Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 Психология, основная образовательная программа «Психология развития и образования»



страница1/30
Дата23.09.2017
Размер3.09 Mb.
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30


ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



фЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТвЕННОЕ Бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ)

Факультет психологии





Председатель ГЭК,

должность

_________________И.О. Фамилия



Коррекция нарушений эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-терапии

Диссертация на соискание степени Магистра по направлению 030300 – Психология, основная образовательная программа «Психология развития и образования»



1-ый рецензент

Доктор психологических наук, профессор

Костромина С.Н.

_______________ (подпись)
2-ый рецензент

степень, должность

ФИО

____________(подпись)



Исполнитель

Студент


Яковлева А.П.

_______________ (подпись)


Научный руководитель

степень, должность

Ф.И.О.

_______________ (подпись)



Санкт-Петербург

2016

Содержание

Аннотация…………………………………………......................................................3-4

Введение…………………………………………………………………….................5-8

ГЛАВА 1. Теоретическое исследование эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития..............................................9-39

1.1. Современные научные представления об эмоциях человека..........................9-15

1.2. Особенности эмоциональной сферы детей дошкольного возраста……………………………………………………………………………………15-19

1.3. Определение задержки психического развития..............................................20-22

1.4. Особенности функционирования и развития эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития......................................................................................23-27

1.5. Структурные компоненты эмоциональной сферы, характерные для детей с задержкой психического развития ….................................................................................27-30

1.6. Возможности коррекции методами арт-терапии.........................30-37

1.7. Специфика использования арт-технологий в коррекционно-развивающей работе с школьниками с задержкой психического развития. ................................................................................................................................37-39

ГЛАВА 2. Организация и методы исследования..................................................40-62

2.1. Постановка проблемы: цель, задачи, гипотеза исследования………............40-41

2.2. Методы и методики исследования...................................................................41-61

2.3. Математико-статистические методы исследования.............................................61

ГЛАВА 3. Исследование возможностей коррекции нарушений эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-терапии…………………………….......................................................................................62-83

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................................84-85

ВЫВОДЫ...................................................................................................................86-87

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.........................................................................................88-93

ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................94-141


Аннотация.

С целью исследования эффективности психологической коррекции нарушений эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) средствами арт-терапии было обследовано 100 детей старшего дошкольного возраста с диагнозом задержка психического развития. Использована модифицированная, апробированная ранее коррекционная программа арт-терапевтических занятий «Мир цветов и чувств» (Л. Мардер).

Для анализа динамики показателей эмоциональной сферы под влиянием коррекционной программы были использованы основные методы психодиагностического исследования: наблюдение, биографический метод, эксперимент.

Полученные результаты верифицированы методами математической статистики.

В результате сравнительного анализа достоверно (р <0,05) доказано положительное влияние на нарушения эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР коррекционной программы арт-терапевтического воздействия.

Сформулирован вывод об эффективности психокоррекции нарушений эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-терапии.



«Correction disorders of emotional displays of preschool children with mental retardation by means of art-therapy».
In order to study the effectiveness of psychological correction of the emotional sphere of the senior preschool children with mental retardation (CRA) by means of art therapy were examined 100 children of preschool age with a diagnosis of mental retardation. Use modified, previously tested intervention programs art therapy sessions "World of colors and feelings" (L. Marder).

basic methods of psychodiagnostic studies have been used to analyze the dynamics of indicators of emotional sphere of influence under the correctional program: observation, biographical method, an experiment.

The results were verified by methods of mathematical statistics.

A comparative analysis was significantly (p <0.05) demonstrated a positive effect on disorders of emotional sphere of preschool children with mental retardation correctional program art-therapeutic intervention.

Formulate a conclusion on the effectiveness of psychological correction of violations of the emotional sphere of the senior preschool children with mental retardation by means of art therapy.

Введение.

Неизменной частью психической жизни человека является эмоциональная сфера личности, понимаемая как совокупность внутренних психических состояний, которые проявляются в субъективных отношениях, экспрессивно-коммуникативном поведении и переживаниях. С самого момента рождения эмоции сопровождают и, если ему присущи проблемы с проявлением своих эмоций, это может привести к неприятию его социумом, к значительным проблемам как с физическим, так и с психическим здоровьем.

Актуальность исследования коррекции нарушений эмоциональной сферы старших дошкольников с ЗПР определяется всё возрастающим числом детей с ограниченными возможностями здоровья, большей частью из которых являются дошкольники с задержкой психического развития.
По данным директора Департамента государственной политики в 
сфере защиты прав детей Минобрнауки России Е.А. Сильянова, 
представленным им на коллегии Министерства 10 ноября 2014 года, в 2014- 
2015 учебном году в Российской Федерации в образовательных организациях 
обучалось более 479 тысяч детей с ОВЗ, из них: 

-в 1 660 специальных (коррекционных) образовательных организациях – 


около 210 тыс. детей, в коррекционных классах при общеобразовательных организациях-почти 110 тыс. детей, в общеобразовательных классах – 159 125 детей.
Если сравнить вышеприведённые сведения о системе специального 
(коррекционного) образования с 5-летней давностью, то можно увидеть 
сокращение образовательных организаций для детей с ОВЗ. 
Так, в 2010-2011 учебном году в Российской Федерации 
функционировало 1795 специальных (коррекционных) школ (школ- 
интернатов), в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных 
организаций обучалось 119767 детей с нарушениями физического и 
умственного развития, а также задержкой психического развития. Причём, 
почти 87 тысяч обучающихся имели статус обучающихся с ЗПР (в 2014 г. 
только 72 тыс.) [65].

По более ранним данным Министерства образования РФ к 2000 году число дошкольников с ЗПР составляло 25% от детской популяции [67].

Снижение числа коррекционных учреждений можно объяснить введением системы инклюзивного образования. Часть детей с задержкой к семи годам достигает ранее редко наблюдаемого, близкого к норме, уровня психического развития. Главенствующую роль в данной ситуации играет раннее выявление и ранняя комплексная помощь (в период дошкольного детства), создание новых подходов и технологий воспитания, коррекции и процесса обучения. Вследствие этого часть детей с ЗПР, наиболее близких по своему развитию к нормативному, перераспределяется из специальных коррекционных ДОУ в общеобразовательные ДОУ [8].

Цель работы - исследование эффективности психологической коррекции эмоциональной сферы старших дошкольников с задержкой психического развития средствами арт-терапии (с использованием техники изо-деятельности).

Задачи исследования:

  1. Каталог: bitstream -> 11701
    11701 -> Учебное пособие Санкт-Петербург 2016 (075. 8)
    11701 -> Особенности течения ишемической болезни сердца у пациентов, получающих терапию гемодиализом
    11701 -> Эффективность лечения бесплодия методами экстракорпорального оплодотворения у женщин с миомой матки
    11701 -> Высшего образования
    11701 -> Влияние антидепрессивной терапии на когнитивные функции больных депрессией
    11701 -> «Клинико-функциональная характеристика ремиссии у больных с первым эпизодом шизофрении»
    11701 -> Психосоматические проявления при экстремальных спортивных нагрузках по специальности 030302 Клиническая психология
    11701 -> Функции воздействия в тексте медицинской рекламы
    11701 -> Анилиз случаев системных заболеваний
    11701 -> Высшего образования


    Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   30




©zodomed.ru 2024


    Главная страница