Изучение и учёт психофизиологических индивидуальных особенностей школьника – основа организации учебно-воспитательного процесса



Скачать 119.84 Kb.
страница1/6
Дата26.04.2016
Размер119.84 Kb.
  1   2   3   4   5   6
  Изучение и учёт психофизиологических

индивидуальных особенностей школьника – основа

организации учебно-воспитательного процесса
Известный русский педагог П. П. Блонский считал отношение учителя к ребёнку основным критерием его профессиональности: «Сейчас я быстро разгадаю, что за педагог передо мною, смотря по тому, говорит ли он о детях и их психологии, или же говорит он о программах, требованиях начальства, методиках и т.д.»

К сожалению, на данный момент сам ребёнок, его возможности и особенности как бы исключены из сферы внимания педагога.

Знание ребёнка – сложнейшая наука. Это и умение увидеть и понять в каждом что-то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности; это и умение понять и принять ребёнка таким, какой он есть, понимать и любить не только хорошего, послушного, того, кто не требует особых сил, но и того, к которому нужно найти подход, которому нужно вовремя помочь, которого нельзя оставить без внимания.

Сегодня уже никого не нужно убеждать, что все дети разные. Они по-разному воспринимают информацию, по-разному её анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т.д. Но не все педагоги понимают, как использовать в своей работе то общее, что характерно для всех детей и то индивидуальное, что отличает каждого ребёнка.

С первых дней обучения учителю необходимо выделить существенное и несущественное, то, что влияет на успешность обучения, либо не оказывает никакого влияния.

В процессе обучения необходимо иметь в виду:

-         темперамент

-         интеллект

-         память

-         внимание

-         восприятие

-         особенности мышления

-         развитие речи

-         мелкую моторику

-         личностные особенности   и многое другое.

 

Однако, прежде всего учителю необходимо знать о том, что способы восприятия и переработки информации в процессе обучения, особенности мышления, памяти, речи, эмоций школьников зависят от того, какое из полушарий головного мозга приобретает у них ведущее значение.


                                

Лево- и правополушарный интеллект.

Прежде чем пойти на урок, учитель должен хорошо знать своих учеников, чтобы правильно выстроить схему общения, поведения, методику преподавания.

"В последнее время мы получаем все больше информации о, так называемой , мозговой асимметрии. Нельзя утверждать, что полушария головного мозга человека, симметричные по своему строению, абсолютно одинаковы по функциям. Согласно традиционным взглядам, у взрослых людей (правшей) левое полушарие считается главным. Оно управляет движениями главной - правой руки и речью. Более ста лет назад английский невролог Х.Джексон высказал предположение, что правое полушарие ответственно за наглядное восприятие внешнего мира, в отличие от левого, которое управляет речью и связанными с ней процессами. Лауреат Нобелевской премии Р.Сперри (США) однажды рискнул в лечебных целях рассечь межполушарные связи у больных эпилепсией и обнаружил, что два полушария единого мозга ведут себя как два совершенно различных мозга и не всегда понимают друг друга. Человек, у которого отключено правое полушарие, а работало левое, сохранял способность к речевому общению, правильно реагировал на слова, цифры и другие знаки, но оказывался беспомощным, когда требовалось что-то сделать с предметами материального мира или их изображениями. Когда работало только правое полушарие, пациент хорошо разбирался в произведениях живописи, мелодиях и интонациях речи, ориентировался в пространстве, но терял способность понимать сложные словесные конструкции и совершенно не мог связно говорить."

Особенности левополушарного интеллекта:

1) Это речевой интеллект.


2) Логик ( классифицирует по существенным признакам).
3) Аналитик (анализирует и детализирует, применяя дедуктивный способ).
4) Легко выявляет причинно-следственные связи.
5) Левое полушарие отвечает за временное (медленное), последовательное мышление. Такой человек трудно ориентируется во времени.
6) Отвечает за волю человека, за центр социальной адаптации.
7) Мышление алгоритмичное, символичное, схематичное.
Среди "левополушарных" много инженеров, математиков, философов, лингвистов. Эти люди подчеркнуто рациональны, логичны, много пишут, легко овладевают иностранными языками, имеют грамматически правильную речь. У них обострено чувство долга, ответственности, принципиальности.

 

Особенности правополушарного интеллекта.



Этот тип интеллекта намного глубже.
1) Отвечает за образное, непрагматичное, чувственно-эмоциональное, образное, опосредованное мышление.
2) Это мышление поисковое, творческое.
3) Синтетическое (целостное восприятие), конкретное, неабстрактное.
4) Отвечает за пространственное мышление. (Люди, обладающие этим типом интеллекта, хорошо ориентируются в пространстве).
5) Отвечает за центры биологической адаптации (такие люди дольше живут, имеют большой потенциал здоровья).

"Правополушарные" люди обладают конкретным, образным, эмоциональным мышлением. Среди них много художников, артистов, исполнителей эстрадной музыки. Они открыты и непосредственны в выражениях чувств, наивны, доверчивы и внушаемы. Поступают "по велению сердца". Они вначале делают, а потом думают. Интуитивны, хорошо ориентируются в новой обстановке.

Правополушарные люди - цвет нации. Имеют высокие творческие способности.
Если не развивать правое полушарие, то центры биологической адаптации атрофируются.
Если не развивать и не работать на правом (ведущим у человека) полушарии, он будет отставать в учебе, не реализует свой потенциал. Это сломанные судьбы людей. Именно в начальной школе 80% заболеваний получают будущие мужчины.
Среди женщин обладают "правополушарные", среди мужчин - "левополушарные", что имеет, по всей видимости, определенный биологический смысл. Межполушарные различия у новорожденных несформированы и являются процессом онтогенеза.

Типы учеников по М.Гриндеру.



правополушарные

левополушарные

Преуспевает в чтении, алгебре, языке.

Преуспевает в геометрии.

Любит информацию в письменной форме.

Любит информацию в виде графиков, карт, демонстраций.

Любит проверять работу.

Не любит проверять работу

Повторяет фактическую информацию.

Любит самостоятельный выбор. Использует интуицию.

Фокусирован вовнутрь.

Фокусирован во внешнее.

Анализирует от части к целому.

Анализирует от целого к части.

Предпочитает сначала чтение, потом фильм.

Любит смотреть фильм до чтения книги.

Сосредоточен.

Отвлекается.

Испытывает дискомфорт с неясными незавершенными инструкциями

Не принимает авторитарности.

Реагирует на словесные замечания

Реагирует на невербальные сообщения при дисциплинировании.

Видит символы (слова, буквы).

Видит конкретные объекты.

Как определить полушарие человека?

Напишите десять пар двузначных чисел, причем в каждой паре первое двузначное число должно быть больше, чем второе. Сложите числа первого столбика, полученная сумма будет n1. Сумму чисел второго столбика обозначим как n2.

Рассчитаем коэффициент по формуле: k =n1: n2
K = 1 - 1,2 - выраженный аналитик
K = 1,2 - 1,5 - аналитик, ближе к синтетику(дифференциалист)
K = 1,5 - 1,8 - синтетик (категоризатор)
K = более 1,8 - ярко выраженный синтетик, застревающий в синтезе.
K = менее 1 - ярко выраженный аналитик, застревающий в анализе.

К сожалению, все наши учебники созданы для левополушарных детей (аналитиков) с использованием схем, таблиц, правил, алгоритмов. Правополушарные дети постоянно испытывают дискомфорт на уроке (во время объяснения учителем материала, чтения учебника), дома (при выполнении домашней работы).


Чтобы урок был продуктивным, а обучение - эффективным, учитель должен использовать приемы для обучения правополушарных детей. Мы предлагаем некоторые из них:

1. Фантазирование - сочинение с различными заданиями.


2. Составление загадок, шуток, прибауток, скороговорок, сочинений.
3. Составление сказок.
4. Прием изменения окраски.
(Шагнули в картинку. Что увидели, услышали, почувствовали? Какими красками вы бы изобразили картинку? Что можно добавить, убрать? Почему?)
5. Метод введения нового героя.
(Придумать героя, который бы помог Аленушке, Иванушке и т.д.).
6. Прием "до сказки".
Придумать, что было до сказки. (Описать место, где жили два Мороза и т.д.).
7. Метод описания.
Предложить описать дверец, где жила Золушка, Рыбка, Баба Яга и т.д.
8. Метод изменения в подсистеме героя сказки.
Внести вместо одного героя сказки - другого. Как бы изменился сюжет?
9 ММЧ.
Описать ощущения ледяной девочки. Когда ей было хорошо, плохо и т.д.
10 Прием оживления.
Предложить детям описать природу в лице живого существа или стихи по опорным словам.
11 Словесное рисование.
Придумать свою картинку, свой музыкальный инструмент и т.д.
12 Метод чудесных превращений.
(Описать добрые дела, которые могли бы помочь принять облик …).
13 Прием жизнь в плоскости (аморфное состояние).
Предложить представить себя на месте того героя, что есть в изучаемом материале (козленок, медведь, старик, золотая рыбка).
14 Системный лифт.
(Круговорот воды в природе).
15 Прием синтеза.
Выводы после наблюдений. (Название сказки - каково может быть - почему?)
16 Метод проб и ошибок.
(Помоги себе сам, займи себя, найди то, что тебе дорого, по душе).
17 Проблемный вопрос.
Как можно путешествовать, не выходя из дома? и т.д.
18 Метод дополнения.
Учитель начинает - дети заканчивают.
19 Метод звукового ощущения.
Какие звуки издает дождь, свет, музыка весны, зимы и т.д.?
20 Метод ассоциации.
На что похоже (а), (е)? Это дерево, сугроб и т.д. (Методы работы взяты из программы РТВ).

Межполушарная асимметрия наблюдается почти у половины человечества и является одним из важнейших свойств индивидуальности.

Если доминирует левое полушарие, то преобладает словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению.

Если доминирует правое полушарие, то преобладает конкретно-образное мышление, развито воображение, чувственное восприятие, хорошая ориентация в пространстве, творчество.

У равнополушарных людей все процессы уравновешены.
Правополушарным легче говорить, чем писать, а левополушарным  –  легче писать, чем говорить.

Среди правополушарных чаще встречаются литераторы, художники, организаторы. Среди левополушарных  –  инженеры, философы, лингвисты.

До 9 – 10 лет дети в большинстве своём являются правополушарными, а процесс обучения направлен на работу левого полушария, игнорируя половину возможностей ребёнка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции.

В дошкольном возрасте недопустимо раннее обучение тех детей, которые имели задержку речи в первые годы жизни или до сих пор не выговаривают отчётливо ряд звуков. Это означает, что у них по-прежнему доминирует правое полушарие (неречевое). Преждевременные повышенные требования могут привести к заиканию и неврозу. Поэтому особое внимание нужно обращать на детей пришедших в 1 класс из логопедических групп и в первые же дни в школе обследовать у логопеда домашних детей и просто необходимо при приёме в 1 класс проводить собеседование с родителями по этому поводу.

В начальной школе правополушарные дети испытывают трудности в освоении русского языка и математики. Не зная или не помня о том, что ребёнок до 9-10 лет в основе своей правополушарный, учитель начальных классов, руководствуясь желанием добиться учебных успехов от ученика, увеличивает нагрузку по этим предметам, эксплуатируя мотив «долга» ученика, мотив «отверженного» родителя. И в результате повышенная утомляемость, которую невозможно снять физкультминуткой, которая ведёт к неврозу. Нельзя требовать от этих детей выполнять всё чисто, без помарок. Для ребёнка это непосильная задача.

Хочется заметить, что методика Л. Занкова рассчитана на левополушарных детей.

Как помочь детям начальной школы?

1 .Уменьшить нагрузку на левое полушарие за счёт применения новых технологий обучения.

2. Эмоционально активизировать правое полушарие. Необходимо усвоить: неэмоционального развития не может быть. Но для этого сам педагог должен быть эмоционально богатым.

Исходя из особенностей сенсорного восприятия детей для правополушарных классная доска должна быть светлой, мел тёмным, посадка полукругом. Игнорирование этого положения приводит к потере до 30 % качества усвоения учебной информации.

Для левополушарных  –  доска тёмная, мел светлый, посадка за партами.

Наша школа, большинство наших учебников жёстко «левополушарные», строятся по схеме формула  –  решение задачи - приведение примеров. Процесс обучения левополушарный (мужской), а по форме организации  –  правополушарный  –  женский, так как требует прилежания, дисциплины, усидчивости.

"Левополушарники" способны разъять целое на части, предложения на слова, слова на слоги, буквы, фонемы и оперировать с ними. Для "правополушарников" главное - смысл. Они видят целостно. Они могут достраивать до смысловой единицы даже искаженные слова, слова с ошибками, то есть видеть смысл сквозь помехи. Задание на нахождение ошибок в словах для них трудновыполнимая задача.

"Правополушарники" легче усваивают правила, если они сами "схватят" принцип, причем часто на непроизвольном уровне.

В своём классе я отбрала самых "слабых" учеников. После определения ведущего полушария головного мозга оказалось, что среди них подавляющее большинство составляли "правополушарники". После этого при проведении урока стала давать детям материал правополушарным способом, и успеваемость класса улучшилась.

Экспрессметодика определения ведущего полушария

Проведем несложный  экспресс – анализ

А. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки(Л) или правой (П)? Запишите результат.

Б. Сделайте в лист бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой – нибудь предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый?

В. Станьте а «позу Наполеона», скрестив руками на груди. Какая рука оказалась сверху?

Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?

Расшифровка полученного кода



ПППП. Ориентация на общепринятое мнение (стереотипы). Консервативный тип, наиболее стабильное (правильное) поведение.
ПППЛ. Невыраженный консерватизм. Возможны проявления неуверенности и частые колебания.
ППЛП. Способность к решительным действиям, отличное чувство юмора, активность, энергичность, артистизм. При общении с ними необходим юмор и решительность, поскольку эти люди не воспринимают слабости и занудства.
ППЛЛ. Редкий и самостоятельный тип поведения. Таким людям присуще отличное чувство юмора и артистизм. При общении с ними необходимы юмор и решительность, так как это люди сильного характера и не воспринимают слабые типы.
ПЛПП. Деловой тип, сочетающий аналитический склад ума и мягкость характера. Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип «деловой женщины». Таким людям свойственно долгое привыкание, осторожность. Чаще всего они не идут на открытый конфликт, у них преобладает расчет, терпимость, медлительность в отношениях.
ПЛПЛ. Самый слабый тип характера, очень редок. Возможны проявления беззащитности и слабости. Такие люди сильно подвержены влиянию других людей.
ПЛЛП. Склонность к новым впечатлениям и способность избегать конфликтов. Возможны проявления непостоянства. Не склонны демонстрировать свои эмоции. Проявляют простоту в общении, быстро переключаются на новый тип поведения. Чаще встречается у женщин.
ПЛЛЛ. Непостоянный и независимый характер. Отличительная черта — аналитический склад ума. Встречается достаточно редко.
ЛППП. Часто встречающийся тип с высокими адаптивными способностями к меняющимся условиям. Ярко выраженные эмоции в сочетании с недостаточной решительностью часто проявляются при принятии стратегических решений. Высокая подверженность влиянию авторитетной фигуры. Легко контактирует с людьми. У мужчин данного типа эмоциональная компонента выражена менее ярко, чем у женщин, может проявляться склонность к флегматичности.
ЛППЛ. Данному типу свойственны такие черты, как мягкость, уступчивость, порой даже наивность. Такие люди часто требуют к себе повышенного внимания.
ЛПЛП. Самый сильный тип характера. Имеет свои взгляды и убеждения, способен проявить настойчивость в ситуации, когда уверен в своей правоте. Ярко выраженная индивидуальность, энергичность, способность к преодолению трудностей. Возможны проявления недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди очень не любят проявлений инфантильности.
ЛПЛЛ. Люди данного типа отличаются способностью искусно маскировать свои эмоции. Способны быстро вступать во взаимодействие, однако не всегда могут быстро достичь взаимопонимания.
ЛЛПП. Этот тип отличается дружелюбием и простотой. Временами наблюдается разбросанность интересов.
ЛЛПЛ. Данный тип встречается крайне редко (практически исключена возможность встретить среди мужчин). Эти люди крайне доверчивы, мягкосердечны, простодушны.
ЛЛЛП. Решительность и энергичность в сочетании с эмоциональностью могут приводить к необдуманным поспешным решениям.
ЛЛЛЛ. Способность по-новому взглянуть на вещи, открытость к новым идеям. Ярко выражена эмоциональная компонента.

Типы учеников на основе функциональной асимметрии полушарий головного мозга  



  Левополушарные

Правополушарные

Видят символы (буквы, слова) Оценки выше «тройки»

Видят конкретные целостные образы и рискуют отставать в чтении

Преуспевают в чтении, алгебре, языке

Преуспевают в геометрии, литературе, истории, географии

Любят информацию в письменном виде

Любят информацию в виде демонстрации опыта, карт, наглядных пособий

Готовы работать по инструкциям, схемам, алгоритмам

Неохотно принимают такой вид работ

Доминирует мотив ответственности, познания

Ведущий мотив - мотив самореализации, достижения немедленного успеха.

Меньше допускают ошибок после работы с правилами в 5 раз

Больше допускают ошибок в 5 раз после работы с правилами

Фокусированы вовнутрь (интраверт)

Фокусированы на внешнее (экстраверт)

Быстрая эмоциональная завершённость (уже не слышит слов нотации)

Долговременная эмоциональная реакция

Анализ осуществляется от части к целому, видят детали

Анализируют от целого к части (не замечает деталей)

Любят проверять работу, анализировать учебные действия

Не любят проверять, анализировать

Предпочитают прочтение художественного текста фильму

Предпочитают сначала посмотреть фильм, а потом прочесть книгу

Сосредоточены, сконцентрированы

Часто отвлекаются, способны к саморазвлечению

Испытывают дискомфорт с незавершёнными творческими инструкциями

Любит творчество, самостоятельный выбор, использует интуицию

Реагирует на словесные замечания

Преобладает реакция на невербальные замечания (тон, интонация, взгляд, прикосновения)

Необходимы ясные письменные инструкции

Отвечает на личностные отношения, а не авторитарные

Повторяет фактическую информацию

Творчество, интуиция

Переживает реальность после чтения о ней

Переживает реальность до чтения о ней

  Навыки, связанные с полушарной специализацией

Левое полушарие

Правое полушарие

Письмо

Случайное осознание

Символы

Пространственные связи

Язык

Формы

Чтение

Математические вычисления

Фонетика

Цветовая чувствительность

Расположение деталей

Пение, музыка

Разговор и декламирование

Артистичность

Аудиальные ассоциации

Чувства и эмоции

Дифференцированное обучение учащихся с разной функциональной асимметрией полушарий

Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя, по крайней мере, половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. Основным типом мышления младшего школьника является наглядно-образное, тесно связанное с эмоциональной сферой. Это предполагает участие правого полушария в обучении.

Процитируем ведущих специалистов в области нейропедагогики  

обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации».

Профессор Хризман: «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию».

Профессор Колесов: «Истинное мышление — образное, комплексное, когда важно не только обозначить понятием, но и понять комплексно».

Учение, как и любую деятельность, можно представить в виде следующей последовательности действий:

установка на деятельность (подготовка ученика для решения учебной задачи);


Скачать 119.84 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6




©zodomed.ru 2024


    Главная страница