной системы.

7.10. Строение и роль лимфатических узлов в деятельности иммунной системы.

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой иммунологии и аллергологии,

д.м.н. Белан Э.Б.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

самостоятельного изучения теоретического материала по иммунологии и клинической иммунологии для студентов 2 курса стоматологического факультета в III семестре



(занятие № 2)


  1. Тема: Функциональная организация иммунного ответа. Антигены. природа, строение, классификация, свойства. Презентация экзо- и эндогенных антигенов. Методы изучения фагоцитарной активности лейкоцитов.




  1. Основные вопросы для изучения :

2.1 . Антигены. Понятие. Химическая природа. Виды. Понятие о гаптенах.

2.2. Свойства антигенов (чужеродность, иммуногенность, специфичность, макромолекулярность).

2.3. Понятие об иммуногенности. Факторы, определяющие иммуногенные свойства антигена.

2.4. Специфичность антигенов. Виды специфичности.

2.5. Пути проникновения антигенов в организм и их влияние на антигенные свойства.

2.6. Пути проникновения во внутреннюю среду, локализация и персистенция антигенов в организме. Взаимоотношения антигенов в организме.

2.7. Процесс элиминации антигена из организма.

2.8. Центральная и периферическая иммунная система: анатомия и основные функции.

2.9. Фагоцитоз. Клетки, осуществляющие фагоцитоз.

2.10. Методы оценки фагоцитарной и микробицидной активности фагоцитов in vitro.



Целевая установка: изучить строение иммунной системы человека; научиться выделять и разделять клетки иммунной системы. Сформировать представление о структуре, видах, функциях и превращениях антигенов в организме.


  1. Формируемые понятия: органы центральной и периферической иммунной системы; лимфогенез и иммуногенез; врожденный и приобретенный иммунитет, антиген и антигенность, антигенная детерминанта, гаптен.




  1. Значение изучаемого материала для последующего использования: знание изучаемого материала необходимо для изучения физиологии иммунного ответа и изучения клеток иммунной системы. Знание свойств, природы, видов антигенов необходимо для формирования у студентов представлений об индукторах иммунного ответа и методах изучения клеток иммунной системы




  1. Ученые, работавшие (работающие) в данном направлении:

Р. Краус, К.Ландштайнер, Рамон Г., П. Горер, Дж.Снелл.


  1. Вопросы, подлежащие проверке при промежуточной и экзаменационной аттестации:

6.1. Антигены: понятие, химическая природа, структура, классификация.

6.2.Антигенные детерминанты (эпитопы): понятие, химическая природа, структура. Типы детерминант. Факторы, влияющие на силу антигена.

6.3.Свойства антигенов: антигенность, чужеродность, иммуногенность, специфичность, макромолекулярность.

6.4.Механизмы персистенции антигенов в организме (пути проникновения, локализация, пути элиминации).

6.5.Понятие об антигенпрезентирующих клетках. Презентация эндогенных антигенов иммунным клеткам.

6.6.Основные механизмы врожденного иммунитета.

6.7Презентация экзогенных антигенов иммунным клеткам.

6.8.Фагоцитоз. Клетки, осуществляющие фагоцитоз.

6.9.Методы определения фагоцитарной активности лейкоцитов.

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой иммунологии и аллергологии,

д.м.н. Белан Э.Б.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

самостоятельного изучения теоретического материала по иммунологии и клинической иммунологии для студентов 2 курса стоматологического факультета в III семестре



(занятие № 3)


  1. Тема: Гуморальный иммунный ответ. Клеточная основа. Антитела, природа, строение, виды, функции, динамика продукции при первичном и вторичном иммунном ответе. Методы изучения гуморального иммунитета.

  2. Основные вопросы для изучения:

2.1.История изучения гуморального звена иммунитета.

2.2.Антитела (иммуноглобулины): определение, химическая природа, структура, доменная организация. Роль антител в элиминации антигенов.

2.3.Структура и функции различных классов иммуноглобулинов.

2.4.Динамика продукции различных типов иммуноглобулинов.

2.5.Первичный и вторичный иммунный ответ. Метод парных сывороток.

2.6.В-лимфоциты как продуценты иммуноглобулинов. Классификация, рецепторный аппарат.

2.7.Строение и функционирование В-клеточного рецептора. Генетический контроль синтеза иммуноглобулинов различных классов.

2.8.Методы изучения гуморального иммунитета.



  1. Целевая установка: сформировать представление о природе, строении, функциях и биологической роли антител в организме; механизмах индукции гуморального иммунитета.




  1. Формируемые понятия: антитело, активный центр, В-лимфоцит, В-клеточный рецептор, клональная экспансия, иммунологическая память, иммуноглобулины (A,M,G,D,E) легкие и тяжелые цепи иммуноглобулинов, константный и вариабельный домены, гипервариабельный участок (CDR), аффинность и авидность антител, валентность антител, метод парных сывороток.

  2. Значение изучаемого материала для последующего использования: знание биологии иммуноглобулинов необходимо для изучения механизмов иммунитета.




  1. Ученые, работавшие (работающие) в данном направлении: Bence Jones (выделен человеческий белок иммуноглобулиновой природы, 1845); Nuttal G. (Описана бактерицидная способность сыворотки крови, 1888); E. Von Beringer, Sh. Kitasato (феномен нейтрализации токсина сывороткой переболевших людей,1890); 1891 Tizzoni D, Kattani D. («антитоксины отнечены к классу белков-глобулинов,1891); P.Erlich (введен термин «антитело», 1901; теория гуморального иммунитета, 1908); Tizelius A. (антитела отнесены к гамма-глобулинам, 1937).




  1. Вопросы, подлежащие проверке при промежуточной и экзаменационной аттестации:

7.1.История изучения гуморального звена иммунитета.

7.2.Антитела (иммуноглобулины): определение, химическая природа, структура, доменная организация. Роль антител в элиминации антигенов.

7.3.Структура и функции различных классов иммуноглобулинов.

7.4.Динамика продукции различных типов иммуноглобулинов.

7.5.Первичный и вторичный иммунный ответ. Метод парных сывороток.

7.6.В-лимфоциты как продуценты иммуноглобулинов. Классификация, рецепторный аппарат.

7.7.Строение и функционирование В-клеточного рецептора. Генетический контроль синтеза иммуноглобулинов различных классов.

7.8.Методы изучения гуморального иммунитета.


«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой иммунологии и аллергологии,

д.м.н. Белан Э.Б.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

самостоятельного изучения теоретического материала по иммунологии и клинической иммунологии для студентов 2 курса стоматологического факультета в III семестре



(занятие № 4)

  1. Тема: Серологические методы исследования. Методы, основанные на физических свойствах антител (агглютинация, преципитация), биологических эффектах (реакция биологической нейтрализации, иммубилизации, использование меченых компонентов). Система комплемента и её функции. Реакция связывания комплемента в диагностике и мониторинге заболеваний полости рта.




  1. Основные вопросы для изучения:

  1. Общая характеристика реакций «антиген-антитело».

  2. Серологические методы:

• методы, основанные на биологических свойствах участников реакции (преципитация, агглютинация, реакция связывания комплемента, биологическая нейтрализация, иммобилизация, цитотоксичность;

• методы с использованием меток (иммунофлюоресцентный анализ, иммуноферментный анализ, радиоиммунопреципитация);

• способы повышения чувствительности серологических методов.


  1. Общие представления о системе комплемента. История открытия. Состав и основные функции.

  2. Классический путь активации комплемента. Фаза инициации.

  3. Классический путь активации комплемента. Фаза амплификации. Роль продуктов расщепления компонентов комплемента.

  4. Альтернативный и лектиновый пути активации комплемента.

  5. Эффекторная роль комплемента. Формирование мембраноатакующего комплекса и его роль в лизисе клетки.

  6. Реакция связывания комплемента. Принцип реакции. Подготовка ингредиентов. Оценка результатов. Клиническое применение.

  7. Оценка общей активности системы комплемента по 50% гемолизу. Определение активности компонентов комплемента.

  1. Целевая установка: сформировать представление о природе и биологических свойствах комплемента и серологических реакциях.




  1. Формируемые понятия: комплемент; компонент комплемента; фрагмент компонента комплемента; мембранно-атакующий комплекс; анафилотоксины; ингибитор С1-эстеразы, преципитация, агглютинация, ИФА.




  1. Значение изучаемого материала для последующего использования: знание природы и биологических эффектов комплемента необходимо для понимания механизмов иммунных реакций, а также для изучения дефицитов системы комплемента.




  1. Ученые, работавшие (работающие) в данном направлении: Н.Бухнер (открытие комплемента, 1889); Ж.Борде (открытие комплемент-зависимого лизиса бактерий антителами, 1894).




  1. Вопросы, подлежащие проверке при промежуточной и экзаменационной аттестации:

  1. Виды серологических реакций.

  2. Общие представления о системе комплемента. Состав и основные функции. Методы определения.

  3. Система комплемента. Классический и альтернативный пути активации комплемента. Клиническое значение.

  4. Система комплемента. Биологическое действие компонентов комплемента и их фрагментов. Взаимодействие системы комплемента с другими системами. Участие системы комплемента в иммунных реакциях.

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой иммунологии и аллергологии,

д.м.н. Белан Э.Б.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

самостоятельного изучения теоретического материала по иммунологии и клинической иммунологии для студентов 2 курса стоматологического факультета в III семестре



(занятие № 5)


  1. Тема: Клеточный иммунитет. Дифференцировка Т-лимфоцитов. Регуляторные функции Т-лимфоцитов. Основные субпопуляции Т=лимфоцитов. Распознавание антигена. Специфическая и неспецифическая цитотоксичность, механизм, биологическое значение. Методы изучения клеточного иммунитета.

  2. Основные вопросы для изучения:

2.1.Основные этапы дифференцировки Т-лимфоцитов в тимусе. Рецепторный аппарат. Виды Т-лимфоцитов. Позитивная и негативная селекция. Миграция и расселение Т-лимфоцитов в организме.

2.2.Структура и функционирование Т-клеточного рецептора (TCR). Корецепторные молекулы.

2.3.Распознавание антигена, выбор CD4- или CD8-пути Т-клеточного ответа.

2.4.Механизм специфической цитотоксичности.

2.5.Физиологическое и патологическое значение Т-клеточной цитотоксичности.

2.6.Методы изучения Т-клеточного звена.

2.7.Методы изучения клеточной цитотоксичности.


  1. Целевая установка: сформировать представление о механизмах активации Т-лимфоцитов; основных задачах Т-клеточного иммунитета.




  1. Формируемые понятия

Т-клеточный рецептор; костимуляторные молекулы; цитотоксичность; гранзимы; перфорины, CD95, Fas, FasL, KIR-рецепторы.


  1. Значение изучаемого материала для последующего использования: знание строения и функций Т-лимфоцитов необходимо для изучения регуляторных и эффекторных механизмов иммунитета, изучения иммунопатологических состояний.




  1. Ученые, работавшие (работающие) в данном направлении: И.И.Мечников; Ж.Миллер (доказательство роли тимуса как центрального органа иммунной системы, 1961); Г.Биоцци (разработка розеточного теста, 1964); Н.Митчинсон (открытие хелперной функции Т-лимфоцитов); Бруннер К., Перльман П. (описание цитотоксичности, 1973); Ярилин А.А. (определение гормонов тимуса в сыворотке, 1991).




  1. Вопросы, подлежащие проверке при промежуточной аттестации:

7.1.Основные этапы дифференцировки Т-лимфоцитов в тимусе. Рецепторный аппарат. Виды Т-лимфоцитов. Позитивная и негативная селекция. Миграция и расселение Т-лимфоцитов в организме.

7.2.Структура и функционирование Т-клеточного рецептора (TCR). Корецепторные молекулы.

7.3.Распознавание антигена, выбор CD4- или CD8-пути Т-клеточного ответа.

7.4.Механизм специфической цитотоксичности.

7.5.Физиологическое и патологическое значение Т-клеточной цитотоксичности.

7.6.Методы изучения Т-клеточного звена.

7.7.Методы изучения клеточной цитотоксичности

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой иммунологии и аллергологии,

д.м.н. Белан Э.Б.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

самостоятельного изучения теоретического материала по иммунологии и клинической иммунологии для студентов 2 курса стоматологического факультета в III семестре



(занятие № 6)


  1. Тема: Цитокины как факторы регуляции иммунного ответа.

Иммунологическая толерантность. Генетический контроль иммунного ответа. Иммунобиотехнология.


  1. Основные вопросы для изучения:

2.1.Цитокины: определение, классификация, типы действия. Виды взаимодействия цитокинов.

2.2.Интерфероны: определение, классификация. Противовирусная, антибактериальная и иммуномодуляторная активность.

2.3.Методы изучения цитокинов.

2.4.Иммунологическая толерантность: определение, история открытия.

2.5.Механизмы делеции клонов и клональной анергии. Отличие иммунологической толерантности от иммунодефицита.

2.6.Значение иммунологической толерантности в поддержании гомеостаза.

2.7.Клиническое значение и индукция искусственной иммунологической толерантности.

2.8 Гибридомы, моноклональные антитела. Рекомбинантные вакцины.


  1. Целевая установка: сформировать представление о цитокинах и цитокиновой сети, иммунологической толерантности и генетической основе иммунного ответа.




  1. Формируемые понятия: цитокин; цитокиновая сеть; интерлейкин; колониестимулирующий фактор; интерферон; цитокиновый рецептор; спонтанный и индуцированный уровень цитокинов, иммунологическая толерантность, клональная делеция, клональная анергия, центральная и периферическая иммунологическая толерантность.




  1. Значение изучаемого материала для последующего использования: знание природы и биологических эффектов цитокинов необходимо для изучения механизмов иммунитета; патогенеза иммунопатологических состояний и методов их коррекции; взаимосвязи клеток иммунной системы между собой и с экстраиммунными органами и тканями.




  1. Ученые, работавшие (работающие) в данном направлении: Айзекс А., Линдеманн Ж. (открытие интерферона, НП 1957); Б. Беннет, б.Блюм, Д.Дюмонд (открытие лимфокинов, 1966-69); Р.Ялоу (разработка технологии для определения нано- и пикограммовых количеств пептидных молекул, 1977); Г.В. Лопашов, О.Г.Строева (предположение, что толерантность к собственным антигенам является приобретенным свойством,1950).




  1. Вопросы, подлежащие проверке при промежуточной и экзаменационной аттестации:

  1. Система цитокинов. Основные понятия. Виды цитокинов. Основные свойства цитокинов. Строение и виды цитокиновых рецепторов. Взаимодействие цитокинов со специфическими рецепторами.

  2. Функциональная классификация цитокинов. Цитокиновая регуляция специфического и неспецифического иммунитета. Понятие о цитокиновой сети. Ее взаимосвязь с другими органами и тканями.

  3. Методы изучения цитокинов.

  4. Понятие об иммунологической толерантности. Биологическая целесообразность. Отличие иммунологической толерантности от иммунного ответа и иммунодефицитных состояний. Основные формы иммунологической толерантности. Механизмы. Особенности.

  5. Иммунологическая толерантность. Естественная толерантность. Механизмы и виды. Искусственная толерантность. Причины и условия формирования. Значение Иммунологической толерантности для человека.

  6. Моноклональные антитела в диагностике и терапии.

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой иммунологии и аллергологии,

д.м.н. Белан Э.Б.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

самостоятельного изучения теоретического материала по иммунологии и клинической иммунологии для студентов 2 курса стоматологического факультета в III семестре



(занятие № 7)


  1. Тема: Инфекция и иммунитет. Иммунный ответ при бактериальных, вирусных, грибковых инфекциях полости рта, гельминтных инвазиях. Способы «ускользания» инфекционных возбудителей от иммунного надзора. Иммунологический мониторинг инфекционных заболеваний полости рта.

  2. Основные вопросы для изучения:

  1. Основные аспекты взаимоотношений патогенных микроорганизмов и организма человека.

  2. Факторы антибактериального иммунитета. Механизмы ускользания бактерий от иммунной элиминации.

  3. Факторы противовирусного иммунитета. Механизмы ускользания бактерий от иммунной элиминации.

  4. Факторы антигельминтного, антигрибкового иммунитета, антихламидийного и антимикоплазменного иммунитета. Механизмы ускользания бактерий от иммунной элиминации.

  5. Иммунологический мониторинг инфекционных заболеваний полости рта .

  1. Целевая установка: сформировать у студентов представление об основных механизмах противоинфекционного иммунитета, способах ускользания патогенных возбудителей от иммунобиологического надзора, особенностях иммунологической диагностики различных типов инфекции.




  1. Формируемые понятия: противоинфекционная резистетность; эрадикация возбудителя; «ускользание» от иммунного надзора, рекомбинантные вакцины, дендритоклеточные вакцины, контрацептивные, противоопухолевые вакцины.




  1. Значение изучаемого материала для последующего использования: знание изучаемого материала необходимо для понимания особенностей формирования инфекционного синдрома при иммунопатологических состояниях; изучения диагностики и мониторинга инфекционных заболеваний; определения мишеней противоинфекционных интервенций.




  1. Ученые, работавшие (работающие) в данном направлении: Э.Дженнер; Л.Пастер; Мечников И.И.; Эрлих П., Борде Ж., Айзекс Ф., Линдеманн Ж., Nuttal G. (Описана бактерицидная способность сыворотки крови, 1888); E. Von Beringer, Sh. Kitasato (феномен нейтрализации токсина сывороткой переболевших людей,1890); Айзекс Ф., Линдеманн Ж (1957, открытие интерферона) и др.



  1. Вопросы, подлежащие проверке при промежуточной и экзаменационной аттестации:

  1. Основные факторы противобактериального иммунитета. Пути элиминации возбудителя. Механизмы ускользания от иммунной защиты.

  2. Основные факторы противовирусного иммунитета. Пути элиминации возбудителя при внутри- и внеклеточной форме существования.

  3. Механизмы ускользания вирусов от иммунной защиты.

  4. Основные факторы противопаразитарного и противогрибкового иммунитета. Пути элиминации возбудителя. Механизмы ускользания от иммунной защиты. Особенности серологической диагностики гельминтных инвазий и грибковой инфекции.

  5. Основные факторы иммунной защиты от внутриклеточных инфекций, не сопровождающихся генетическим паразитизмом (микоплазменная, хламидийная). Пути элиминации возбудителя. Механизмы ускользания от иммунной защиты

  6. Иммунологическая диагностика инфекционных заболеваний. Методы. Обнаружение антигенов и антител. Особенности диагностики оппортунистических инфекций.

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой иммунологии и аллергологии,

д.м.н. Белан Э.Б.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

самостоятельного изучения теоретического материала по иммунологии и клинической иммунологии для студентов 2 курса стоматологического факультета в III семестре



(занятие №8)


  1. Тема: Принципы иммунологической профилактики и лечения инфекционных заболеваний полости рта. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.

  2. Основные вопросы для изучения:

1. Принципы иммунологической профилактики

2. Лечения инфекционных заболеваний полости рта.

3. Современная вакцинология.

4. Перспективы вакцинации.

5. Показания для вакцинации, осложнения.


  1. Целевая установка: сформировать у студентов представление об иммунопрофилактики, видах вакцин.




  1. Формируемые понятия: противоинфекционная резистетность; эрадикация возбудителя; «ускользание» от иммунного надзора, рекомбинантные вакцины, дендритоклеточные вакцины, контрацептивные, противоопухолевые вакцины.




  1. Значение изучаемого материала для последующего использования: знание изучаемого материала необходимо для понимания особенностей формирования инфекционного синдрома при иммунопатологических состояниях; изучения диагностики и мониторинга инфекционных заболеваний; определения мишеней противоинфекционных интервенций.




  1. Ученые, работавшие (работающие) в данном направлении: Э.Дженнер; Л.Пастер; Мечников И.И.; Эрлих П., Борде Ж., Айзекс Ф., Линдеманн Ж., Nuttal G. (Описана бактерицидная способность сыворотки крови, 1888); E. Von Beringer, Sh. Kitasato (феномен нейтрализации токсина сывороткой переболевших людей,1890); Айзекс Ф., Линдеманн Ж (1957, открытие интерферона) и др.




  1. Вопросы, подлежащие проверке при промежуточной и экзаменационной аттестации:

1. Виды иммунопрофилактики.

2. Виды вакцин, показания, осложнения.



3. Пассивная иммунотерапия.

4. Современные вакцины.
Каталог: uploads -> files -> 2015-10
2015-10 -> Вопросы по онкологии для студентов V курса медико-профилактического отделения
2015-10 -> Вопросы по онкологии для студентов VI курса лечебного факультета
2015-10 -> Программа по офтальмологии Для студентов 4 курса лечебного факультета
2015-10 -> Возрастная анатомия и физиология органа зрения. Методы исследования глаза и его придатков
2015-10 -> Программа по офтальмологии для студентов стоматологического факультета
2015-10 -> Программа по офтальмологии Для студентов 4 курса педиатрического факультета
2015-10 -> Тема : Предмет и задачи клинической иммунологии. Виды иммунопатологии. Возрастные аспекты иммунопатологии. Классификация аллергических реакций. Диагностика и дифференциальная диагностика аллергических заболеваний
2015-10 -> 2 курс, 3 семестр 2015-2016 учебный год «Стоматологические заболевания»
2015-10 -> «Физическая культура и спорт в России»
2015-10 -> Вопросы к выпускному экзамену клинической ординатуры по специальности «хирургическая стоматология»

Скачать 102.5 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница