Демографической политики ярославской области



Скачать 79.76 Kb.
Дата26.04.2016
Размер79.76 Kb.


ПРОЕКТ
КОНЦЕПЦИЯ

ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
1. Общие положения
Демографическая политика Ярославской области направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в регионе.

Концепция демографической политики Ярославской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с положениями Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, а также мерами по реализации демографической политики Российской Федерации, предусмотренными Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации».

Концепция определяет стратегию действий при реализации демографической политики Ярославской области на период до 2025 года. В Концепции проведен анализ современной демографической ситуации в Ярославской области, выявлены ключевые проблемы, последствия и ограничения текущего и перспективного социально-демографического развития, определены цели, задачи и приоритетные направления деятельности органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления по регулированию демографического развития Ярославской области на период до 2025 года.

2. Современная демографическая ситуация

в Ярославской области и тенденции ее развития
Современное демографическое развитие Ярославской области в значительной степени обусловлено демографическими процессами, происходившими во второй половине XX века, предшествующим социально-экономическим развитием региона, возрастно-половой структурой населения, сложившимися традициями и социально-психологическими установками населения.

В настоящее время в Ярославской области наблюдается стабилизация численности населения: с 2010 года население региона стабилизировалось на уровне 1271 тыс. человек. Среди субъектов Центрального федерального округа Ярославская область является одним из самых урбанизированных регионов Российской Федерации. Городские жители преобладают в структуре населения области и составляют 81,8%, сельское население – 18,2%.

В регионе с одной стороны наблюдается положительная динамика омолаживания населения: численность населения в возрасте моложе трудоспособного (от 0 до 15 лет) в 2013 году составила 15,6% (2007 год - 14,0%) в общей численности населения. С другой стороны: группа лиц старше трудоспособного возраста стала многочисленней и составила 27,3% в общей численности населения (2007 год – 25,1%). Таким образом, сохраняется динамика сокращения численности лиц трудоспособного возраста. При уменьшении за 2013 год этой категории населения на 9,4 тыс. человек к началу 2014 года в трудоспособном возрасте числилось 726,2 тыс. человек (57,1%).

Возрастно-половая структура населения Ярославской области характеризуется существенной гендерной диспропорцией. По данным Ярославльстата, в числе молодых лиц, не достигших 21 года, в каждом возрасте преобладает мужское население. Среди жителей в возрасте 21 – 30 лет перевес полов варьирует, начиная с 31 года, отмечается стабильное превышение числа женщин над мужчинами, и с возрастом этот перевес увеличивается. Численность мужчин по состоянию на 1 января 2014 составила 569,2 тыс. человека (44,8%), женщин – 702,6 тыс. человека (55,2%). На 1000 мужчин приходится 1234 женщины.

По информации Росстата численность женщин репродуктивного возраста в Ярославской области на 1 января 2014 года составляет 303949 человек или 43,3% в общей численности женщин.

По прогнозу Росстата к 2025 году количество женщин репродуктивного возраста сократится до 291767 человек (уменьшится на 5%). Численность женщин в наиболее активном репродуктивном возрасте (20-29 лет) – составит всего лишь 61187 человек или 21% в общей численности женского населения репродуктивного возраста.

Общая динамика процессов естественного движения населения и миграции в Ярославской области представлена в таблице 1.

Таблица 1





Наимено-вание

показателя



Ед.

изм.


2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Численность и естественное воспроизводство населения,

брачность и разводимость



1

Численность населения области, на конец года

Тыс. человек

1292,5

1286,1

1280,1

1271,0

1271,0

1271,7

1271,8

1271,6

2

Число родившихся

человек

13085

13642

14315

14345

14144

15181

15325

15149

3

Число умерших

23016

22796

21665

21907

20096

20187

20072

19752

4

в т.ч. в возрасте до 1 года

88

91

87

99

83

122

119

88

5

Естественный

прирост (убыль)



-9931

-9154

-7350

-7562

-5952

-5006

-4747

-4603

6

Число

браков


единиц

11172

10659

10714

10545

11771

11217

11050

10519

7

Число

разводов


6247

6484

6483

5721

6164

5962

6450

6382

8

На 1000 человек населения

промилле

























родившихся

10,1

10,6

11,2

11,2

11,1

11,9

12,1

11,9

умерших

17,8

17,7

16,9

17,2

15,8

15,9

15,8

15,5

естественный прирост (убыль)

-7,7

-7,1

-5,7

-6,0

-4,7

-4,0

-3,7

-3,6

браков

8,6

8,3

8,4

8,3

9,3

8,8

8,7

8 ,3

разводов

4,8

5,0

5,1

4,5

4,8

4,7

5,1

5,0

9

Миграционный прирост

человек

2502

2740

1316

-1520

5976

5648

4841

4466

С 2007 года в Ярославской области наблюдается тенденция увеличения числа родившихся (рост на 15,8 %), при этом общий показатель рождаемости в 2013 году достиг наиболее высокого значения за последние годы. Коэффициент рождаемости вырос с 10,1 человек на 1000 населения в 2007 году до 11,9 человек на 1000 населения в 2014 году.

В последние годы в семьях чаще появляются вторые и третьи дети. Доля повторных рождений у женщин Ярославской области увеличилась с 36% в 2006 году (с момента введения материнского капитала) до 53,3% в 2014 году. Среди новорожденных в 2014 году удельный вес родившихся по очерёдности рождения первыми детьми в семье составил 46,7%, вторыми – 39,5%, третьими – 10,0%, четвёртыми – 2,2%, пятыми и более – 1,4%.

Статистика семейно-брачных отношений в Ярославской области характеризуется уменьшением числа заключенных браков и увеличением числа разводов. За последние пять лет наблюдается отрицательная динамика соотношения регистрируемых браков и разводов (в 2007 году на 1000 браков приходилось 567 разводов, в 2014 году  607 разводов).

Наиболее точно тенденцию рождаемости отражает суммарный коэффициент рождаемости – среднее число рождений у одной женщины в гипотетическом поколении за всю её жизнь при сохранении существующих уровней рождаемости в каждом возрасте независимо от смертности и от изменений возрастного состава. Для простого воспроизводства населения он должен составлять 2,14 – 2,15 ребенка на одну женщину репродуктивного возраста. Суммарный коэффициент рождаемости, не зависящий от возрастного состава населения, в 2014 году достиг наибольшей величины с 2007 года и составил 1,640 (в 2007 году - 1,274).

Продолжительность жизни населения в Ярославской области выросла с 66,9 лет в 2007 году до 70,63 лет в 2014 году.

Показатель младенческой смертности в 2014 году составил 5,8 на 1000 родившихся живыми. В 2007 году показатель младенческой смертности составлял 6,9 на 1000 новорожденных. Не смотря на переход Российской Федерации в 2012 году на новые критерии регистрации рождений детей, рекомендованные ВОЗ (с 500 граммов и 22 недель гестации) удалось не только стабилизировать, но и снизить младенческую смертность на 16% по сравнению с 2007 годом.

В Ярославской области в 2014 году отмечается снижение общей смертности населения на 11,4% по сравнению с 2007 годом: с 17,5 на 1000 населения в 2007 году до 15,5 на 1000 населения в 2014 году (в абсолютных цифрах на 3264 человека - с 23016 до 19752).

Отмечается снижение смертности:

- от болезней системы кровообращения на 30,5%: с 1019,7 на 100 тысяч населения в 2007 году до 708,7 в 2014 году;

- от онкологических заболеваний на 4,2%: с 240,9 на 100 тысяч населения в 2007 году до 231,2 в 2014 году;

- от туберкулеза в 1,9 раза: с 11,7 на 100 тысяч населения в 2007 году до 6,2 в 2014 году. Смертность от туберкулеза в Ярославской области в течение последних лет в 1,8-2,0 раза ниже средних показателей по Российской Федерации (по Российской Федерации в 2013 году - 11,4 случая на 100 тысяч населения).

- от болезней органов дыхания на 15,7%: с 61,0 на 100 тысяч населения в 2007 году до 51,4 в 2014 году;

- от внешних причин на 28,7%: с 209,1 на 100 тысяч населения в 2007 году до 149,2 в 2014 году, в том числе, от транспортных травм всех видов на 31,9% - с 32,3 на 100 тысяч населения в 2007 году до 22,0 в 2014 году (смертность при дорожно-транспортных происшествиях в 2014 году составила 20,7 на 100 тысяч населения). В 2014 году 76,8 % от общего числа погибших погибли на месте происшествия по причинам травм, несовместимых с жизнью.

Вместе с тем, наблюдается рост смертности от заболеваний органов пищеварения на 17%: с 61, 0 на 100 тысяч населения в 2007 году до 102,7 в 2014 году.

Вдвое увеличилась смертность от причин, связанных с употреблением алкоголя: с 42,0 на 100 тысяч населения до 86,9 в 2014 году.

В результате роста рождаемости и снижения смертности сократилась естественная убыль населения: уровень естественной убыли населения составил в 2014 году 3,6 человека на 1000 населения (в 2007 году – 7,7 человек на 1000 населения).

В условиях естественной убыли населения значительно повышается роль миграционных процессов в формировании и сохранении демографического потенциала региона.

По данным Росстата, 71,4%. прибывших в Ярославскую область в 2014 году составляют лица трудоспособного возраста, что оказывает позитивное влияние на возрастную структуру населения и формирование трудового потенциала.

За 2014 год число мигрантов внутри области выросло по сравнению с предыдущим годом на 0,4 процента. Миграционный прирост населения области за этот период уменьшился на 375 человек, или на 7,7 процента. Прирост мигрантов в обмене с регионами России снизился на 549 человек (20,1%), с государствами, являющимися участниками СНГ, напротив, увеличился на 291 человека (14,9%).

В связи с миграционным приростом, происходящим в 2014-2015 гг., необходимо внедрение системы эффективных рычагов регулирования притока мигрантов, прибывающих на постоянное место жительства в Ярославскую область, а также содействие интеграции таких мигрантов, в культурную, социально-экономическую, демографическую среду региона на основе координации действий органов государственной власти, международных, общественных организаций и иных объединений;

Анализ демографической ситуации Ярославской области, выявил следующие основные проблемы:



  • дальнейшее сохранение естественной убыли населения;

  • уровень рождаемости, не обеспечивающий воспроизводство населения;

  • трансформация репродуктивного поведения: откладывание рождения первого ребенка, увеличение доли первых рождений детей в зрелом возрасте родителей;

  • трансформация брачного поведения: более позднее вступление в брак, откладывание или отказ от регистрации брака, нестабильность браков;

  • рост демографической нагрузки на трудоспособное население, прежде всего, лицами старше трудоспособного возраста, а также повышение нагрузки на систему здравоохранения и социального обеспечения;

  • рост смертности населения от причин, связанных с употреблением алкоголя, от заболеваний органов пищеварения;

  • сохраняющийся высокий уровень преждевременной смертности мужчин, особенно в трудоспособном возрасте;

  • низкий уровень репродуктивного здоровья населения (в частности, высокий уровень онкологических заболеваний репродуктивной системы у женщин, увеличение случаев женского и мужского бесплодия).

3. Цели, принципы, задачи демографической политики


Ярославской области на период до 2025 года

Основной целью демографической политики региона является снижение темпов естественной убыли населения и постепенное формирование предпосылок к естественному приросту населения и последующему демографическому росту, увеличение продолжительности жизни населения.

Для достижения поставленной цели демографической политики необходимо успешное решение широкого круга задач социально-экономического развития региона: обеспечение стабильного экономического роста и повышение качества жизни населения, интенсивное развитие человеческого капитала и создание эффективной социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, социальная защита населения), рынка доступного жилья, гибкого рынка труда, улучшение санитарно-эпидемиологической обстановки в области.

В основу демографической политики Ярославской области положены следующие принципы:

комплексность решения демографических задач - мероприятия в этой сфере должны охватывать все направления демографического развития (смертность, рождаемость и миграцию) в их взаимосвязи;

концентрация на приоритетах - выбор по каждому направлению демографического развития наиболее проблемных вопросов и применение эффективных механизмов их решения;

своевременное реагирование на демографические тенденции в текущий период;

партнерство органов государственной власти с институтами гражданского общества в решении актуальных вопросов демографической политики;

координация действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Основными задачами демографической политики Ярославской области на период до 2025 года являются:

- сокращение уровня смертности от управляемых причин, прежде всего в трудоспособном возрасте, увеличение ожидаемой продолжительности жизни;

- сокращение уровня материнской и младенческой смертности, укрепление здоровья детей и подростков;

- сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов;

- создание условий для повышения уровня рождаемости (увеличение суммарного показателя рождаемости);

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений;

- привлечение мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития, с учетом необходимости их социальной адаптации и интеграции.

4. Приоритетные направления демографической политики

Ярославской области

4.1. Решение задачи по сокращению уровня смертности от управляемых причин, прежде всего в трудоспособном возрасте, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, включает в себя:

4.1.1. Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями:

- соблюдение порядков оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями;

- развитие и совершенствование методов диагностики и лечения больных с сердечно-сосудистыми заболеваниями;

- совершенствование деятельности регионального сосудистого центра и первичных сосудистых отделений Ярославской области;

- расширение применения тромболитической терапии при острых коронарных синдромах и остром нарушении мозгового кровообращения;

- применение новейших хирургически методов и технологий при оперативных вмешательствах на сосудах головного мозга и сердца;

- долечивание работающих граждан непосредственно после стационарного лечения после перенесенного инфаркта миокарда, острого нарушения мозгового кровообращения, операций на сердце и крупных сосудах, нестабильной стенокардии.

4.1.2. Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями:

- повышение эффективности работы медицинских организаций области по раннему выявлению злокачественных новообразований;

- развитие и совершенствование методов диагностики и лечения больных с онкологическими заболеваниями.

4.1.3. Совершенствование оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях:

- совершенствование деятельности травматологических центров;

- обеспечение маршрутизации при оказании медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;

- внедрение новых методов диагностики и лечения постадавших при дорожно-транспортных происшествиях.

4.1.4. Совершенствование системы оказания медицинской помощи больным туберкулезом:

- организация профилактической работы, направленной на предупреждение распространения туберкулеза;

- повышение эффективности профилактических обследований с целью раннего выявления больных туберкулезом.

4.1.5. Совершенствование организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи:

- увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи;

- расширение профилей высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в медицинских организациях области.

4.1.6. Развитие системы оказания паллиативной помощи:

- создание эффективной службы паллиативной помощи неизлечимо больным пациентам;

- организация кабинетов паллиативной медицинской помощи;

- организация оказания стационарной паллиативной помощи.

4.1.7. Развитие медицинской реабилитации:

- совершенствование организации оказания реабилитационной помощи в амбулаторных условиях;

- развитие стационарной реабилитационной помощи;

- развитие реабилитационной помощи, оказываемой в санаторно-курортных организациях.

4.1.8. Повышение квалификации и профессионального уровня медицинских кадров.

4.1.9. Улучшение материально-технического обеспечения организаций здравоохранения, оказывающих помощь, в том числе экстренную

4.1.10. Повышение доступности медицинской помощи для жителей сельской местности и отдаленных районов.


4.2. Решение задач по сокращению уровня материнской и младенческой смертности, укреплению репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков включает в себя:

4.2.1. Мероприятия, направленные на снижение смертности от врожденных аномалий развития:

- информирование населения о необходимости ранней явки в женские консультации при беременности, в том числе о льготах для беременных, в том числе при ранней постановке на учет;

- внедрение в действующие программы школ для беременных информационного блока по актуальным вопросам пренатальной диагностики в I-м триместре беременности;

- мероприятия, направленные на улучшение выявляемости врожденных аномалий развития плода;

- увеличение охвата беременных женщин пренатальной диагностикой в установленные сроки;

- совершенствование мониторинга пренатальной (дородовой) диагностики нарушений развития ребенка.

4.2.2. Мероприятия, направленные на улучшение маршрутизации женщин с патологией беременности и экстрагенитальными заболеваниями:

- информирование населения о необходимости родоразрешения в акушерских стационарах в соответствии с группой перинатального риска путем размещения информации на сайтах государственных медицинских организаций;

- внедрение в программы школ для беременных блока информации о необходимости родоразрешения в рекомендованных специалистами учреждениях;

- анализ мониторинга на соответствие маршрутизации беременных установленной группе риска не реже 1 раза в полугодие.

4.2.3. Мероприятия, направленные на улучшение первичной реанимации новорожденных:

- совершенствование навыков медицинского персонала акушерских стационаров проведения первичной реанимации новорожденных

- обучение врачей учреждений родовспоможения базе федеральных симуляционных центров;

- внедрение щадящих методов родоразрешения при рождении детей с экстремально низкой массой тела.

4.2.4. Внедрение клинических рекомендаций по лечению новорожденных, а также аудит их использования:

- дополнительное обучение врачей неонатологов по основным протоколам ведения отдельных состояний новорожденных;

- анализ медицинской документации - историй развития новорожденных.

4.2.5. Укрепление материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства и детства в соответствии со стандартами оснащения родовспомогательных учреждений, развитие высокотехнологичной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и новорожденным детям.

4.2.6. Мероприятия по снижению материнской смертности:

- проведение комплекса мер по недопущению распространения высококонтагиозного гриппа среди беременных, рожениц и родильниц, включая широкий охват вакцинацией против гриппа в сезон ожидаемой эпидемии и обеспечения неснижаемого запаса противовирусных препаратов;

- внедрение в медицинских организациях алгоритмов действий в критической ситуации в акушерстве на основании имеющихся клинических протоколов Минздрава и клинических протоколов;

- совершенствование работы мобильной акушерско-анестезиологической бригады;

- повышение профессиональной грамотности акушеров-гинекологов и врачей смежных специальностей по вопросам ведения беременных с экстрагенитальной патологией

4.2.7. Проведение профилактических мероприятий в целях раннего выявления нарушений состояния здоровья детей и подростков, обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи детям, совершенствование системы оказания реабилитационной помощи детям и подросткам, восстановительной медицины, усиление профилактической работы по предупреждению алкоголизма, наркомании, табакокурения, нежелательной беременности;

4.2.8. Развитие системы оказания медицинской помощи детям и подросткам в образовательных организациях, организация качественного горячего питания обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, обязательность занятий физической культурой во всех типах образовательных организаций.

4.2.9. Обеспечение функционирования в вечернее время спортивных залов общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций для занятий в них обучающихся.
4.3. Решение задач по сохранению и укреплению здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, существенное снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями, улучшение качества жизни больных, страдающих хроническими заболеваниями, и инвалидов включает в себя:

4.3.1. Мероприятия по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни:

- развитие инфраструктуры медицинской профилактики в рамках первичной медико-санитарной помощи;

- совершенствование системы подготовки медицинских кадров по вопросам формирования здорового образа жизни, профилактике заболеваний;

- совершенствование работы ГУЗ ЯО «Областной центр медицинской профилактики»;

- совершенствование системы мероприятий по ограничению потребления табака, профилактике немедицинского потребления наркотических веществ и психоактивных веществ.

- формирование системы мероприятий по здоровому питанию;

- развитие системы мероприятий по повышению уровня физической активности населения.

4.3.2. Совершенствование системы диспансеризации и профилактических осмотров населения состоит из:

- мероприятий по раннему выявлению факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний, туберкулеза;

- дифференцированного подхода к перечню участвующих в диспансеризации специалистов и применяемых методов обследования в различных половозрастных группах населения;

- осуществления профилактического консультирования в рамках диспансеризации;

- организации преемственности между результатами диспансеризации и процессом последующей коррекции выявленных факторов риска и диспансерного динамического наблюдения;

- мер по укомплектованию штатов медицинских организаций, участвующих в проведении диспансеризации.

4.3.3. Организация льготного лекарственного обеспечения. Обеспечение непрерывной лекарственной терапии льготных категорий граждан.

4.3.4. Обеспечение безбарьерной среды обитания для лиц с ограниченными возможностями, развитие реабилитационной индустрии, направленной на обеспечение максимальной социализации инвалидов.

4.3.5. Организация и проведение спортивных и спортивно-массовых мероприятий. Реализация общественно-значимых проектов в сфере массовой физической культуры и спорта, в том числе проекта ГТО.

4.3.6. Размещение в средствах массовой информации тематических сюжетов и программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни, занятия физической культурой и спортом (количество сюжетов и программ, размещённых в средствах массовой информации, 50 сюжетов и программ).

4.3.7. Формирование здорового образа жизни детей и подростков, в молодежной среде путем:

- проведения просветительской работы в образовательных организациях, в том числе направленных на недопущение потребление алкоголя и табачных изделий;

- повышение квалификации по вопросам здоровьесбережения педагогических работников, специалистов, работающих в системе образования.

4.3.8. Создание эффективной системы профилактики социально значимых заболеваний, предупреждения факторов их развития.

4.3.9. Развитие общедоступной спортивной инфраструктуры.
4.4. Решение задачи по созданию условий для повышения уровня рождаемости (увеличения суммарного показателя рождаемости) включает в себя:

4.4.1. Улучшение репродуктивного здоровья населения, применение вспомогательных репродуктивных технологий.

4.4.2. Профилактику и снижение числа абортов.

4.4.3. Поддержку молодых и студенческих семей с детьми.

4.4.4. Поддержку семьи при рождении детей в зависимости от очередности рождений.

4.4.5. Создание условий для совмещения профессиональных и семейных обязанностей, содействие занятости родителей, имеющих малолетних детей.

4.4.6. Обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования, повышение доступности и качества предоставляемых услуг.

4.4.7. Повышение информированности населения о мерах поддержки семей с детьми.

4.4.9. Содействие улучшению жилищных условий, прежде всего, молодых семей и семей с несколькими детьми в том числе:

- улучшение жилищных условий многодетных семей;

- государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования;

- улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, нуждающихся в специальной социальной защите;

- переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и (или) с высоким уровнем износа;

- бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей; гражданам, являющимся участниками областных целевых программ по поддержке молодых семей и др.


4.5. Решение задач по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений включает в себя:

4.5.1. Развитие системы консультативной и психологической поддержки семьи в целях создания благоприятного внутрисемейного климата, профилактики семейного неблагополучия, социальной реабилитации семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, подготовки и комплексного сопровождения семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей.

4.5.2. Пропаганду традиционных семейных, моральных и нравственных ценностей путем проведения региональных информационно-рекламных кампаний, в том числе с использованием интернет-ресурсов.

4.5.3. Повышение общественного престижа семейного образа жизни, многодетности и многопоколенной семьи путем создания специальных телевизионных передач, иных информационных проектов.

4.5.4. Пропаганду ответственного родительства и формирование позитивного образа отца и матери.

4.5.5. Обучение родителей по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних, употребления психоактивных веществ, распространения ВИЧ-инфекции, жестокого обращения с детьми.

4.5.6. Реализацию дополнительных образовательных программ подготовки молодежи к созданию семьи и семейным отношениям на основе традиционных семейных ценностей, формированию ответственного отношения молодежи к браку и семье, репродуктивному здоровью и поведению, психологической готовности к браку и родительству.

4.5.7. Внедрение в работу с разводящейся семьей программ психологического и юридического сопровождения (консультаций психологов и юристов), медиативных технологий;

- развитие деятельности семейных клубов, родительских объединений, ассоциаций замещающих родителей, имеющих различную целевую направленность, распространение опыта межсемейной волонтерской помощи;

- внедрение эффективных механизмов сотрудничества органов исполнительной власти, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области сохранения духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании;

- развитие мер стимулирования полных благополучных семей через организацию различных форм поощрения, в том числе основанных на государственно-общественном и государственно-частном партнерстве (награждение знаками, премиями, грамотами, учреждение наград);

- проведение научно-практических конференций, «круглых столов», дискуссионных площадок по проблемам семьи с участием ученых, общественности, практиков, региональных семейных праздников и мероприятий.

4.5.8. Реализацию Концепции семейной политики Ярославской области.

4.5.9. Повышение обязательств родителей по обеспечению надлежащего уровня жизни и развития ребенка.

4.6. Решение задачи по привлечению мигрантов в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития включает в себя:

4.6.1. Разработка комплекса мер, направленных на повышение миграционной привлекательности региона, привлечение квалифицированных специалистов, соотечественников, проживающих за рубежом.

4.6.2. Создание инфраструктур, способных стимулировать приток мигрантов как внутренних, так и внешних.

4.6.3. Определение потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в РФ на основании визы.

4.6.4. Рациональное и эффективное использование потенциала мигрантов в целях привлечения дополнительных трудовых ресурсов и улучшения их качества.

4.6.5. Содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Ярославскую область.

4.6.6. Создание условий для интеграции иммигрантов и развития толерантности в отношениях между местным населением и выходцами из других стран в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.
5. Информационное обеспечение реализации Концепции

Информационное обеспечение реализации демографической политики включает в себя:

- подготовку аналитических и информационных материалов по вопросам демографической политики области с учетом критериев эффективности реализации Концепции;

- проведение выборочных социологических и социально-психологических исследований в сфере регулирования региональной демографической политики;

- обеспечение систематического всестороннего освещения вопросов, связанных с реализацией Концепции, в средствах массовой информации;

- активную пропагандистскую работу, направленную на возрождение традиционных семейных ценностей, повышение престижа семьи с детьми, материнства и отцовства;

- создание социальной рекламы, тематических программ в средствах массовой информации, направленных на формирование в общественном сознании установок на здоровый образ жизни;

- информирование населения о возможных опасностях для жизни и здоровья, связанных с наиболее распространенными заболеваниями, эпидемической обстановкой, стихийными бедствиями и техногенными авариями, с появлением на рынке опасных для здоровья товаров, а также о мерах, позволяющих предупредить их вредное воздействие на здоровье человека.

Для получения достоверных сведений о демографической ситуации в Ярославской области предполагается использование данных статистического наблюдения, выборочных исследований, отражающих:

- состояние демографической ситуации в области;

- реализацию областных и федеральных программ, конкретных мероприятий, направленных на улучшение демографической ситуации.
6. Механизмы реализации Концепции

Механизмом реализации Концепции предусматривается:

- объединение и координация действий территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления, государственных, муниципальных и общественных организаций, направленных на выработку единых подходов к формированию демографической политики, необходимой для сохранения и укрепления демографического потенциала региона;

- организация мониторинга эффективности принимаемых мер в сфере реализации Концепции, совершенствование системы мониторинга и анализа демографической ситуации в Ярославской области;

- дальнейшее совершенствование областного законодательства в сфере социальной и семейной политики, здравоохранения, образования, жилищного обеспечения, занятости, миграции с учетом мер по реализации демографической политики;

- обеспечение учета демографической ситуации при разработке государственных программ;

- разработка и реализация мероприятий в составе государственных программ в сфере охраны здоровья, занятости, образования, социальной защиты населения, молодежной политики, направленных на решение основных задач Концепции;

- разработка и реализация планов мероприятий по улучшению демографической ситуации в Ярославской области на среднесрочную перспективу;

- учет задач демографического развития при формировании областного бюджета Ярославской области и бюджетов муниципальных образований при решении задач демографического развития;

- обеспечение координации деятельности межведомственных органов по вопросам реализации мер демографического развития;

- обеспечение координации деятельности органов местного самоуправления по разработке программ (планов мероприятий) по улучшению демографической ситуации на местном уровне;

- осуществление методического обеспечения деятельности органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления, направленной на управление демографическими процессами.

7. Основные этапы и ожидаемые результаты

реализации демографической политики Ярославской области

на период до 2025 года

Реализация Концепции включает два этапа.

В рамках первого этапа (2007 - 2015 годы) была разработана Концепция демографического развития Ярославской области на период до 2015 года и реализованы первоочередные меры, направленные на закрепление и дальнейшее развитие положительных тенденций демографического развития Ярославской области. Важным направлением первого этапа стала организация межведомственного взаимодействия и реализация мероприятий приоритетных национальных проектов, реализуемых в сфере образования, здравоохранения, жилищной политики.

Были разработаны и реализованы планы мероприятий по реализации Концепции демографического развития Ярославской области на период до 2015 года, проведена оценка результатов их выполнения, корректировка приоритетов региональной демографической политики, разработка долгосрочных перспективных планов по улучшению демографической ситуации.

В этот период был разработан план мероприятий по распространению здорового образа жизни и повышению мотивации населения к ведению здорового образа жизни, расширению вовлечения населения в занятия физической культурой и спортом, мер профилактической направленности по снижению смертности и заболеваемости от социально значимых причин и активизации информационно-пропагандистской работы в отношении определенных групп населения, предупреждению профессиональных заболеваний и улучшению условий труда, созданию благоприятных и стабильных условий для жизнедеятельности семей с детьми, в том числе семей с несколькими детьми, реализации специальных мер содействия занятости женщин, имеющих детей, закреплению в обществе репродуктивных установок, повышающих значимость семьи и детей, и т.д.

На втором этапе (2016-2025 годы) предполагается с учетом результатов реализации мероприятий первого этапа осуществить корректировку запланированных мер и разработать дополнительные мероприятия, направленные на предупреждение возможных негативных тенденций в сфере демографического развития, вызванных снижением рождаемости, а также продолжающимся старением населения.

В связи со значительным уменьшением к началу второго этапа численности женщин репродуктивного возраста потребуется принять дополнительные меры, стимулирующие рождение в семьях как первого, так и последующих детей.

К 2025 году предполагается:

- обеспечить постепенное увеличение численности населения (в том числе за счет замещающей миграции);

- увеличить ожидаемую продолжительность жизни, снизить уровень смертности;



- увеличить суммарный коэффициент рождаемости.

Целевые показатели определены соответствующими «дорожными картами».
Скачать 79.76 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница