Рахманинов Сергей Васильевич
1873-1943
Русский композитор, пианист и дирижёр, один из крупнейших представителей русской музыкальной культуры конца XIX - первой половины XX веков.
Рахманинов синтезировал в своём творчестве принципы петербургской и московской композиторских школ (а также традиции западноевропейской музыки), и создал новый национальный стиль, оказавший впоследствии значительное влияние как на русскую, так и на мировую музыку XX века. Блестящий пианист, Рахманинов утвердил мировой приоритет русской пианистической школы и её эстетико-художественных принципов.
На фотогтафии, молодой Рахманинов в 1901 году
Биография
Сергей Рахманинов родился 20 марта (1 апреля) 1873 года. Длительное время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода. Исследования последних лет называют усадьбу Семеново Старорусского уезда Новгородской губернии (Россия).
Род Рахманиновых восходит к боярину Рахманину, уехавшему в Россию сопровождать дочь молдавского господаря Штефана чел Маре (1457—1504) Елену, выданную за сына царя Ивана III. Рахманин приходился Елене дядей по материнской линии. Об этом пишут Евстафий Неговский и Николай Бажанов. К этому же роду принадлежат первый переводчик Вольтера на русский язык Иван Фёдорович Рахманинов и механик Иван Иванович Рахманинов, профессор Киевского университета.
Отец — Василий Аркадьевич Рахманинов (1841—1916).
Проявив интерес к музыке уже в четыре года, обучался игре на фортепиано, а в девять лет поступил на фортепианное отделение Санкт-Петербургской консерватории. С 1888 продолжал образование в Московской консерватории.
Детские годы Рахманинова прошли в известном московском частном пансионе Н. Зверева, воспитанником которого был также А. Скрябин, и многие другие выдающиеся русские музыканты (К. Игумнов, М. Пресман, и др.) Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.
В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (по классу А. И. Зилоти), и как композитор (ученик С. И. Танеева и А. С. Аренского) с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера — «Алеко» (дипломная работа) по произведению А. С. Пушкина «Цыганы», Первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных и любимых произведений Рахманинова.
В возрасте 20 лет он стал преподавателем фортепиано в московском Мариинском женском училище, в 24 года — дирижёром Московской русской частной оперы Саввы Мамонтова, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.
Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист и дирижёр. Однако блестящий расцвет его творческой деятельности был прерван неудачной премьерой Первой симфонии, которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки, намного опередившей своё время. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение нескольких лет Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.
В 1901 году он закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр.
Вскоре после революции 1917 Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной и дочерьми покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хобергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.
1 ноября 1918 года Рахманинов с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926—27 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918—1943) Рахманинов создал всего 6 произведений, однако они принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.
Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии, чем оказал ей весьма существенную помощь. «Верю в полную победу», — писал он. Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (рак лёгких). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. Во время Великой Отечественной войны денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».
Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния США.
Творческая характеристика
Творческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской («Могучая Кучка») школ в единый и цельный русский национальный стиль. Тема «Россия и её судьба», генеральная для русского искусства всех видов и жанров, нашла в творчестве Рахманинова исключительно характерное и законченное воплощение. Рахманинов в этом отношении явился как продолжателем традиции опер Мусоргского, Римского-Корсакова, симфоний Чайковского, так и связующим звеном в непрерывной цепи национальной традиции (эта тема была продолжена в творчестве С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г.Свиридова, А. Шнитке и др.). Особая роль Рахманинова в развитии национальной традиции объясняется историческим положением творчества Рахманинова — современника русской революции: именно революция, отражённая в русском искусстве как «катастрофа», «конец света», всегда была смысловой доминантой темы «Россия и её судьба» (см. Н. Бердяев, «Истоки и смысл русского коммунизма»).
Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».
В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910, Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.
Эволюция творческого стиля
Творчество Рахманинова принято условно делить на три или четыре периода: ранний (1889—1897), зрелый (его иногда делят на два периода: 1900—1909 и 1910—1917) и поздний (1918—1941).
Стиль Рахманинова, выросший из позднего романтизма, впоследствии претерпел значительную эволюцию. Подобно своим современникам А. Скрябину и И. Стравинскому Рахманинов по крайней мере дважды (ок. 1900 и ок. 1926) кардинально обновлял стиль своей музыки. Зрелый и особенно поздний стиль Рахманинова выходит далеко за пределы постромантической традиции («преодоление» которой началось ещё в ранний период) и в то же время не принадлежит ни одному из стилистических течений музыкального авангарда XX в. Творчество Рахманинова, таким образом, стоит особняком в эволюции мировой музыки XX века: впитав многие достижения импрессионизма и авангарда, стиль Рахманинова остался неповторимо индивидуальным и своеобразным, не имеющим аналогов в мировом искусстве (исключая подражателей и эпигонов). В современном музыковедении часто используется параллель с Л. ван Бетховеном: так же, как и Рахманинов, Бетховен вышел в своём творчестве далеко за пределы воспитавшего его стиля (в данном случае — венского классицизма), не примкнув при этом к романтикам и оставшись чуждым романтическому миросозерцанию.
Первый — ранний период
Ранний период — начинался под знаком позднего романтизма, усвоенного главным образом через стиль Чайковского (Первый Концерт, ранние пьесы). Однако уже в Трио ре-минор (1893), написанном в год смерти Чайковского и посвящённом его памяти, Рахманинов даёт пример смелого творческого синтеза традиций романтизма (Чайковский), «кучкистов», древнерусской церковной традиции и современной бытовой и цыганской музыки. Это произведение — один из первых в мировой музыке примеров полистилистики — словно символически возвещает преемственность традиции от Чайковского — Рахманинову и вступление русской музыки в новый этап развития. В Первой Симфонии принципы стилистического синтеза были развиты ещё более смело, что и послужило одной из причин её провала на премьере.
Период зрелости
Период зрелости отмечен формированием индивидуального, зрелого стиля, основанного на интонационном багаже знаменного распева, русской песенности и стиля позднего европейского романтизма. Эти черты ярко выражены в знаменитых Втором Концерте и Второй Симфонии, в фортепианных прелюдиях ор.23. Однако начиная с симфонической поэмы «Остров мёртвых» стиль Рахманинова усложняется, что вызвано, с одной стороны, обращением к тематике символизма и модерна, а с другой — претворением достижений современной музыки: импрессионизма, неоклассицизма, новых оркестровых, фактурных, гармонических приёмов. Центральное произведение этого периода — грандиозная поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра, на слова Эдгара По в переводе К.Бальмонта (1913). Ярко новаторское, насыщенное небывало новыми хоровыми и оркестровыми приёмами, это произведение оказало огромное влияние на хоровую и симфоническую музыку XX века. Тематика этого произведения характерна для искусства символизма, для данного этапа русского искусства и творчества Рахманинова: в нём символически воплощены различные периоды человеческой жизни, подводящей к неизбежной смерти; апокалипсическая символика Колоколов, несущая идею Конца Света, предположительно оказала влияние на «музыкальные» страницы романа Т.Манна «Доктор Фаустус».
Поздний — зарубежный период
Зарубежный период творчества — отмечен исключительным своеобразием. Стиль Рахманинова складывается из цельного сплава самых различных, порой противоположных стилистических элементов: традиций русской музыки — и джаза, древнерусского знаменного распева — и «ресторанной» эстрады 1930-х гг., виртуозного стиля XIX века — и жёсткой токкатности авангарда. В самой разнородности стилистических предпосылок заключён философский смысл — абсурдность, жестокость бытия в современном мире, утрата духовных ценностей. Произведения этого периода отличаются загадочной символикой, смысловой полифонией, глубоким философским подтекстом.
Последнее произведение Рахманинова
"Симфонические танцы" (1941), ярко воплощающее все эти особенности, многие сравнивают с романом М.Булгакова «Мастер и Маргарита», законченным в это же время.
Творчество
Значение композиторского творчества Рахманинова огромно: Рахманинов синтезировал различные тенденции русского искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем — Русским национальным стилем. Рахманинов обогатил русскую музыку достижениями искусства XX века и был одним из тех, кто вывел национальную традицию на новый этап. Рахманинов обогатил интонационный фонд русской и мировой музыки интонационным багажом древнерусского знаменного распева. Рахманинов впервые (наряду со Скрябиным) вывел русскую фортепианную музыку на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи фортепианные произведения входят в репертуар всех пианистов мира. Рахманинов одним из первых осуществил синтез классической традиции и джаза.
Значение исполнительского творчества Рахманинова не менее велико: Рахманинов-пианист стал эталоном для многих поколений пианистов разных стран и школ, он утвердил мировой приоритет русской фортепианной школы, отличительными чертами которой являются: 1) глубокая содержательность исполнения; 2) внимание к интонационному богатству музыки; 3) «пение на фортепиано» — имитация средствами фортепиано вокального звучания и вокальной интонации. Рахманинов-пианист оставил эталонные записи многих произведений мировой музыки, на которых учатся многие поколения музыкантов.
Сочинения
В скобках — дата окончания произведения.
• oр. 1 — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1890)
• oр. 2 — Две пьесы для виолончели и фортепиано (1890)
• oр. 3 — Пьесы-фантазии для фортепиано (1891)
• op. 4 — Романсы (1892)
• ор. 5 — Сюита № 1 для двух фортепиано (1892)
• ор. 6 — Две пьесы для скрипки и фортепиано (1893)
• ор. 7 — Симфоническая фантазия «Утёс» (1893)
• ор. 8 — Романсы (1894)
• ор. 9 — Элегическое трио № 2 для скрипки, виолончели и фортепиано (1893)
• ор. 10 — Салонные пьесы для фортепиано (1894)
• ор. 11 — Шесть пьес для фортепиано в четыре руки
• ор. 12 — Цыганское каприччио (1895)
• ор. 13 — Симфония № 1 (1895)
• ор. 14 — Романсы (1897)
• ор. 15 — Шесть хоров для женских или детских голосов (1897)
• ор. 16 — Музыкальные моменты для фортепиано (1897)
• ор. 17 — Сюита № 2 для двух фортепиано (1900)
• ор. 18 — Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1900)
• ор. 19 — Соната для виолончели и фортепиано (1900)
• ор. 20 — Кантата «Весна» (1901)
• ор. 21 — Романсы (1902)
• ор. 22 — Вариации на тему Шопена (1902)
• ор. 23 — Прелюдии для фортепиано(1903)
• ор. 24 — Опера «Скупой Рыцарь» (1903)
• ор. 25 — Опера «Франческа да Римини» (1904)
• ор. 26 — Соната № 1 для фортепиано (1904)
• ор. 27 — Симфония № 2 (1907)
• ор. 28 — Романсы (1907)
• ор. 29 — Симфоническая поэма «Остров Мёртвых» (1908)
• ор. 30 — Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1909)
• ор. 31 — Литургия св. Иоанна Златоуста (1911)
• ор. 32 — Прелюдии для фортепиано (1910)
• ор. 33 — Этюды-картины для фортепиано (1911)
• ор. 34 — Романсы (1911)
• ор. 35 — Поэма «Колокола» для хора, солистов и оркестра (1913)
• ор. 36 — Соната № 2 для фортепиано (1913)
• ор. 37 — Всенощное бдение (1915)
• ор. 38 — Шесть стихотворений для голоса и фортепиано (1916)
• ор. 39 — Этюды-картины (1917)
• ор. 40 — Концерт № 4 для фортепиано с оркестром (1927)
• ор. 41 — Три русские песни для хора и оркестра (1928)
• ор. 42 — Вариации на тему Корелли для фортепиано (1929)
• ор. 43 — Рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром (1935)
• ор. 44 — Симфония № 3 (1937)
• ор. 45 — Симфонические танцы (1941)
Произведения без опуса:
• Элегическое трио № 1 для скрипки, виолончели и фортепиано (1891)
• Симфоническая поэма «Князь Ростислав» (на сюжет баллады А. К. Толстого) (1891)
• Опера «Алеко» (1892)
• 2 струнных квартета (1889, 1896)
• Хор «Пантелей-целитель» (1899)
• Фортепианные пьесы и транскрипции
В начало
Книги и произведения
24 прелюдии для фортепиано
24 прелюдии для фортепиано, NN 1 - 7
24 прелюдии для фортепиано, NN 8 -15
24 прелюдии для фортепиано, NN 16 - 24
Баркарола оп.10, N3
Вальс оп.10, N2
Вариации на тему Ф. Шопена, соч. 22
Итальянская полька
Концерт N1 для фортепиано с оркестром, соч.1
Концерт N1 для фортепиано с оркестром, соч.1, стр. 1-41
Концерт N1 для фортепиано с оркестром, соч.1, стр. 42-84
Полишинель. Соч.3, N4
Полное собрание романсов
Полное собрание романсов. Часть 1
Полное собрание романсов. Часть 2
Полюбила я на печаль свою. Романс. Слова А. Плещеева
Элегия оп.3, N1
Этюды-картины оп.33, N1-4
Этюды-картины оп.33, N1-4
Этюды-картины оп.33, N5-6
Этюды-картины оп.33, N7-9
Этюды-картины оп.39
Юношеские пьесы. Альбом
Поделитесь с Вашими друзьями: |