Содержание и организация методической работы
с учителями биологии
в 2012/2013 учебном году
И.В. Богачева – начальник
управления учебно-методической работы
Государственного учреждения образования
«Академия последипломного образования»
На 2012/2013 учебный год определена единая методическая тема «Предупреждение и коррекция типичных ошибок и затруднений учащихся при изучении учебных предметов», что определяется актуальными проблемами профессиональной деятельности учителей и результатами республиканского мониторинга качества образования, проведенного НМУ «Национальный институт образования» в 2011 и 2012 годах.
В методической работе с учителями биологии в 2012/2013 учебном году следует уделить должное внимание вопросам повышения качества биологического образования. По результатам республиканского мониторинга уровня обученности учащихся, проведенного НМУ «Национальный институт образования» по биологии в 9 и 11 классах, выявлено ряд проблем. Учащиеся всех классов испытывают затруднения в выполнении заданий 3, 4 и 5 уровней - на сравнение объектов, описание взаимосвязи и сущности процессов, объяснение зависимости и т.п. Среди девятиклассников не охарактеризовали нейрогуморальный механизм регуляции сердечной деятельности (дыхания) 80% учащихся, не выполнили задание на сравнение клеток различных тканей 51%, не смогли найти объем крови, проходящей через сердце 52%. Среди учащихся 11-х классов не справились с заданием на объяснение различной продолжительности сукцессии 76%, на построение и анализ экологических пирамид – 71%, на применение правила 10% для вычисления энергии на трофическом уровне – 77% учащихся.
Причинами своих затруднений учащиеся считают: шум на уроке биологии, сложный язык изложения материала в учебнике, не совсем понятное объяснение материала учителем. Только 57% учащихся 9 классов и 50% учащихся 11 классов ответили, что всегда выполняют домашнее задание по биологии. Невысокий уровень знаний учащихся по биологии объясняется несформированностью у них мотивации учебной деятельности и общеучебных умений. Опрошенные учителя испытывают затруднения в использовании ЭСО, формировании у учащихся мотивации учения, общеучебных умений, организации деятельности по коррекции знаний и умений, рациональном использовании методических приемов обучения.
С учетом результатов республиканского мониторинга педагогам рекомендуется:
-
при отборе учебного материала к уроку четко выделять элементы содержания по учебному предмету, которые должны усвоить учащиеся;
-
продумывать методы, приемы, средства обучения с учетом возрастных познавательных способностей учащихся, уровня развития у них общеучебных умений;
-
акцентировать внимание учащихся на значении биологических знаний в развитии отраслей производства, для охраны окружающей среды, сохранения и укрепления здоровья человека;
-
применять на уроке проблемное изложение учебного материала, развивать у учащихся умения выделять главное, объяснять (характеризовать) изученные факты, устанавливать причинно-следственные связи (взаимосвязь строения тканей, органов, систем органов с выполняемыми ими функциями; связи живых организмов с окружающей средой; взаимосвязь и взаимодействие компонентов экосистем);использовать внутри- и межпредметные связи для более глубокого понимания учащимися сущности биологических явлений;
-
обеспечивать эффективную реализацию каждого этапа урока биологии; чередование видов учебной деятельности учащихся, оптимальный темп урока, доброжелательный эмоциональный фон, дисциплину на уроке; на каждом этапе урока организовывать рефлексию учебной деятельности учащихся и её результатов;
-
осуществлять повторение, обобщение и систематизацию учебного материала с целью прочного и сознательного усвоения ведущих идей и основных понятий курса биологии; особое внимание уделять изучению тем: «Общий обзор организма человека», «Регуляция функций в организме», «Эндокринная система», «Организм и среда», «Экосистема»;
-
проводить систематическую проверку выполнения учащимися домашнего задания по биологии, качественный анализ результатов контрольных работ; целенаправленно использовать часы поддерживающих занятий для своевременной коррекции знаний, специальных и общеучебных умений учащихся.
Поделитесь с Вашими друзьями: |