Анализ примерной программы основного общего образования по математике



Скачать 38.04 Kb.
Дата06.10.2017
Размер38.04 Kb.
ТипАнализ

Анализ примерной программы

основного общего образования по математике.

Новый базисный учебный план ФГОС выделяет образовательную область математика и информатика на ступени основного общего образования в которую вошли предметы математика в 5,6 классах, в 7-9 классах алгебра, геометрия, информатика.






Предметная область

МАТЕМАТИКА

И ИНФОРМАТИКИ

Число часов в неделю

учебные предметы

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

математика

5

5










алгебра







3

3

3

геометрия







2

2

2

информатика







1

1

1


В программе определены результаты

  • В направлении личностного развития

  • развитие логического и критического мышления

  • формирование качеств мышления

  • развитие интереса к математическому творчеству

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры

  • развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности

  • формирование общих способов интеллектуальной деятельности

  • В предметном направлении

  • овладение математическими знаниями и умениями необходимыми в старшей школе (на базовом и углубленном уровне)

  • создание фундамента для математического развития

В программе определены элементы содержания, относящиеся к результатам «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» по возрастным группам 5-6 класс, 7-9 класс (базовый и углубленный уровни) , разделам, в повседневной жизни и при изучении других предметов.



Содержание курсов математики 5–6 классов, алгебры и геометрии 7–9 классов объединено как в исторически сложившиеся линии: числовая, алгебраическая, геометрическая, функциональная и др., так и в относительно новые: стохастика, «реальная математика». Отдельно представлены линия сюжетных задач, историческая линия, методы изучения математики. Согласно ФГОС основного общего образования в курс математики введен раздел «Логика», который не предполагает дополнительных часов на изучении и встраивается в различные темы курсов математики и информатики и предваряется ознакомлением с элементами теории множеств.

Ученик научится

История математики 5-6 класс

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей

История математики 7-9 класс (базовый уровень)

  • Описывать отдельные выдающиеся результаты, полученные в ходе развития математики как науки;

  • знать примеры математических открытий и их авторов, в связи с отечественной и всемирной историей;

  • понимать роль математики в развитии России

Методы математики 7-9 класс (базовый уровень)

  • Выбирать подходящий изученный метод для решении изученных типов математических задач;

  • Приводить примеры математических закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства.

История математики 7-9 класс (углубленный уровень)

  • Характеризовать вклад выдающихся математиков в развитие математики и иных научных областей;

Методы математики 7-9 класс (базовый уровень)

  • Используя изученные методы, проводить доказательство, выполнять опровержение;

  • Выбирать изученные методы и их комбинации для решения математических задач;

  • использовать математические знания для описания закономерностей в окружающей действительности и произведениях искусства;

  • применять простейшие программные средства и электронно-коммуникационные системы при решении математических задач.

Выпускник получит возможность научиться в 7-9 классах для успешного продолжения образования на углублённом уровне


История математики

  • Понимать математику как строго организованную систему научных знаний, в частности владеть представлениями об аксиоматическом построении геометрии и первичными представлениями о неевклидовых геометриях;

  • рассматривать математику в контексте истории развития цивилизации и истории развития науки, понимать роль математики в развитии России

Методы математики

  • Владеть знаниями о различных методах обоснования и опровержения математических утверждений и самостоятельно применять их;

  • владеть навыками анализа условия задачи и определения подходящих для решения задач изученных методов или их комбинаций;

  • характеризовать произведения искусства с учётом математических закономерностей в природе, использовать математические закономерности в самостоятельном творчестве.

Выше перечисленные изменения нашли отражения в Основном содержании математики на уровне основного общего образования.


Элементы логики

Определение. Утверждения. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Пример и контрпример.



Высказывания

Истинность и ложность высказывания. Сложные и простые высказывания. Операции над высказываниями с использованием логических связок: и, или, не. Условные высказывания (импликации).


Содержание курса математики в 5–6 классах


Логические задачи

Решение несложных логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.


История математики


Появление цифр, букв, иероглифов в процессе счёта и распределения продуктов на Древнем Ближнем Востоке. Связь с Неолитической революцией.

Рождение шестидесятеричной системы счисления. Появление десятичной записи чисел.

Рождение и развитие арифметики натуральных чисел. НОК, НОД, простые числа. Решето Эратосфена.

Появление нуля и отрицательных чисел в математике древности. Роль Диофанта. Почему ?

Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Л. Магницкий.

Содержание курса математики в 7–9 классах (базовый уровень)

Алгебра


Логические задачи

Решение логических задач. Решение логических задач с помощью графов, таблиц.


Геометрия


Фигуры в геометрии и в окружающем мире

Формирование представлений о метапредметном понятии «фигура».



Преобразования

Понятие преобразования. Представление о метапредметном понятии «преобразование».


История математики


Возникновение математики как науки, этапы её развития. Основные разделы математики. Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки.

Бесконечность множества простых чисел. Числа и длины отрезков. Рациональные числа. Потребность в иррациональных числах. Школа Пифагора

Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П.Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений степеней, больших четырёх. Н. Тарталья, Дж. Кардано, Н.Х. Абель, Э.Галуа.

Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Появление графиков функций. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных систем координат.

Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске. Сходимость геометрической прогрессии.

Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма, Б.Паскаль, Я. Бернулли, А.Н.Колмогоров.

От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель. Построение правильных многоугольников. Триссекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа π. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И.Лобачевский. История пятого постулата.

Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира.

Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса.

Роль российских учёных в развитии математики: Л.Эйлер. Н.И.Лобачевский, П.Л.Чебышев, С. Ковалевская, А.Н.Колмогоров.

Математика в развитии России: Петр I, школа математических и навигацких наук, развитие российского флота, А.Н.Крылов. Космическая программа и М.В.Келдыш.

Содержание курса математики в 7-9 классах (углублённый уровень)

Алгебра


Понятие зависимости

Прямоугольная система координат. Формирование представлений о метапредметном понятии «координаты».

Как положительный момент следует отметить то, что и результаты и содержание разбиты на возрастные группы 5-6 классы, 7-9 классы, на уровни изучения (базовый и углубленный), что облегчает написание рабочей программы педагогами.

Проблемы будут в следующем:



  1. В основной образователь программе не указано количество часов на изучение каждой темы в каждом классе. Такое распределение часов может дать только авторская рабочая программа соответствующая УМК. Т.е у педагога должна быть авторская рабочая программа и вся линейка учебников с 5-9 класс. Если даже в них отсутствуют новые линии: множества, логика, математика в историческом развитии их следует включить в рабочую программу педагога.

  2. Основная образовательная программа предусматривает углубленное изучение математики с 7 класса, в предложенных вариантах базисного плана не отражено количество часов, отводимое на углубленное изучение математики. Распределение часов необходимо производить в соответствием с авторской программой. Углублять необходимо как алгебру, так и геометрию.

Вместе с тем изменились подходы к организации и содержанию оценочных процедур, которые включают в себя:

- Стартовую диагностику, представляющую собой процедуру оценки готовности к обучению на данном уровне образования;

- Текущую оценку, представляющую собой процедуру оценки индивидуального продвижения в освоении программы учебного предмета;

- Тематическую оценку, представляющую собой процедуру оценки уровня достижения тематических планируемых результатов по предмету;

- Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности учащегося.


Методист ИМЦ О.В. Поздеева.

Скачать 38.04 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




©zodomed.ru 2024


    Главная страница