1 Общественная академия наук геоэкономики и глобалистики Эрнест Кочетов ЧЕЛОВЕК в координатах нового мыслительного поля: восхождение от Человека «сегодняшнего» к Человеку «новому» Научный доклад для Всероссийской научной конференции « Человек на перекрестках цивилизационного развития» (Москва, 12 сентября 2017 года) Москва, 2017 2 Общественная академия наук геоэкономики и глобалистики Кочетов Э.Г. ЧЕЛОВЕК в координатах нового мыслительного поля: восхождение от Человека «сегодняшнего» к Человеку «новому». Научный доклад (Научная монография) / Э.Г. Кочетов; Обществ. акад. наук геоэкономики и глобалистики (Для Всероссийской научной конференции «Человек на перекрестках цивилизационного развития». Москва, 12 сентября 2017 года). Москва. – 166 с. Читателям представлен Научный доклад (Научная монография), в котором показана современная мировая ситуация, ее основополагающие блоки с позиций высоких методологических орбит глобалистики. Обнажены центральные мировые проблемы, их сущность и истоки. Человек не защищен, он заключен в изматывающую оболочку современного мира с его воинствующими апологетами. Они использовали понятие «опасность-безопасность» как прикрытие, извратив его до неузнаваемости. Техногенный мир и «современное средневековье» бросили вызов Человеку. Вызов принят – на мировую арену заступают «Новые люди», люди ренессансного закала. Даются предложения по оздоровлению ситуации. Автор, Эрнест Георгиевич Кочетов, известен как творец и разработчик нового знания о мире, основоположник российской школы геоэкономики, создатель и исследователь новых подходов к мировоззрению и миропониманию, новейших направлений в общественных науках: геоэкономики, глобалистики, диалогистики, гуманитарной космологии – продолжается формирование новой общественной парадигмы бытия. Доклад адресован научной общественности, политическим деятелям, бизнесменам и аналитикам, преподавателям, аспирантам и студентам специальностей всего спектра общественных наук, читателям, заинтересованным в постижении новейшего знания об окружающем нас мире. © Кочетов Э.Г. (идея доклада, текст, рисунки и блок-схемы), 2017
3 Эрнест Кочетов ЧЕЛОВЕК в координатах нового мыслительного поля: восхождение от Человека «сегодняшнего» к Человеку «новому» 1 Научный доклад 2 КОЧЕТОВ Эрнест Георгиевич - Президент Общественной академии наук геоэкономики и глобалистики, доктор экономических наук, академик РАЕН Содержание Введение : Человек на проблемном мировом поле (4) 1. Современный человек в современном мире (8) 1.1. Мировая реальность: взгляд с «высоких» (глобальных) методологических орбит (9) 1.2. Мировое искривление: выделение главных проблем, формы их проявления и истоки (11) 1.3. Превозмочь этот мир! Четыре проблемных блока оздоровления ситуации (41) 1.4. Залоги будущего: отринуть старый мир и апологетику войны –выход на мир гармонии и процветания (63) 2. «…Я – ЧЕЛОВЕК! ...». Образ (доктрина) Человека нового, космологического (73) 2.1. Что случилось с человеком? (74) 2.2. Вопросы высшего (тысячелетнего) ранга в руках «новых людей» (84) 2.3. Человек на космологическом пьедестале (87) 2.4. Россия: некоторые философские заставки и космологические императивы (97) 2.5. Человек: максимально сжатая ситуационная картина (105) 3. Человек на планете Земля: ставки больше чем жизнь (108) 3.1. Опасность незримая, неощущаемая, а посему жестокая (110) 3.2. На авансцену истории выходят «Новые люди» (111) 3.3. Что открылось перед взором человека и что стало ясным? (112) 3.4. И вот результат! (116) 1 © Кочетов Э.Г., 10 сентября 2017 года. 2 Научный доклад для Всероссийской научной конференции «Человек на перекрестках цивилизационного развития» (Москва, 12 сентября 2017 г.). Инициаторы конференции: Институт научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ИНИОН РАН), Институт мировых цивилизаций, журнал "Вестник Восточно-Сибирской открытой академии".
4 3.5. Маски сброшены: мир целится в человека, в его семью и его ауру – открыта столбовая дорога к ядерной войне! (117) 3.6. «Милитаризм» и «ханжество» - два столпа, на которых держится глобальный военно-промышленный комплекс (119) 3.7. «Картины-свидетели» мировой невзгоды (122) 3.8. Оцепенение сброшено - инициатива в защиту жизни на планете: «Меморандум! – Воззвание! – Набат! Бакинское движение за мир и безопасность» (127) 3.9. Осудить злой умысел! Жизнь человека на планете Земля под прицелом глобального ВПК (заключительные, итоговые акценты) (135) 4. Когнитивная сфера Человека в условиях космологического осознания мира: интеллектуальный прорыв (138) 4.1. Охват проблемы - ее суть, истоки и пути решения (139) 4.2. Основополагающие сюжеты (смысловые блоки) (142) 4.3. Парадигма Мирового Преображения (148) 4.4. Жизнеутверждающие начала Человека – выход на новые рубежи (154) Заключение: Проблема восхождения Человека: сводные аккорды – гуманитарный космос (155) Приложение 1. Глоссарий (158) Приложение 2. Перечень авторских книг по теме доклада (164) Перечень рисунков и таблиц в тексте доклада (165) Аннотация (165) Annotation (166). Введение: Человек на проблемном мировом поле Человек рождается свободным! Рождается на апофеозе страсти и счастья, как ликование природы, как «прыжок» из материнского лона к солнцу, к свету! Но, он попадает в объятие мира, его окружающего. И, удивительное дело? Этот мир отлавливает и отлавливает этих «прыгунов» и на взлете, и на излете, и преждевременно сводит, и сводит их в могилы! Так что же это за мир такой? Приглядимся к нему более внимательно, но с позиций не тех, традиционно устоявшихся воззрений, а с иных, более высоких орбит обзора мирового ландшафта: здесь мы меняем методологическую «оптику» – и многое становится ясным. Человек сам, своими руками, сотворил себе оболочку бытия и замкнулся в ней. Имя этой оболочки – «современный мир». Эта оболочка заобъектирована усилиями гигантской толпы прописных гуманитариев – апологетов «современного» мира (философов, политологов, социологов, психологов, экономистов, правоведов и т.д.). Они «цементируют» эту оболочку, превратив ее в непроницаемый «панцирь». И вот теперь человек варится, бьется в этой оболочке. Свобода - величайшая ценность, - современному человеку неведома. Закованный в миллионы встроенных одна в другую клеток, он рвет только ближайшую. "Мир" "спокоен" - человек гибнет где-то "там", в глубине: в 5 глубине несвободы! (Уснувшая мировая совесть человечества!! Его нечувствительность – тысячелетиями дубленая кожа!). Вогнав себя в «современный мир» – Мир несуразности, насилия и незащищенности, в изнуряющие тиски техногенности и «современного» средневековья, Человек позволил воинствующим апологетам от идеологии и мировым ястребам от войны повести себя и планету на плаху. Впереди – «эшафот» (геополитическая платформа), «палач» (мировая военщина), «топор» (глобальный ВПК). Засилье идеологии и геополитики над экономикой (геоэкономикой!) и здравым смыслом (ценностью жизни!) подбирается к мировому «горлу» – на прицеле Человек, его жизнь, его свобода, его среда! Как вырвать Человека из их цепких рук? Автор делает попытку ответить на этот вопрос с позиции «высоких» методологических орбит геонаук (геоэкономики, глобалистики, диалогистики, гуманитарной космологии). Вызов принят. Пробуждение. НАБАТ! Человек – жизнелюбивое создание, сплав всепоглощающей воли к жизни и неукротимой страсти жизнелюбия. Жизнеутверждающие начала в человеке неистребимы, интеллект всегда находит выход из любых ситуаций, угрожающих началам бытия – из глубин сознания дают о себе знать «коды самосохранения». На мировую арену заступают яркие носители этих кодов – «Новые люди», люди «ренессансного» закала. Новые люди – люди со спокойным взглядом на вещи, способные к интеллектуальному их «ощупыванию», а значит, близкие к их сущностям; люди, не давшие себя одурачить идеологическими догмами и прочими галлюцинациями, а посему – редкие даже среди свободных; люди, вооруженные новым, объемно-сетевым методом познания нашего мира, созревшие и подготовленные для того, чтобы соорганизовать и обустроить наш мир — Мироздание нового Ренессанса, тем самым обеспечить бытие, достойное своей силы, красоты, жизнелюбия и интеллекта: открываются новые горизонты – горизонты будущего 3 Кто в нашем мире прокладывает дорогу в будущее? Мировая система? Мировое сообщество? Отнюдь! Как-то незаметно выдвинулся еще один субъект истории 4 и тихо заявил: «Я – Человек!». И старый мир пошатнулся. Так рождаются парадигмальные повороты! И перевороты!! Гигантские повороты в судьбе человечества зреют в душе каждого человека и наступает момент, когда мир «вдруг» становится «иным». Чего более всего страшатся апологеты «современности»? Это – прихода «Нового Человека»! Он вырывает из их цепких рук «людей с туго забинтованными головами» и дает им свободу! «Новые люди» встают на защиту Человека! У них в руках гуманитарная космология – «гуманитарный скальпель». И мировая невзгода с ее тысячелетними наслоениями, и геополитика, и ее воинствующая апологетика, 3 В Приложении 1 приведен Глоссарий – перечень категорий, понятий, терминов и терминологических оборотов применительно к теме настоящего доклада. 4 Это единственный субъект истории как бы не рядились под эту категорию другие «моторы» истории. 6 как опухоль на здоровом мировом теле, будут удалены, и откроется дорога к новому Мирозданию – Мирозданию нового Ренессанса! Итак, случилось! Человек на планете Земля сам загнал себя в свинцовую оболочку бытия: техногенность и удушливую тьму «современного» средневековья. Но, чтобы понять это и переделать мир окружающий, человек должен понять и переделать себя! И человек двинулся в неудержимый поход за новым знанием! Потребовалась новая методологическая основа для понимания современной архитектоники мира, не линейно-плоскостное, «одностраничное», прижатое только к политической карте мира, а объемное восприятие мира. Речь идет о философско-пространственной методологии осознания, постижения и отображения мира – геогенезисе и космогенезисе. Для осознания того как функционирует Мироздание – формирование на базе геоэкономического подхода «многостраничного» глобального геоэкономического атласа мира в качестве его модели. Гуманитарная наука нашла в себе силы поставить вопросы высшего ранга, касающиеся основ бытия, методов познания окружающего мира, осознания ценностей человеческой жизни. В поле критического зрения, его новой оптики попадают фундаментальные категории и понятия, прежде всего такие как «человек», «жизнь», «время», «пространство», «государство», «власть», «собственность» и др. Собрать растерзанного человека в единый узел и ввести его в новый мир — Мироздание нового Ренессанса — вот грандиозная и великая задача. Мы на пороге ее разрешения. Битва за нового человека уже началась! Мировая вестфальская оседлость вызывает вселенскую скуку и запустение. И неожиданно пришла мысль: а не является ли глобалистика только частным случаем более общей и более грандиозной сферы научного познания? В сознании (и осознании!) Человека произошел вдруг поворот – как молния сверкнула догадка: он понял, что глобалистика как таран пробила окно в новую, неведомую и таинственную сферу! И Человек с великим любопытством, осторожностью и опаской стал всматриваться через эту брешь в открывшуюся картину – передо ним во всей красе предстал гуманитарный космос! Таким образом, глобалистика выступила своеобразным тараном, проделав гигантское окно в сфере незнания – открылась удивительная панорама гуманитарного космоса. Глубины этого космоса Человек рассматривает через новейшую своеобразную методологическую призму — гуманитарную космологию как новую отрасль научного знания. Когорта первоклассных специалистов в сфере геоэкономики и геофинансов выдвинулась на передовые позиции – это первое звено в цепи отважных первопроходцев в неведомые дали нового знания – гуманитарную космологию. Успех им предопределен: они сменили «оптику» и вооружены мощным методологическим инструментарием – космогенезом! Гуманитарная космология в паре с глобалистикой есть философия ренессанса, они родились для ответов на вопросы тысячелетнего ранга. Отсюда можно понять почему 7 они «вынырнули» на переломе второго и третьего тысячелетия, мощно заявили о себе и оформляются в статьях, монографиях, учебниках, учебных программах и т.д. Основной мотив этих работ – раскрыть суть гуманитарной космологии как новейшей отрасли гуманитарного знания, науки о ценности Человека и жизни, новых формах ее общественного и организационного мироустройства; о нераздельном парадигмальном миропонимании внутреннего и внешнего мира Человека и способах его представления и выражения; о выходе в пространство гуманитарного космоса на такие уровни (горизонты) миросозерцания, на которых стирается грань между естественным и гуманитарным знанием, где приходит осознание вопросов тысячелетнего ранга и лежат ответы на них; о фундаментальных основах доктрины Человека и отображении ее в гуманитарных манифестах; о новом общественном глобальном договоре. Гуманитарная космология своим центральным акцентом ставит категорию «жизнь» — смысл и ценность самого Человека как проблему тысячелетнего ранга, Человека, который из-за ошибки сознания мертвой хваткой сковал себя, создав техногенный мир, его постоянно поддерживая в отмобилизованном состоянии, эту своеобразную гигантскую цивилизационную колесницу, которая в бешеном темпе и ритме тащит за собой прикованного человека. Гуманитарная космология ставит проблему и вопрос первого (тысячелетнего) ранга — разорвать эти цепи, тем самым разбить своеобразный стальной философский панцирь, сковавший Человека. Речь идет о разрыве с негласным, кабальным, т.н. «Общественным договором». Гуманитарная космология нашла себя в трех ипостасях (интеллектуальных блоках): в геоэкономике как реакция на востребованность новой реальности (рациональности) – формирование общих интересов и их стратегических балансов; в глобалистике как учении о философии объемно- пространственного мышления и обустройства нашего мира; и наконец, формирование философского взгляда на мир, нас окружающий, с позиции Человека, где пространственные формы объемлют гуманитарный космос Человека ( гуманитарная космология) в его фундаментальной категории – жизнь. И вот новый интеллектуальный бросок – «МИРЫ» как Манифест «Новых людей». Повестка дня – разворот панорамы когнитивной сферы человека в условиях космологического осознания мира, прорыв замкнутой оболочки бытия и формирование нового мыслительного поля, поиск новых смыслов и новых МИРОВ в интеллектуальных далях гуманитарного космоса. Здесь гуманитарная космология предстает как своеобразный «интеллектуальный телескоп», посредством которого Человек открывает в интеллектуальных далях новые МИРЫ и тем самым торит дорогу к новым моделям бытия, новому Мирозданию – Мирозданию нового Ренессанса! И новые, еще не родившиеся поколения, окунутся в неведомую нам ауру новых смыслов, и в глубинах 8 гуманитарного космоса обустроят себя среди бесчисленных, удивительных МИРОВ. В этом плане российская интеллектуальная мысль уже вырвалась на мировой простор, на новые горизонты научного осознания новейших моделей мирового развития. Россия полна решимости, обладает интеллектуальными и ресурсными возможностями, у нее достаточно сил и оптимизма, чтобы выйти на новый уровень развития и занять подобающее ей место в неудержимо меняющемся мире. Нам не хватало прагматики, но геоэкономика, глобалистика, диалогистика, гуманитарная космология открывают широчайшее поле для стратегического оперирования на равных в глобальном и космологическом пространстве. 1. Современный человек в современном мире Самое главное в жизни – жизнь! К ее сбережению должны быть причастны не только человек, но и все созданные им институты Светлана Радченко врач александрийской выучки Злоба дня: Человек в опасности! – он не защищен, ему брошен вызов. Он в тисках техногенного мира и «современного» средневековья. Мировые «ястребы» от войны и их воинствующие апологеты повели Человека, а с ним и планету, на плаху. Как вырвать Человека из их цепких рук и спасти его? Что необходимо предпринять, чтобы «распрямить» деформированный мир? Мировое сообщество мучительно ищет ответы на эти вопросы. И вот вызов принят! Пробуждение! На мировую арену заступают «Новые люди», люди «ренессансного» закала. П ришло осознание: Человек сам, своими руками вогнал себя в джунгли – в «современный мир» – мир несуразности, насилия и незащищенности, в изнуряющие тиски техногенности и «современного» удушливого средневековья. Он позволил воинствующим апологетам от идеологии и мировым ястребам от войны, извратившим до неузнаваемости понятие «опасность-безопасность», тихой сапой пролезть в душу человека, подкрасться к самому ценному – к его жизни, к жизни его семьи и планеты в целом. Покажем с позиции «высоких методологических орбит» глобалистики и геоэкономики истоки сложившейся опасной ситуации: на основе геогенезиса выстраивается причинно-следственная цепь главных проблемных блоков,
9 которые в сумме дают общую объемно-пространственную картину мировой невзгоды – мы заглянули в ее подноготную! Но в мире нет ничего фатального! Интеллект Человека, его разум и здравый смысл высоко держат знамя жизнеутверждающих начал, как зеницу ока берегут их от посягательства всяческих геополитических и идеологических вывертов и их носителей, «ошпаренных» традицией, реваншем, ненавистью к жизни, ко всему цветущему, радостному, здоровому, естественному, нарождающемуся. На этой основе даются предложения (блоки) по оздоровлению ситуации и пути выхода на равновесную модель мирового развития. 1.1. Мировая реальность: взгляд с «высоких» (глобальных) методологических орбит Заход в тему. Интеллектуальная мысль держит руку на пульсе планеты. Она не только своевременно освещает самые актуальные мировые проблемы, но и постоянно генерирует прорывные новации, отвоевывая у «сферы незнания» все новые и новые «куски». Это особо ценно в нашем турбулентном мире, мире разновекторного развития, приблизившегося к опасной (критической) точке потери равновесия. В таком пафосном заходе, похожем на штамп, есть определенная доля истины. Мировых тем и проблем масса! Но есть среди них, на мой взгляд, главные. Попробуем выделить их. Четыре бича неустанно преследуют человека: 1) милитаризация сознания; 2) неуемная, неумолимая техногенная цивилизационная «колесница»; 3) наркотик (алкоголь, табак и т.п.); 4) духовно-нравственный «наркотик» (тяжелая, ядовитая, обессиливающая человека атмосфера «современного» средневековья. Заглянем в их подноготную и поговорим о том, что необходимо предпринять, чтобы хотя бы чуть-чуть «распрямить» деформированный мир, и понять, какие конкретные шаги и новации продвинут нас к миру, в меру спокойному, равновесному, безопасному. Безопасному ли? Но вот как раз здесь-то и «зарыта собака». На категории « безопасность» уже невозможно «въехать в рай»: она исчерпала себя, более того, долгие годы служила прикрытием – под ее бесконечными отвлекающими рассуждениями махровым цветом вызревали реальные, а не выдуманные философами от эквилибристики с этой категорией вызовы, угрозы и опасности. До поры до времени это им сходило с рук, пока «окрепшие» вызовы, угрозы и опасности не показали миру «зубы» – свою убойную силу. Не исключено, что эту ситуацию прочувствовал президент России В.В. Путин, приняв решение о разработке новой концепции национальной безопасности России. 10 Случайности здесь не может быть: в мире раскрылась долго скрываемая истина – под категорией «безопасность» нет, не только теоретической и методологической базы (ибо по своей природе она вообще не относится к научной сфере), нет даже элементарной логики по выстраиванию защиты человека и его жизни на планете Земля. Какая защита? Это претит мировым ястребам от мировой военщины, глобального ВПК и приспешникам, поставившим в услужение им категорию «безопасность-опасность». Апологеты старого, изжившего (традиционного), сходящего с исторической арены мира разорвали в клочья категорию «безопасность», растащили ее по углам (гуманитарным и естественным отраслям и дисциплинам знания) и там мордовали ее по частям. Собрав измордованные части, стали их выдавать за «концепции», «стратегии», «планирование» национальной, региональной и глобальной безопасности. А под завесой этого синклит (сценка) мировых ястребов от геополитики, мирового генералитета, военно-промышленного комплекса и под стать им идеологов и дипломатов обеспечили бесперебойную «подземную» работу. Они выстроили геополитическую платформу-эшафот, они взяли на себя роль палача: дружно занесли топор над человеком, своего рода гильотину ‒ человечеству готовится страшная участь ‒ кровавая ночь. Кровавая мгла готова поглотить все и вся, отнять жизнь, отнять радость, отнять солнце и голубое небо, беспощадно отправить в небытие беспечное человечество. Смертельная коса подступает к каждому. Страшная участь готовится молодому поколению. Успеть нарастить мускулы и, изматывая человека и мировую экономику, подвинуть мир к ядерной войне, – вот неутолимая, неизбывная, подспудная страсть воинствующих апологетов «современного» мира! Но не только это! К милитаризации сознания, быта, повседневных дел добавляется не менее изнуряющая человека техногенная повседневность. Техногенная цивилизация уносит здоровье и жизнь человека по каплям, почти незаметно превращая молодые поколения в молодых стариков. Седая молодость! – второй бич наряду с милитаризмом. Бесконечно малый миг, имя которому – жизнь, миг, отпускаемый природой каждому человеку, как стремительный прыжок из материнского лона на небо, к звездам! Но «современный» мир отлавливает и отлавливает этих прыгунов уже на взлете прыжка и преждевременно сводит, и сводит их в могилы. Мир на излете 5 : геополитические институты (мировая военщина) и их приспешники от идеологии перешагнули через понятие «безопасность» и бросили вызов человеку и человечеству на планете Земля. Далее обозначим истоки такой ситуации, и дадим некоторые соображения как своевременно выбраться из нее. 5 На излете – в последней фазе движения летящего тела перед падением. https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/188768/%D0%9D%D0%B0
11 1.2. Мировое искривление: выделение главных проблем, формы их проявления и истоки Чтобы увидеть главное, не обязательно менять очки с близорукости на дальнозоркость 6 . Все проблемы лежат на поверхности мирового бытия, и здесь достаточно просто побродить среди мировых джунглей и получить неизгладимые впечатления от тех его параметров, которые наиболее ярко характеризуют непролазность и опасность этих мировых урочищ. По мере углубления в них общая зачарованность открывающейся мировой панорамой постепенно сменяется на ощущение жесткости, а затем и жестокости нашего мира. Это парализует человеческое сознание, вселяют страх и непреоборимое желание выскочить из них (мировых джунглей) на открытую мировую саванну, хотя и не менее проблематичную, но, все же, более безопасную: здесь открытые горизонты, здесь имеет место какая-то предсказуемость населяющих ее обитателей, здесь удобные условия для маневров и т.д. Но, тем не менее, не считаться с мировыми джунглями нельзя: они кругом, они рядом, они в нас. С этим приходится жить. Здесь обитают свои апологеты. Они прекрасно приспособились к ядовитой атмосфере мировых джунглей, и рьяно защищает их устои. Для них 6 Здесь ведь как повелось: прописные «созерцатели» мировых проблем (как правило, не специалисты, а просто любители, хотя и не без способностей – их случайно занесло на это поле) формируют мировую картину, не соприкасаясь с реальностью. Они бесконечно переливают из пустого в порожнее, бродя не по миру, а по гигантскому полю чужих мнений и публикаций (книг, статей, высказываний). На этой основе, перелопачивая давно известное, поблекшее и умершее, они засоряют сознание себе и другим, бесконечно повторяют одно и то же. С умным видом они приучились говорить только лозунгами и штампами, под видом научных статей и монографий вымучивать рефераты и компиляции и выдавать их за свои «школы», смыслы, концепты и концепции и т.п., накидывая на них флёр наукообразности. Многие из них пробились в доктора наук, а некоторые, не стесняясь, прошли даже в академики, предварительно обокрав вечно затюканных тружеников научного и образовательного «подполья»! О том, что, в мире существует «научное подземелье», заселенное поденщиками, рабами от науки – довольно хорошо известно, и уже давно никого не смущает. Этот тщательно закупоренной слой интеллектуалов выдает «на-гора» интеллектуальный продукт, пребывая в нищете, безвестности, забвении. Здесь слово «интеллигент» воспринимается как позорная кличка. Но сюда, в это подземелье, время от времени заглядывают бонзы от политики, от большого бизнеса, от силовых и не силовых структур, от «большой, настоящей» науки. Здесь они подпитываются «умными» вещами. Ну как же: «политика должна быть умной», «экономика должна быть умной», «средства убийства должны быть умными». А возьмите такие изыски как «культура смерти», «культура войны», «культура безопасности» и прочее. Да мало ли чего необходимо вывалять в научной среде. Опять же прослыть причастным к научной элите, к науке – это никогда не помешает. Были бы деньги и «охота» !! 12 это родное, близкое, «естественное». Для этого им служит категория «безопасность» как сохранение этих джунглей, придание ситуации в них «устойчивости и стабильности» – вот их неустанная забота. Для них «опасность» – это что-либо изменить в джунглях (читай в «миропорядке – что в «старом», что в «новым» – суть не меняется: джунгли есть джунгли при любом их «улучшении»)! Ну, а то, что здесь, почем зря, при любом «порядке» они едят друг друга, не говоря уже об обитателях других ярусов – так, мол, это ведь жизнь так устроена и здесь, мол, нечего не попишешь! Убежища от джунглей нет! Они проникают в нас, в наше сознание, в наши семьи, в наш разум и душу. Где вы найдете сейчас на планете безопасное место? Реальность неотступно следует за человеком – она повсюду. Но апологеты от «безопасности» озаботились и этим, они учат закрывать глаза на реальности мировых джунглей, уводят народы в мифы и галлюцинации, в «сады счастье и райские кущи» и, тем самым, загоняют проблему вглубь. Бегство от жизни – на устах апологетов мировых джунглей всех мастей. Толпы философов, идеологов, социологов, культурологов, политологов, международников, экономистов, правоведов денно и нощно «трудятся» в мире над сознанием человека. Они подгоняют его под общую гребенку, искривляют сознание до предельной степени, отнимают волю к жизни, энергию, ощущения реальности бытия. В мире редко кто сознает эту грозную опасность массовой потери личности, индивидуальности. И здесь грандиозная задача – возвращение к личности, к жизни, к реальности, к соприкосновению с ней по всем граням бытия, к его непредвзятой оценке (переоценке!) и выработке программ преобразования (преображения) мира. * * * Итак, чтобы выжить в современных мировых джунглях, мы должны набраться смелости и погрузиться в их атмосферу, «объясниться» с апологетами мировых «диких урочищ», вычленить наиболее опасные моменты – своего рода «болевые точки» – с тем, чтобы, не мешкая, своевременно «отреагировать» на них «гуманитарным скальпелем». Так какие же это моменты (мировые проблемы)? Не будем мелочиться, назовем главные. Их сумма дает нам представление об общей картине. 1.2.1. Мировая проблема № 1: Гуманитарная сфера раскололась Сейчас эта проблема выходит на передний план, хотя современная наука не упускает случая поведать о других расколах в нашем мире, расколах на различной почве. И все же, наиболее опасная и непредсказуемая ситуация сложилась в гуманитарной сфере. Здесь раскол есть не просто разброд мнений сторон: при всей их глубине и ширине они относительно легко «сшиваемы». Речь идет о расколе на ментальном уровне. Здесь различия взглядов, мнений поразительны, они отделены друг от друга гигантской пропастью и 13 нам еще предстоит решать неимоверно сложную задачу – как наладить мосты между берегами, уже едва различимыми. * * * «Всяк кулик свое болото хвалит!». Свои «кулики» нашлись и в нашем случае. Природа их едина – они трачены идеологией, но по масти они сильно разнятся. Гигантские толпы специалистов-гуманитариев (в т.ч. выдающих себя за таковых) разбрелись по разные стороны «баррикад». Так, разбежались по своим углам («крыльям») левые и правые, социалисты, коммунисты и фашисты, различного толка неосталинисты и просто сталинисты, махровые националисты и ультралибералы, и т.д. Эти «крылья» не перемешиваются – у них все свое! Они свили свои гнезда в различных структурах, захватили значительные «куски» образовательной и научной сферы. Избежав санаций и люстраций, проникли в корпоративные структуры и в управленческие звенья. Они создали для себя свою ауру, атмосферу – завели «свои» СМИ («свои» издательства, «свои» журналы и «свои» газеты, «свои» каналы TV). День и ночь осознано, а зачастую неосознанно, несут чушь, наукообразную по форме, но «идеологически» выверенную по содержанию. (На это, кстати, также «заточены» театры, кинематограф, спорт). В научных институтах, университетах, аналитических центрах они организовали «свои» кафедры и факультеты. На этих кафедрах (отделах) и факультетах отсиживаются и пережидают время затаившиеся апологеты ультрастарых либо ультрановых парадигм. Они ждут решительного часа, выходят на поверхность и «дают о себе знать». А сколько «специалистов» с бациллой милитаризма в сознании нашли пристанище в этих гнездах! К руководству институтами и их научными отделами, университетами, факультетами и кафедрами стали приходить люди из политики, силовых структур, различных партий. Их засилье перерождает не только кафедры (отделы), но и в целом научный или образовательный институт. По своим идеологическим лекалам они «тихой сапой» искривляют сознание молодежи. Итак, тотальная милитаризация и заполитизированность управленческой, научной и образовательной систем. Идеологи разного пошиба (от ультрапатриотических до ультралиберальных замесов) сделали свое дело. Именно, они развели управленческие, научные и образовательные учреждения по разным лагерям, при этом, как правило, прикрываясь дежурным научным и образовательным флером о своей якобы непричастности к политике и идеологии. Эти системы в своих лагерях (вотчинах) готовят подрастающие поколения для непримиримой схватки друг с другом. Для этого приспособлены структуры университетов, академий, научных институтов. И какой бы профиль специализации ни имели бы эти образовательные и научные структуры (будь это экономика, финансы, физика, механика и т.д.), в этих
14 учреждениях прижились политологические, социологические, культурологи- ческие, цивилизационные кафедры. Они ломают сознание молодых людей, деформируют их в угоду «ценностям» своего лагеря, к которому примыкает данный вуз или научное учреждение. И вот, ультраправые и ультралевые прочувствовали конъюнктуру (ситуацию) – делают решительный шаг к барьеру. Так, к примеру, отсиделись и ожили сталинисты разного калибра и пошиба на социологических, культурологических, политологических кафедрах университетов (институтов, академий) и в отделах НИИ, примыкающих к ультрапатриотическому и ультранационалистическому политическому крылу. Но и их оппоненты из университетов и научных структур, пропитанных ультралиберальными идеями, не сидят, сложа руки: в этих абсолютно непроницаемых вотчинах кипит монотонная, ни на секунду не прекра- щающаяся подземная работа по выделке одиозных фигур почище сталинистов. И те, и другие активно задействовали «свои сходки» (семинары, «круглые столы», конференции, форумы). Их участников строго фильтруют – здесь мышь не проскочит! Все должно быть идеологически чисто! На «сходках» той и другой стороны их бонзы задают тон «сверки часов». Участники шлют проклятия своим оппонентам. Здесь ядовитой черной краски не жалеют, ее у сторон в избытке, она вырабатывается на «их» кафедрах, факультетах, в научных отделах, широко «публикуется» (хотя «озвучивается» далеко не все!), доводится «до сведения» общественности в надежде на пополнение своих рядов и т.д. На страницах журналов, книг широчайшего жанра и формата (от беллетристики до научных монографий), выступлениях на различных «интеллектуальных сходках» (семинарах, симпозиумах, круглых столах, конференциях и форумах) идет незримо ожесточенный, непримиримый спор под благим видом «диалога», поиска «компромиссов», «сближения «точек зрения» и т.д. Ничего подобного – это только видимость! Защитники «старого», обветшалого, сходящего с исторической сцены, озирающегося на «вчера», бросают вызов «новому», нарождающемуся, устремленному в будущее. * * * Итак, в мире созревает очень опасная ситуация – размежевание по идеологическим и политическим мотивам пролегло по всем сферам общественной жизни, пустило корни в научной и образовательной молодежной среде. Где выход? Выход из такой ситуации: осуществить немедленное оздоровление организационной структуры научных и образовательных учреждений; убрать из специализированных институтов, университетов и академий факультеты и кафедры, «инородные» для данных образовательных 15 структур; провести повсеместную переаттестацию профессорско- преподавательского состава вузов; расформировать далеко зашедшие в своей воинственной апологетике научные учреждения и образовательные структуры как ультрапатриотического, так и ультралиберального толка (плана) 7 Это в какой-то мере позволит вырвать молодое поколение из рук, враждующих мировых кланов от идеологии и геополитики и, тем самым, избежать в молодые годы жесточайшей дрессировки (т.е. «воспитания и образования»). Но, как же устроена эта современная образовательно- исправительная система? Далее дадим только два-три ее характерных признака, на мой взгляд, самые впечатляющие. 1.2.2. Мировая проблема № 2: В чьих руках молодое поколение? Жизнь – беспрестанная смена поколений. Неизбывная страсть сходящих с исторической арены поколений – по своему образцу и подобию «отформовать» новые. Но не только это. Сюда подмешивается «железная необходимость» сохранения сложившейся веками и тысячелетними жесткой властной иерархической пирамиды, с ее слоями, нишами, кастами. Эти задачи возложены на мировую систему воспитания, образования и науку. Каковы эти задачи – догадаться не сложно. К этому плотно прикладывает руку мировая система пропаганды. Ниже несколько сюжетов по этому поводу. * * * Человек не рождается с общественными инстинктами, они у него «благоприобретенные», в его сознание толпой учителей «вживляются» императивы. Здесь доверчивость к учителю (авторитету) есть болезненная страсть к заблуждению! Образование как дрессировка. В мире работает гигантская просветительская машина ‒ «система воспитания и образования». Машина запущена на полный ход. Ее задача – воспроизводить всеобщую ущербность в лице однобоких людей – специалистов своего дела, пресекать малейшие попытки в стремлении к универсальности, разносторонности. Чтобы убедиться в этом, прислушаемся и присмотримся более внимательно к удивительной картине «выделывания» из Человека «человека». Картина перед нами. Но что это? Что за свист бичей, крики, стоны и отчаянные вопли? Это гигантские клетки, а в клетках молодые люди от самых маленьких до юношей. Идет их дрессировка, выделывание из них «современных людей». На клетках вывески, читаем: «образовательные и воспитательные учреждения: 7 Здесь я дал только общий контур (абрис) проблемы гуманитарного раскола в мире. За более полным раскрытием этого сюжета читатель может обратиться к работе автора: Наука и образование на планете Земля: опасный разрыв с реальностью // Информационно- аналитический портал: , 28.02.2014.
16 детский сад, школа, техникум, колледж, институт, простой университет, исследовательский университет» и т.п. Короче – это «образование». Дрессируют молодежь хорошо обученные этому делу, сами прошедшие все это, хорошо прилаженные и приспособленные к дрессировке люди. Это учителя, преподаватели, профессора. Приемы обучения (дрессировки) филиграны. Молодежь силком погружается в учебники, которые удивительным образом переделывают мозг человека в нужную сторону. После тщательной проверки молодых людей выпускают из клеток. Если и случаются огрехи в «воспитании и образовании», т.е. дрессировке, то их устраняют, т.е. «доделывают» СМИ, TV, масса культурных заведений досуга ‒ театры, музеи и пр. После долгой «образовательной» правки молодые люди вливаются в большую жизнь, т.е. карабкаются по лестнице «наверх». Но здесь свой норов и сноровка: они помнят заветы взрослых: «…Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство…» 8 . Здесь работает втолкованная первая заповедь – быть законопослушным! И «успешные» ей следуют неукоснительно! Выпущенные из клеток имеют довольно странный вид – они специалисты, т.е. однобоки, у них развили только какой-либо один орган, и они на него, естественно, припадают. Вот припадающий на голову политолог- международник (он ‒ ученик видного геополитика, тот его хорошо выдрессировал) шарит в истории – ищет, чем бы поживиться, находит, оживляет, и с этим тленом встраивается в «систему международных отношений»; вот социолог, припадающий на обе ноги, пристает к человеку со своими социальными замерами и своими наводящими вопросами, натужно пытается уяснить: любит ли человек только власть или еще что-нибудь, не хочет ли революции, войны ‒ тот отмахивается от него, тогда социологу это надоедает, и он его мерит потолочной меркой; а там культуролог, ‒ у него отняли все естественное, ‒ в поисках его зовет к самобытности, то есть в пещеры и к хорошей дубине. А это ‒ «человек партии». Гремит железом – он припадает на все, ибо скован «железной» дисциплиной, «железной» преданностью делу, в которое его впутали. «Люди партий» ранее были свободны, независимы и имели свое мнение. Сейчас они говорят только хором и только словами и фразами из устава своей партии, в основном лозунгами. Но будем осторожны! К ним приближается другая «партия», ее члены грозно шепчут слова из своего устава, все громче и громче, вот сближаются, гремя железом…. 8 Как гласит легенда, это указ Петра I от 09.12.1709. Ну что ж, Петр I ‒ гений, он, путешествуя, познал мир, да и юмора ему не занимать!
Поделитесь с Вашими друзьями: |